29 декабря 2015 г.

Конец года ознаменован предсказуемым, но интересным событием — установлен новый ценовой рекорд для 4К-телевизоров: шестьсот долларов. Хотя модель-рекордсмен присутствует только на американском рынке и пока доступна лишь у двух розничных продавцов, произошедшее показывает явно указывает на тренд будущего года: демократизация цен на UltraHD-телевизоры, что приведет к их проникновению в массовый сегмент, где будет настоящий бум 4К-решений.

Факты ценового рекорда

UltraHD-телевизор Vizio D50u-D1с пятидесятидюймовым экраном вышел на американский рынок по цене 599,99 долл. По данным производителя, у матрицы динамический диапазон составляет 5000000:1, угол обзора — 176 градусов, а разрешение, как и положено у 4К, — 3840×2160 пиксела. Телевизор получил поддержку Wi-Fi, пять портов HDMI, из аналоговых разъемов присутствуют компонентный и композитный. У новинки есть «прошитые» клиенты для доступа к наиболее популярным сервисам, например, к потоковым ресурсам Netflix, Amazon Video, iHeartRadio, Hulu Plus и т.д. Как видно, традиционный современный телевизор, без изысков, но почти со всем необходимым для своего класса. Поддержки 3D у этой модели нет, равно как и новомодного изгиба дисплея, но это, мягко говоря, не является важным, отсутствие же слота для SD-карт и USB-разъемов расстраивает.

Vizio D50u-D1 является одним из представителей новой D-серии компании, в которой на момент анонса, который состоялся 17 декабря, была представлена 21 модель телевизоров. Все они относительно недорогие, например, старшая модель в линейке, получившая семидесятидюймовый экран, доступна по рекомендованной розничной цене 1299,99 долл. На момент анонса модель D50 имела рекомендованную розничную цену в 729,99 долл., а сейчас по своей рекордной цене пока доступна, как было указано выше, только у двух продавцов — на официальном сайте Vizio и в сети магазинов WallMart — другие американские реселлеры предлагают по ценам, близким к изначальной рекомендованной.

Конечно, достигнутый рекорд — лишь прецедент, но он показывает выраженный тренд на радикальное снижение цены «входного билета» в клуб владельцев UltraHD-телевизоров. Снижение цены 4К-устройств до уровня, приемлемого для массового потребителя, должно привести к изменениям на рынке телевизоров, и аналитики говорят, что изменения происходят прямо сейчас: наблюдается рост популярности 4К-телевизоров, а в будущем году этот тренд будет усиливаться.

Ситуация на рынке телевизоров

В будущем году аналитики ожидают смену тренда на мировом рынке рынок телевизоров — предполагают, что спад сменится ростом (речь идет о рынке в целом, без учета разрешений и диагоналей). По прогнозам аналитической компании WitsView, в натуральном выражении мировой телевизионный рынок вырастет в будущем году на 1,85% — если в этом году ожидают продажи 216 млн. телевизоров, то в будущем рынок должен дорасти до 220 млн. штук.

Бесспорным лидером на этом рынке является Samsung, который, согласно прогнозам, в этом году отгрузит 45 млн. телевизоров. Однако, в прошлом году эта корейская компания отгрузила 63 млн. Кроме того, в некоторых нишах лидерство принадлежит другому корейскому гиганту — LG. Кто теснит лидера? Не только старые гранды рынка, которые ведут активную политику, но и новые компании, выходящие в этот сегмент. Появление в нем новых вендоров очень хорошо показывает, что рынок вполне живой и динамичный, ни о какой «смерти телевизоров» и речи быть не может.

UltraHD — драйвер рынка

«На сегодняшний день технология UltraHD является главным драйвером роста рынка телевизоров». говорит Дмитрий Карташев, директор департамента по продажам теле- и аудиоборудования компании Samsung Electronics в России. В будущем году ожидают особенно быстрый рост продаж UltraHD-телевизоров. WitsView предполагает, что по итогам уходящего года 4К-модели займут порядка 16-18% рынка в натуральном выражении, а в наступающем году их доля достигнет 25%, то есть каждый четвертый продаваемый телевизор на планете получит UltraHD-экран. Аналогичные прогнозы дают и другие исследования рынка. Например, компания TrendForce предполагает, что доля рынка у UltraHD-моделей в 2015 году достигнет 13-14%, а в 2016 году достигнет 23%.

