20 апреля 2015 г.

Увеличить
Сводная таблица по макроиндикаторам. Источник: оценки Росстата и расчеты «ГфК-Русь», март 2015 г.
Увеличить
Диагр. 1. Социальные и потребительские настроения. Источник: «ГфК-Русь Омнибус», март 2015 г.
Увеличить
Диагр. 2. Средний ценник января этого года в сравнении со средним ценником января года прошлого (в рублях и евро) по различным товарным группам. Источник: «ГфК-Русь», март 2015 г.
Увеличить
Диагр. 3. Трансформация популярности каналов сбыта потребительских товаров. Источник: «ГфК-Русь», март 2015 г.

Интереснейшие цифры привела консультант по исследованиям рынка потребительской электроники и фото GfK Russia Сафие Аль Хаффаф в своем докладе, прозвучавшем на конференции «Российский рынок потребительской электроники — стратегии развития в условиях кризиса», прошедшей в рамках выставки «2015 Consumer Electronics & Photo Expo», состоявшейся в Москве в апреле этого года.

Первым делом она продемонстрировала участникам данной конференции таблицу, содержащую сведения о шести основных макроиндикаторах (ВВП, индекс промышленного производства, оборот розничной торговли, реальные доходы на душу населения, безработица, инфляция), характеризующих экономическое состояние нашей страны в 2011-2014 гг. и прогнозы на 2015 г. Таблица эта базируется на оценках Росстата и расчетах «ГфК-Русь». Прогнозы таковы: для пяти из шести перечисленных выше макроэкономических индикаторов ожидается негативная динамика. Так например, предполагается, что в 2015 г. ВВП упадет на 4,0%, реальные доходы на душу населения на 3,0%, а оборот розничной торговли (в сопоставимых ценах с учетом инфляции) сократится на 0,9%.

Затем (см. диагр. 1) были оглашены результаты очередного ежегодного исследования GfK «Индекс потребительских настроений», которое было проведено в марте этого года путем опроса примерно 2200 респондентов (в возрасте от 16 лет) в городской и сельской России. «Таких плохих потребительских настроений не было с 2009 года!», — с горечью отметил участник этой конференции директор по продажам SVEN (Россия) Валерий Трусов. Видимо, такого рода потребительские настроения не радуют и других ритейлеров. Ведь их доходы в немалой степени зависят от объемов продаж.

Однако перейдем от макроэкономики к вещам, более близким нашей читательской аудитории. Что, например, происходит на российском рынке потребительской электроники?

На диагр. 2 отображены средние ценники января этого года в сравнении со средним ценником января года прошлого (в рублях и евро) по различным товарным группам. Легко заметить, что в рублях средние ценники, как правило, стали заметно выше, а в пересчете на евро — заметно ниже. Единственное исключение — рынок потребительской электроники (Consumer Electronics, CE): здесь средний ценник, по оценкам GfK, уменьшился как в рублях (на 5,5%), так и в евро (на 39,4%).

Ниже вы видите итоги продаж по некоторым товарным группам, отслеживаемым GfK, за первые11 недель 2015 г. в сравнении с итогами продаж за этот же период 2014 г. (в рублях):

  • фототехника (-29,9%);
  • потребительская электроника (-28,1%);
  • компьютерная/офисная техника (-21,6);
  • мелкая бытовая техника (-14,6);
  • крупная бытовая техника (-1,1%);
  • телекоммуникационное оборудование, включая смартфоны, мобильные телефоны, планшеты, мобильные аксессуары, носимые устройства, гарнитуры и стационарные телефоны (+7,6%).

Легко заметить, что положительную динамику демонстрирует только телекоммуникационное оборудование. А хуже всего чувствует себя сегмент фототехники. В целом же за минувший год, по оценкам GfK, рынок фототехники в России упал, по сравнению с 2013-м, на 24% в рублях (на 36% в евро), но при этом все ещё остался четвертым после Германии, Франции и Великобритании.

Представляет интерес трансформация популярности каналов сбыта потребительских товаров. Из диагр. 3 видно, что онлайн-торговля стремительно набирает обороты. Если в 2012 г. по всем продуктовым группам, отслеживаемым GfK Russia, на долю Интернет-торговли (Internet Sales) приходилось лишь 8,1% от общего объема продаж, то в 2013 г. этот показатель увеличился до 11,1%; а в 2014-м — до 14,5%. В нынешнем году (по итогам января-февраля) данный показатель составил 16,3%.

«По нашим прогнозам, к 2020 году доля онлайн-продаж на российском рынке потребительской электроники достигнет 30%, — говорит Сафие Аль Хаффаф. — При этом к онлайн-продажам мы относим заказы, сделанные через интернет или терминал, независимо от способа доставки заказанного товара: через точки самовывоза, посредством доставки на дом курьером или же посредством почтового отправления».

Источник: Владимир Митин, для crn.ru