10 июля 2015 г.

Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить

На круглом столе «Госзакупки: механизмы стимулирования импортозамещения», проходившем 10 июля в рамках международной промышленной выставки «ИННОПРОМ-2015», заместитель генерального директора компании Cognitive Technologies Максим Чернышев обозначил объем финансовых потерь государства от работы западного ПО на территории России. По его словам, ежегодные бюджетные траты на продукты трех крупнейших поставщиков (SAP, Oracle и Microsoft) составляют 180 млрд. рублей, в то время как систематическое внедрение отечественных ИТ-решений ежегодно сохраняло бы в казне государства свыше 500 млрд. рублей.

«В масштабах государства капитальные расходы уменьшатся в течение первого года на 40% (примерно 70 млрд. рублей) за счет закупки российских программных продуктов по конкурентным ценам; операционные расходы уменьшатся на 60% (примерно 90 млрд. рублей) за счет исключения цепочки субподрядчиков, — цитирует Чернышев результаты независимого аналитического исследования, проведенного центром Национального рейтинга прозрачности закупок (НРПЗ). — Рост отчислений в бюджет за тот же период составит до 80% — в первую очередь за счет концентрации денежных потоков от лицензионных отчислений и оказания услуг на территории страны. Прогнозируемый рост количества рабочих мест составит не менее 30% (ок. 300 тыс. человек), что приведет к формированию у отечественных ИТ-компаний стабильного потока заказов, гарантирующих долгосрочное трудоустройство и профессиональное развитие отраслевых специалистов».

В связи с озвученной статистикой главным объектом дискуссии со стороны господина Чернышева стала позиция генерального директора SAP СНГ Вячеслава Орехова — по вопросу о том, нужно ли ужесточать критерии локализации для западных ИТ-систем, закупаемых в рамках госсзаказа.

Чернышев, выступая за максимальное регулирование критериев локализации, напомнил участникам заседания, что согласно поправкам к закону ФЗ-44 «О контрактной системе», разработанным Минэкономики, Минфином и Минпромторгом, производители, которые обязуются локализовать производство своего товара в России, получат возможность поставлять продукцию государственным заказчикам на внеконкурсной основе.

«Это значит, что при недостаточно внимательном подходе к формированию принципов локализации для западных компаний может произойти ситуация, когда крупный зарубежный ИТ-вендор, занимающий доминирующую позицию на рынке России, пусть и локализованнный внутри страны, станет фактическим монополистом. В то время как импортозамещение программных продуктов способно оперативно, в течение одного календарного года, привести к снижению бюджетных расходов, увеличению поступлений и созданию новых рабочих мест», — заявил Чернышев.

Подобная позиция может быть весьма холодно воспринята российским представительством системного интегратора SAP, менее двух недель назад подписавшего на Петербургском международном экономическом форуме меморандум с «Ростелекомом» по предоставлению облачных сервисов, которые будут доступны только на территории России.

Cognitive Technologies убеждены, что в ходе реализации поправок нельзя допустить глобального замещения российских товаров локализованными импортными. «Шанс, который наше государство в соответствии с принципами свободного рынка дает западным компаниям, не должен восприниматься ими как персональная преференция или элемент лоббирования. При реализации стратегии внеконкурсного предоставления госконтрактов тем организациям, которые намерены сосредоточить свое производство в России, правительству следует ввести четкие понятия локализации и ее критериев. В противном случае мы своими же руками породим деструктивный инструмент, благодаря которому любая ИТ-компания, хорошо укомплектованная текущими заказами, сможет стать в нашей стране монополистом и получать системообразующие контракты от государственных ведомств и министерств, минуя конкурсные процедуры по закупкам. Отсутствие программных решений отечественного производства в стратегических предприятиях поставит под угрозу политический и экономический суверенитет России», — заявил Чернышев.

Разногласия между Cognitive Technologies и SAP понятны. Если оставить за скобками фактор национальной принадлежности и деловых амбиций двух компаний (основанная в 1993 году, в то же время, что свою работу в России начал SAP СНГ, ЗАО «Когнитив» сегодня возглавляет рейтинг ИТ-компаний по продажам своих решений в госсекторе и официально признано наименее зависимой от иностранного ПО компанией России; при этом по всем бизнес-показателям она примерно в 30 раз меньше своего немецкого конкурента), текущие противоречия вполне объяснимы и повесткой дня.

Перед представительством SAP СНГ, возглавляемым Вячеславов Ореховым (также участвовал в обсуждении на круглом столе), штаб-квартира вендора поставила задачу в 2015 году заработать 1 млрд. евро (при том, что еще в 2012 году выручка компании составила только 349,6 млн. евро). Очевидно, что главным драйвером выручки должны как раз стать государственные заказы. Основную ставку при достижении целевого показателя предыдущий руководитель Виталий Постолатий делал на локализацию банковского ПО и работу с госсектором. В мае 2013 г. это направление возглавил перешедший в SAP из IBM Леонид Алтухов, также нацеленный на государственные контракты. В это время на фоне роста портфеля госзаказов Cognitive Technologies в 2014 году увеличили выручку на 33%.

«Сегмент государственных проектов особенно актуален для этих игроков, поэтому вопрос локализации западных компаний как более простого способа получить желаемые контракты в контексте импортозамещения в ИТ является серьезным аргументом против зарубежных представителей. При этом пока Cognitive Technologies в этом споре звучат убедительнее», — убежден Андрей Коннов, директор коммуникационного агентства Konnov Media, специализирующегося на продвижении ИТ-проектов. «Дело в том, что, с одной стороны, стимулирование локализации позволит получить дополнительные рабочие места внутри страны, а регионам — дополнительную финансовую поддержку из налоговых отчислений этих компаний. Но с другой — подобная перспектива кадровой и финансовой стабилизации не должна затуманивать разум. Ведь облегченный доступ западных компаний к госсконтрактам в России на основании одного лишь соблюдения ими правил о локализации своих производств приведет к значительному снижению роста отечественных ИТ-производителей на фоне и без того возрастающих бюджетных трат на содержание западного ПО», — уверен Коннов.

В сложившихся условиях вокруг новых поправок к ФЗ-44 существуют риски сужения рынка РФ для развития импортозамещающих производств, поэтому крайне важно грамотно регулировать законодательную базу для конкурентной работы российских и западных ИТ-производителей. Это, по мнению Максима Чернышева из Cognitive Technologies, возможно благодаря формированию механизма общественного контроля реализации программы импортозамещения: «Для поддержки импортозамещения и создания самостоятельной ИТ-отрасли требуется комбинация из нормативных и общественно-политических мероприятий, что позволит, согласно результатам исследования НРПЗ, ежегодно перераспределять до 120 млрд. рублей в пользу отечественных разработчиков». Таким образом, по убеждению Cognitive Technologies, локализация должна позиционироваться исключительно как обязательное условие для участия иностранного ИТ-предприятия в конкурсе на государственный контракт, но никак не козырь, который оставит за бортом отечественных игроков.

Источник: Пресс-служба компании Cognitive Technologies