UltraHD стал драйвером рынка по той причине, что это понятная конечному пользователю инновация, которая, кстати, позволяет создавать весьма качественное и детализированное изображение на больших экранах. Польза экрана с огромной диагональю очевидна каждому покупателю, она способна заставить его приобрести новый телевизор даже при исправно работающем старом, причем без каких-либо дополнительных действий со стороны вендоров или реселлеров, тут покупателю ничего не нужно объяснять и его не надо ни за что агитировать.

UltraHD-материалы все же есть, пусть его пока крайне мало, покупатель может сразу пользоваться преимуществами большого экрана, на который электроника услужливо «растянет» FullHD-контент, но об этом мы поговорим ниже, а сейчас посмотрим на действие новых компаний, которые выходят на рынок телевизоров, сразу представляя на нем 4К-модели.

Конечно, будет увеличиваться процент проникновения на рынок и других технологических «фишек», например, по данным упомянутой компании TrendForce, популярность телевизоров на «органических светодиодах» (OLED) вырастет с 0,2% до 0,5%, а с изогнутым экраном — с 1,9% о 3,6%. Как видно, хотя процент проникновения этих любопытных технологических решений тоже растет, но по степени популярности и, соответственно, по влиянию на рынок UltraHD не будет равных. Разумеется, компании делают ставку на UltraHD-модели, как давно присутствующие на рынке, так и новые, только начинающие производство телевизоров.

«Молодые тигры» — сразу в 4К

Рынок телевизоров становится привлекательным настолько, что на него выходят новые вендоры, которые рассчитывают найти своих покупателей, а также, если получится, потеснить грандов- «телевизоростроителей».

Весьма показателен пример Xiaomei, известной как производитель смартфонов, ставшая вендором телевизоров, прошедшей осенью выпустившей в этом сегменте свое первую модель, которая, разумеется, получила 4К-панель. Xiaomi 4K Mi TV 3 состоит из двух составляющих — модуль с электронной «начинкой», куда также помещены динамики, и сама панель (изготовителем ее является LG) размещены в разных корпусах — что позволило решить проблемы с охлаждением, сделать панель тоньше и изящней (к ней подходит только один кабель, все остальные кабельные подключения выполняются к модулю), а ремонт, в случае необходимости, можно производить легче и проще. Модуль имеет расширенный набор портов — три выхода HDMI, VGA-вход, AV-вход, RF-вход, порты USB (3.0 и USB 2.0), Ethernet и выход для сабвуфера. Важно, что модуль, можно приобрести отдельно и подключать к любому телевизору, монитору или панели; также Xiaomei предлагает сабвуфер, который можно приобрести отдельно. Как видно, новые игроки рынка телевизоров смело экспериментируют с форм-факторами, предлагая интересные решения.

Заметим, что за «молодыми тиграми» часто стоят гранды рынка, поставляя им комплектующие. Например, как мы уже отмечали, телевизор Xiaomei использует UltraHD-панель, произведенную LG. Но имена компаний-производителей UltraHD-панелей далеко не всегда широко известны. Если мы посмотрим на рынок производителей UltraHD-панелей, то там, по данным Display Search за последний квартал прошлого года, лидирующие позиции принадлежат LG Display (27,9%), на втором месте — тайваньский Innolux (26,3%), Samsung Display замыкает тройку лидеров с долей 19,9%.

Весьма решительно новые игроки действуют в маркетинге, прекрасно чувствуют себя на домашних рынках — заметим, что для Xiaomei, например, домашним является огромный китайский рынок, а для Vivo, появление модели которой мы использовали как инфоповод для данной статьи, — американский) — во многом благодаря агрессивной ценовой политике. Предлагая свои решения на 10-20% ниже, чем это делают глобальные игроки, локальные компании добиваются значительных успехов на домашних рынках.

Процент проникновения 4К-телевизоров неравномерен — в бедных странах, например, в Африке или Латинской Америке, он будет ниже, а на развитых рынках Северной Америки, Европы, Китая, Японии и Кореи — заметно выше. Разумеется в небогатых странах массовый потребитель более чувствителен к цене телевизора, чем в развитых регионах. Поэтому после освоения домашних рынков «молодые тигры» будут стараться вывести вывести свою продукцию, в первую очередь, на рынки небогатых стран. Одним из таких локальных рынков с недавних пор является и российский. Но прежде чем говорить о приключениях UltraHD-телевизоров на российском рынке, рассмотрим устройства-конкуренты.

ПК и ТВ: не конкуренты, но иногда — партнеры

Стандарт UltraHD продвигают на рынок не только традиционные телевизоры, но и компьютеры, причем различных форм-факторов. Сейчас в продаже представлено достаточно большое количество моделей моноблоков и ноутбуков с UltraHD-дисплеями, есть десктопы, поддерживающие подключение 4К-мониторов, наконец, есть 4К-смартфоны. На первый взгляд, все эти устройства кажутся конкурентами для 4К-телевизоров однако, это не так. Прежде всего, все это устройства разных типов, рассчитанные на совершенно различные профили использования, но есть и некоторые важные ньюансы.

