11 марта 2015 г.
Один из основных итогов прошлого года, который лишь подчеркнули итоги первых глобальных выставок года наступившего, прежде всего, Consumer Electronic Show и Mobile World Congress — «умные часы» массовым товаром не стали, и в ближайшее время не станут. Это обстоятельство важно для ритейла, прежде всего, для российского, который кроме общих проблем, характерных для мировой розницы, испытывает для всего испытывает действие локального экономического кризиса.
По итогам продаж мобильных гаджетов за прошлый год в натуральном выражении бесспорными лидерами рынка являются смартфоны, которых было продано 1,244,890,000, по данным Gartner Group. На втором месте по популярности — традиционные компьютеры, которых было продано втрое меньше 308 млн. На третьем — планшеты, которых за год удалось реализовать 216 млн. Сколько же «умных часов» было продано за прошлый год? Всего лишь 4,6 млн, по данным Strategy Analytics. Приговором этим устройствам стали рождественски-новогодние распродажи, в ходе которых, по данным Gartner, «умные часы» даже не попали в список наиболее желаемых электронных подарков.
Заметим, что никто из производителей традиционных часов не предложил свои модели smart watch, хотя многие имеют интересные наработки в этом направлении. Например, Casio давно предлагают модели G-Shock, поддерживающие связь с гаджетом по Bluetooth и сигнализирующие о поступлении SMS, сообщений в Twitter и Facebook, а также о входящих вызовах, Tissot T-Touch имеет «на борту» не только компас, термометр и альтиметр, но и тач-скрин, и т. д. Но выпускать современные «умные часы» компании не спешили, что прекрасно иллюстрирует их отношение к данному сегменту рынка. Как видно, радужным прогнозам Gartner, согласно которым уже в 2016 году 40% носимых на запястье девайсов будет «умными», эти компании не верят.
При этом прошлый год был очень успешным для «умночасовой» индустрии! Как отмечает Gartner Group, если в позапрошлом году из десяти ведущих мировых компаний, производящих смартфоны, только две выпускали smart watch, то в прошлом году таковых стало семь. Соответственно, росли и продажи, по сравнению с 1 млн «умных часов», реализованных в 2013, по данным Juniper Research, цифра в 4,6 млн очень высока. Показателем зрелости рынка стало появление Android Wear. Но теперь эта платформа уже не одинока: Samsung делает «часы» на Tizen, а LG — на WebOS.
Аналитики сходятся в том, что взрывной рост продаж smart watch продолжится, только в натуральном выражении он не впечатляет. Strategy Analytics прогнозирует рост продаж на 511%, но это составит всего лишь 28,1 млн. штук,о пятисотпроцентном росте рынка в натуральном выражении говорит и IDC. Правда, аналитики Strategy Analytics считают, что в будущем году 15 млн из проданных часов будут выпущены Apple. Следовательно, часов на платформах Google, Samsung и LG будет реализовано всего лишь чуть более 13 млн. штук. Почти троекратный рост продаж за пределами экосистемы Apple — напомним, что iWatch совместимы только с iPhone — менее выразителен, чем общий пятисотпроцентный, но все равно впечатляет, однако, по сравнению с сотнями миллионов гаджетов других типов объемы реализации «умных часов» это капля в море. При этом аналитики ожидают выхода на рынок разнообразных моделей многочисленных азиатских производителей, благодаря активности которых средняя цена smart watch упадет ниже 150 долл., что, с одной стороны, послужит развитию рынка, с другой снизит мажинальность в продажах «умных часов».
Что ситуация со smart watch означает для российских ритейлеров? Чудес ждать не приходится, бума «умных часов» не будет и катализаторами розничных продаж на российском рынке они не станут. Конечно, первые iWatch тут будут продавать по невероятным ценам, о чем в очередной раз напишет вся пресса, но, согласитесь, спекулятивные акции несмотря на свою шумность и заметность на обороты всего ИТ-ритейла заметного влияния не окажут.
Предпочтения абонентов в плане использования традиционных гаджетов не изменятся. По данным Garther лишь около процента опрошенных планируют заменить традиционный смартфон на тандем «smart watch + планшет», что является крайне малой величиной, на уровне погрешности измерения. В данном случае российская ситуация данные вряд ли будут сильно отличаться от мировой.
В современных российских условиях снижение платежеспособного спроса приведет к обострению косвенной конкуренции. Попросту говоря, у купившего один гаджет на приобретение другого может попросту не остаться денег. В этом плане «умные часы» будут способствовать снижению объема продаж смартфонов и планшетов, но из-за малой популярности «часов» это влияние будет крайне малозаметным.
Однако, отсутствие перспектив «умных часов» как массового или высокомаржинального товара, вовсе не означает, что повышенное внимание к ним невозможно использовать российскому ритейлу. «Умные часы» — любопытная опция, актуальная для гаджет-аддиктов, гиков и просто активных пользователей, а также для пользователей, которые хотят казаться таковыми. Обеспечьте на прилавке широкий выбор таких часов, оповестите об этом потенциальных клиентов — хотя бы через большой красивый баннер: реальный, если у вас магазин традиционный, или виртуальный, если у вас интернет-магазин — и к вам потянутся как просто любопытствующие, так и представители описанной выше целевой аудитории smart watch. Пусть они зайдут хотя бы посмотреть на новинки или примерить «умные часы» на свое запястье, но они хотя бы зайдут в ваш магазин! А это по понятным причинам увеличит вероятность совершения ими покупки (совсем не обязательно «умных часов») как сейчас, так и в будущем. Кроме того, такие люди часто являются opinion leaders, поэтому они потянут за собой в вашу торговую точку других потенциальных клиентов, пусть менее «гикнутых», но все равно для вас интересных.
Итак, ритейлерам совершенно незачем попадать в ловушку «умных часов» самим, хотя бы испытывая необоснованные ожидания позитивного влияния этого товара на обороты, но будет весьма полезно заманивать «умными часами» к себе возможно более количество посетителей. Как превращать посетителей — причем из весьма интересных групп: активных пользователей, «техно-мажоров» и т. д. — в покупателей и, если повезет, в лояльных клиентов, это уже другой вопрос.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE