4 декабря 2015 г.
56% всех сотрудников digital-компаний России работают в Москве и зарабатывают 66% всех денег этого рынка. Это в 4 раза выше нормального распределения трудоспособного населения между Москвой/МО и регионами. Такие данные опубликованы в масштабном исследовании аналитического агентства Тэглайн.
Средняя зарплата digital-специалиста в России в 2015 году составила 60 990 рублей. В Москве этот показатель ожидаемо выше — 74 540 рублей. Таким образом, москвичи получают на 58% больше, чем региональные специалисты (47 180 рублей). Чем крупнее компания, тем оплата выше — так, в агентствах с более чем 70 сотрудниками средняя зарплата составляет около 65 000 рублей. Наиболее высоко в digital оценивается труд арт-директоров (86 820 рублей), технических директоров (86 710 рублей), аккаунт-менеджеров (63 860 рублей) и архитекторов / проектировщиков (62 140 рублей).
По данным исследования, рост зарплат на digital-рынке, который замедлялся последние два года, к концу 2015 года остановился. Продолжили повышать зарплаты только крупные компании и только состоявшимся сотрудникам. Несмотря на это, digital-специалисты получают зарплату в 1,8 раз выше, чем среднестатистические жители России.
Средняя почасовая ставка составила 1 720 рублей. Ставка московских специалистов оказалась на 20% выше средней, региональных — на 16% ниже. Внешняя ставка сотрудника для клиента примерно в 4,5 раза выше внутренней. Веб-разработка, интеграция, тестирование, подготовка контента, а также дизайн-работы выносятся московскими компаниями на аутсорс либо в региональные подразделения.
Количество сотрудников средней digital-компании незначительно снизилось по сравнению с 2014 годом. Менее востребованными (либо работодателям не удается удерживать и нанимать этих специалистов) становятся проектировщики и архитекторы (—20%), PR-, SMM-специалисты и маркетологи (—15%), при этом становится все больше директоров, разработчиков, account- и sales-менеджеров (+8%).
Средний размер штата digital-компании в России — 27 человек, ежегодно каждая компания проводит собеседования более чем со 100 соискателями. Меняют работу digital-специалисты в среднем раз в 2,6 года, должность внутри компании — раз в полтора года.
В Москве работает 56% всех сотрудников digital-компаний, они зарабатывают примерно 66% всех денег этого рынка. Более высокий уровень зарплат в Москве обусловлен помимо прочего большим набором компетенций и ненормированным рабочим днем — если в регионах сотрудники работают, как правило, 8 часов в день, в Москве — «столько, сколько нужно».
Различие в компетенциях наиболее заметно у разработчиков — в регионах они работают, в основном, с php и 1С-Битрикс, а в Москве гораздо выше доля более сложных технологий Sharepoint, Java и Ruby, работа с которыми оценивается дороже. При этом в Санкт-Петербурге, Ульяновске и Новосибирске оплата работ опытных дизайнеров и разработчиков приближается к московской.
Аномальная разница между Москвой и регионами, по мнению экспертов, лишний раз подтверждает, что в производстве сложных услуг (таких как digital-маркетинг или веб-разработка) регионы являются лишь донорами кадров для Москвы (наиболее востребованные специалисты уезжают в Москву, вместо того чтобы развивать профессиональную экосистему своего региона или вуза). Это может привести к окончательной гибели государственного образования в инновационных специальностях через
Участники исследования отметили резкое ухудшение качества образования сотрудников в последние годы. Сотрудникам и соискателям в российском digital не хватает базового образования, а существующим учебным курсам — системности. В среднем компании digital-рынка тратят по 224 000 рублей в год на онлайн- и офлайн-курсы, отраслевые конференции и семинары для сотрудников. Однако наиболее часто digital-работодатели жалуются на нежелание сотрудников учиться и завышенное восприятие своего профессионального уровня.
«Наше исследование поставит точку в участившихся дискуссиях о том, что считать „нормальной“ зарплатой и каким требованиям должен соответствовать сотрудник. Оно также поможет молодым компаниям оценить, какой инвентарь для поиска и обучения сотрудников используют зрелые игроки рынка и к каким рискам нужно быть готовыми при найме сотрудников и работе с ними», — говорит Алексей Раменский, главный редактор агентства Тэглайн.
Исследование впервые проводилось агентством Тэглайн (при поддержке агентства ONY) с августа 2014 по ноябрь 2015 года и стало самым масштабным за историю digital-рынка. В онлайн-опросе участвовали 606 digital-агентств и digital-продакшнов с производством и/или клиентским офисом в России, на долю которых в сумме приходится не менее 80% бюджетов на услуги digital-маркетинга и веб-разработки в средней и высокой ценовых категориях. Подсчеты ставок производились без учета скидок и наценок, зарплат — без учета зарплат стажеров, существенно более высоких компенсаций руководителей отделов и дивидендов.
Источник: Пресс-служба агентства Тэглайн