2 июля 2015 г.
В 2014 году в России было открыто 760 многофункциональных центров (МФЦ), а всего в стране в ближайшее время планируют довести количество центров до 3000. Востребованность в них растет, как растут и требования граждан к скорости и качеству оказываемых услуг.
Сейчас граждане могут получать услуги онлайн, обратившись напрямую в государственные ведомства или получить их через МФЦ. Как показывает практика, россияне все активнее пользуются всеми видами получения услуг. Сейчас возможность обратиться в центры имеют около 63% россиян. В планах правительства создать всероссийскую сеть МФЦ, что позволит обеспечить 90% россиян доступ к получению госуслуг по принципу одного окна. По оценке Минэкономразвития для создания сети потребуется около 32 млрд рублей.
По данным, предоставленным Минэкономразвития, лидерами по количеству открытых центров и доступности их для граждан среди субъектов РФ являются такие регионы как Чукотский АО, Кировская и Ростовская области, республики Адыгея и Тыва — в ней 1 центр обслуживания приходится на 3.6 тысяч жителей. Аутсайдеры — Иркутская и Орловская области, республика Коми, Севастополь и Крым. В них 1 центр приходится на 127 тысяч — 326 тысяч жителей.
Между тем, в год россияне около
Год назад правительство озаботилось проблемой налаживания обмена информацией и взаимодействия с центрами, выпустив постановление, обязывающее ведомства создать «дорожную карту» по оптимизации работы с МФЦ. Ведомственные акты выпустили МВД, Росреестр, ПФР, Росимущество, ФСС, Роспотребнадзор, ФНС и ФССП России. К сентябрю — декабрю 2015 года, госструктуры должны разработать 11 сервисов СМЭВ для оказания 13 государственных услуг, а в целом в МФЦ предусмотрено оказание 51 услуги.
По данным на сегодняшний день, далеко не все услуги могут быть оказаны напрямую в МФЦ. Минэкономразвития проанализировал ситуацию в 9 субъектах РФ, в том числе Москве, озвучив некоторые проблемы. В частности, в Воронежской и Ростовской областях и Ямало-Ненецком АО нельзя в МФЦ получить справку об отсутствии судимости, сервис выдачи водительского удостоверения взамен утерянного не доступен не только в этих регионах, но и в Москве. Невозможно оформить регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, поставить имущество на государственный кадастровый учет и предоставить гражданам информацию из государственного кадастра недвижимости.
Недоступны и некоторые услуги ПФР. Например, в МФЦ нельзя оформить сертификат на выдачу материнского капитала и распорядиться его средствами, выбрать управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд для управления накопительной частью своей пенсии, подать заявление об изменении способа доставки пенсии и т.д. Также, по данным Минэкономразвития, через МФЦ нельзя подать документы на получение загранпаспорта, например, в Москве такой сервис работает через единый портал госуслуг.
Над устранением этих недостатков работают ИТ-специалисты ведомств. Сроки ввода в эксплуатацию некоторых сервисов уже озвучены, в основном это ноябрь — декабрь 2015 года. На данный момент Минэкономразвития составил план-график разработки сервисов СМЭВ, необходимых для взаимодействия с МФЦ, а также интеграции информационной системы МФЦ с единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА).
В перспективе с развитием электронных госуслуг и СМЭВ, включающей взаимодействие с МФЦ, гражданам практически не нужно будет посещать органы власти и контактировать с чиновниками, говорят эксперты. Это уберет из нашей жизни массу проблем: необходимость подстраиваться под неудобный режим работы госорганов и самостоятельно собирать документы, очереди, повторные явки и т.д. Это не только сделает получение госуслуг удобным и быстрым, но и позволит к минимуму свести возможность коррупции.
Источник: Светлана Лазарева, эксперт ИАЦ «Российский пенсионер»