Смартфон с UltraHD-дисплеем на рынке только один — Sony Xperia Z5 Premium. Для каких реальных задач можно использовать уникальное 4К-разрешение дисплея с диагональю 5,5 дюйма, сказать крайне сложно, особенно, если учесть, что в большинство приложений — даже системных — с таким разрешением работать сегодня все еще не умеет. Но сейчас для нас важно, что этот памятник инновационным достижениям Sony в смартфоностроении с рассматриваемыми нами телевизорами конкурирует точно также, как и любой другой флатшет, попросту говоря — никак. Конечно, устройства обоих типов используют для просмотра видеоконтента, но мобильный девайс с диагональю 5,5 дюйма никак не может со стационарным устройством, диагональ которого на порядок больше, и поддержка UltraHD-разрешения в данном случае ничего не меняет. Кроме того, на экранах карманных устройств 4К будет совершенно избыточным.

Для ноутбуков 4К-разрешение матриц тоже оказывается избыточным — на экране с диагональю 15-17 дюймов непросто заметить разницу между UltraHD и FullHD. Хотя некоторые эстеты все же приобретают мобильные компьютеры с 4К-дисплеями — такие системы еще в начале года представили Acer, Asus, Hewlett-Packard, Lenovo, Toshiba и другие вендоры — эти топовые системы являются дорогими настолько, что, мягко говоря, не могут быть рассмотрены как массовые. И с телевизорами они не конкурируют все по тем же причинам — сложно рассматривать в качестве конкурента решениям с экранами, диагонали у которых составляют пятьдесят дюймов и более, ноутбуки с диагоналями, как минимум, втрое меньшими.

Моноблоки «все-в-одном» с UltraHD-мониторами уже имеют практический смысл. Например, топовая модификация из анонсированных Hewlett-Packard в октябре моделей Envy Curved All-in-One получила изогнутые 4К-дисплеи с диагональю 34 дюйма, а на таких размерах увеличение количества точек уже актуально как для пользователя-зрителя (выше детализация изображений, тоньше цветовые переходы и т. д.), так и для пользователя-создателя (даже на маленьких иконках можно разобрать картинки, что полезно для пиктограмм меню, иконок слоев, видеокадров и т. д.) или инженера-разработчика (важность детализации в чертежах и схемах не нуждается в объяснении). Однако, такой компьютер относится к премиум-сегменту, что особо подчеркнул в ходе анонса Майк Нэш, вице-президент HP Personal Systems. Разумеется, такие моноблоки оказываются достаточно дорогими для массового рынка, и при этом их экраны заметно меньше, чем у массовых телевизоров — например, тридцать четыре дюйма у упомянутого нами моноблока НР при ценнике от 1800 долл. против пятидесяти дюймов у рассмотренного телевизора Vizio, при цене последнего в 600 долл. Но это легко объяснимо — вычислительная мощность электроники телевизора много меньше аналогичного параметра современного персонального компьютера. Причем легко видеть, что использовать возможности, открываемые UltraHD-дисплеем, в полной мере может только очень мощный компьютер, который стоит немалых денег, например, Envy Curved All-in-One построена на базе последнего — шестого — поколения процессоров Intel Core (i5 или i7), получила графическую карту GeForce GTX 960A и другие современные компоненты с топовыми характеристиками.

Наконец, все больше настольных систем получают возможность работы с 4К-мониторами, но тут ситуация по сути такая же, как и рассмотренная в варианте с моноблоками, только из-за более низких требований к степени интеграции компонент разница в ценах с телевизорами оказывается не столь значительной. Однако, и тут у тандема ПК+4К-монитор оказывается выше цена, чем у телевизора, меньше диагональ, больше вычислительная мощность и совершенно иной профиль использования. Например, великолепный монитор Envy 32 Media Display, анонсированный Hewlett-Packard одновременно с упомянутым выше Envy Curved All-in-One, получил 4К-экран с диагональю все те же 32 дюйма, но также стопроцентный охват цветового пространства sRGB, поддержку технологии AMD FreeSync пару стереодинамиков B&O мощностью 6 Вт. Рекомендованная розничная цена для американского рынка составит 500 долл., примерно столько же будет стоить и компьютер, к которому имеет смысл подключать монитор с такими параметрами.

