20 октября 2015 г.

В 3 квартале мировой объем ПК-поставок составил почти 71,0 млн. шт., снизившись на 10,8% за год — чуть ниже прогноза (-9,2%), сообщает IDC.

В целом, результаты совпадали с ожиданиями, что третий квартал столкнется с трудными финансовыми условиями и будет переходным периодом. Во многих регионах канал оставался нацелен на расчистку товарных запасов с Windows 8 перед тем, как на сцену выйдет более полный портфель моделей с Windows 10 и процессорами Skylake от Intel. Вендоры и каналы сбыта старались также ограничить качание цен из-за колебаний обменных курсов. Обесценение валют, хотя и замедлилось, продолжало тормозить ПК-поставки в 3 квартале.

Хотя Windows 10 получила в целом одобрительные отзывы и пробудила потребительский интерес к ПК, многие пользователи выбрали апгрейд имеющихся ПК, а не покупку новых. Кроме того, необычно короткий период времени между Windows RTM (окончательной первоначальной версией) и официальным розничным релизом ОС затруднил для OEM-изготовителей запуск сертифицированных новых моделей, результатом чего был ограниченный выбор систем с Windows 10 (и минимум соответствующей рекламы) на протяжении большей части 3 квартала.

Хотя рынок в целом продолжал демонстрировать двузначный спад, и даже у ведущих вендоров наблюдалось снижение поставок по сравнению с прошлым годом, топ-4 вендора имели гораздо лучшие результаты, чем остальные. Четыре ведущих вендора имели совокупное снижение поставок на 4,5% по сравнению со спадом почти на 20% у остальных. Преимущества масштаба, прицел на портативные ПК, более глубокое проникновение каналов дистрибуции на формирующиеся рынки, а также уход с рынка более мелких вендоров — все эти факторы работали в пользу самых крупных игроков.

«ПК-рынок продолжает сокращаться, как и ожидалось, но мы по-прежнему оптимистично оцениваем будущее поставок, — пишет Джей Чжоу (Jay Chou), менеджер исследования, Worldwide PC Tracker, IDC. — В ближайшее время ПК-поставки будут тормозиться предложением бесплатного апгрейда на Windows 10, но в более долгосрочной перспективе улучшенные возможности работы с ПК по всем сегментам пользователей должны подталкивать спрос на новое компьютерное оборудование, который, как ожидается, поможет стабилизировать рынок в 2016 году и далее».

ПК-рынок в США продолжал страдать от вялого спроса в потребительском и коммерческом сегментах. Старт Windows 10 в июле оказал тормозящее действие, так как многие потребители воспользовались бесплатным апгрейдом. В коммерческом сегменте ИТ-бюджеты оставались нацеленными на другие проекты, в том числе инициативы готовности к мобильным устройствам и цифровой трансформации.

«Тем не менее, остается некоторая надежда на 4 квартал, — пишет Линн Хуан (Linn Huang), директор исследования, Devices & Displays, IDC. — На рынок выходят новые модели, использующие Windows 10 и новые процессоры Skylake от Intel, которые могут стать самым сильным стимулом для потребителей, какой мы видели за многие годы, чтобы обновить свои ПК. Выльется ли это побуждение в реальные продажи — предстоит посмотреть».

Основные результаты по регионам

ПК-поставки в США составили 17,3 млн. шт., слегка снизившись по сравнению с прошлым годом. HP сохранила свои лидирующие позиции; следом за ней шла Dell. Apple сумела вновь вернуть себе место в группе топ-3, чуть обойдя Lenovo в объеме. Toshiba замыкала список топ-5. В сентябре затоваренность каналов сбыта несколько ослабла, повысив аппетит на поставки новых ПК с Windows 10 в преддверии грядущих праздников.

Продолжая тенденции 2 квартала, ПК-поставки в регионе EMEA продемонстрировали двузначный спад, так как вендоры стремились сократить запасы с Windows 8 для подготовки к поставкам новых продуктов к праздничному сезону. К концу квартала товарные запасы в каналах значительно сократились, освободив место для Windows 10-машин. Тем не менее, колебания валют вкупе с продолжающимися экономическими и политическими неурядицами в определенных частях региона по-прежнему тормозили спрос и сдерживали поставки.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе (без Японии) объем поставок был близок к ожидаемому в этом квартале. Рынок был слабее по сравнению с предыдущим годом ввиду влияния валютных курсов и расчистки товарных запасов, что было главным приоритетом во многих странах региона. Некоторые крупные проекты были отложены, в том числе образовательный проект в Индии. Коммерческий рынок был вялым и поддерживался главным образом госзаказами во многих странах.

ПК-поставки в Японии следовали сезонным трендам, продемонстрировав солидный рост по сравнению со 2 кварталом, но тем не менее, были ниже прогноза, так как спрос тормозился слабой иеной, остающимися запасами и сравнительным отсутствием маркетинга Windows 10.

Результаты по вендорам

Lenovo оставалась вендором № 1 с объемом поставок 14,9 млн. шт., что на 4,9% ниже прошлого года. Отсутствие роста в Азиатско-Тихоокеанском регионе и не блестящие продажи на других рынках были скомпенсированы сильными поставками в США, где вендор продолжает агрессивно расширять партнерства.

HP осталась на втором месте с объемом поставок на 5,5% ниже, чем в прошлом году, но всё же опережая рынок. HP также выиграла от стабилизирующегося рынка США.

Dell была на третьем месте с объемом более 10 млн. шт., на 2,9% ниже прошлого года. Сильные результаты в Азиатско-Тихоокеанском регионе (без Японии) и сохранение уровня сбыта в США помогли компенсировать сравнительно вялый рынок EMEA. Продажи ноутбуков также шли неплохо.

Apple продолжала опережать других вендоров, переместившись на третье место в США и увеличив свою долю мирового рынка и в США.

Acer оставалась в группе топ-5, но объем поставок значительно снизился по сравнению с сильным 3 кварталом год назад, так как в своих крупнейших регионах, EMEA и Азиатско-Тихоокеанском, компания продолжала наблюдать общее сокращение поставок.

Табл. 1. Топ-5 вендоров мирового рынка по ПК-поставкам в 3 кв. 2015 г. (предварительные данные, тыс. шт.)

Vendor

3Q15 Shipments

3Q15 Market Share

3Q14 Shipments

3Q14 Market Share

3Q15/3Q14 Growth

1. Lenovo

14,937

21.0%

15,699

19.7%

-4.9%

2. HP

13,905

19.6%

14,715

18.5%

-5.5%

3. Dell

10,120

14.3%

10,425

13.1%

-2.9%

4. Apple

5,324

7.5%

5,514

6.9%

-3.4%

5. Acer Group

4,997

7.0%

6,746

8.5%

-25.9%

Others

21,693

30.6%

26,459

33.3%

-18.0%

Total

70,976

100.0%

79,558

100.0%

-10.8%


Источник: IDC