Заметим, что стоимость компьютеров, способных работать с UltraHD-мониторами, будет неуклонно снижаться — корпорация Intel уже начала встраивать видеоускорители, поддерживающие 4К, непосредственно в процессоры. Однако, для клмпьютерного дисплея размер в 30-35 дюймов в большинстве случаев является «пиковым» — больший для рабочего места не нужен — а вот для телевизора такая диагональ слишком мала сегодня. Дисплеи все чаще получают дополнительные элементы, как «компьютерные» (например, встроенные веб-камеры, беспроводные зарядки для гаджетов и пр.), так и «телевизионные» (встроенную акустику, возможность подключения нескольких источников сигнала и т.д). Однако, о тенденциях на рынке мониторов мы поговорим в другой раз.

Как видно, телевизоры с компьютерами — с самыми разными, от флатшетов до традиционных десктопов — не являются конкурентами. Более того, существуют ситуации, когда возможности UltraHD-телевизора будут наиболее полно раскрыты при использовании подключенного к нему «компьютера для гостиной» — компактного десктопа в стильном корпусе с тихой системой охлаждения (это важно: ум вентиляторов в качестве «звукового сопровождения» вряд ли способен порадовать телезрителей), пультом дистанционного управления и программной оболочкой, оптимизированной на взаимодействие с «ленивчиком».

Каковы перспективы 4К-ТВ на российском рынке?

На российском рынке, который отличается повышенной чувствительностью к новым технологиям, UltraHD-телевизоры должны были бы показывать хороший рост продаж, если бы не экономическая ситуация в рублевой зоне, которая начала складываться больше года назад и пока все еще развивается «по наклонной». Однако, несмотря на падение рубля и сокращение покупательной способности населения, состояние экономики, как ни странно, может оказывать положительное влияние на продажи телевизоров на рынке РФ.

Когда семейные бюджеты сокращаются настолько, что уже приходится экономить на собственном досуге — от поездок на курорты до банальных походов в кинотеатры — люди зачастую предпочитают вкладывать деньги в новые устройства для домашних развлечений: прежде всего, в телевизоры, а также в проекторы, игровые приставки, геймерские компьютеры, разнообразную периферию и т. д. Граждане разумно предполагают, что лучше один раз сделать вложения в товар (в данном случае — в телевизор), чем раз за разом покупать услугу (в данном случае — билеты в кино). И цифровому ритейлу обязательно надо этим воспользоваться! Причем пользоваться прямо сейчас, пока ситуация в экономике не достигла уровня, при котором людям придется экономить на питании, тогда массовому пользователю уже будет не до товаров длительного пользования.

Что это значит для ритейла

Цифровому ритейлу однозначно следует внимательно присмотреться к товарам из «индустрии развлечений», прежде всего, к телевизорам, игровым компьютерам и геймерской периферии. Конечно, эти сегменты также будут падать, но есть определенная надежда, что в течение ближайшего времени они падать будут медленнее всего рынка.

Интересно, что сохранятся «ножницы» между популярностью UltraHD-телевизоров и доступностью 4К-контента — последнего все еще очень мало. «4К-фильмов практически нет, — говорит Марина Сурыгина, генеральный директор онлайн-кинотеатра Tvzavr.ru, — Правообладатели не планируют пока ставить „на поток“ производство фильмов в этом формате». Телевизоры могут «растягивать» HD, FullHD и даже традиционный PAL/SECAM-контент до 4К, но интерполяция пикселов может, конечно, смягчить цветовые переходы, но от цифровой обработки не появятся утерянные элементы, то есть детализация не возрастает. Конечно, количество фильмов и телепрограмм, доступных в 4К, растет, но пока их мало, а на русском языке — очень мало. Г-жа Сурыгина подчеркивает, что возглавляемый ей интернет-кинотеатр будет, по возможности, приобретать фильмы в формате 4К, активно их продвигать совместно с производителями телевизоров, но, по ее мнению, в тактическом будущем их все равно будет немного. Вещание в UltraHD с октября производит «Триколор ТВ», один из крупнейших операторов в РФ, что, конечно, приятно, но и у него соответствующего контента немного. Инициативы кинотеатров и телеканалов весьма активно поддерживают вендоры. «Мы продолжим сотрудничать с нашими российскими партнерами в направлении развития экосистемы Ultra HD для предоставления нашим потребителям самого интересного и актуального контента», — говорит г-н Карташев. Но малое количество 4К-контента вряд ли будет серьезным ограничением для покупки россиянами UltraHD-телевизора сегодня.

Телевизор — «товар длительного пользования», а в имеющихся экономических условиях, можно сказать, «очень длительного». Это означает, что россияне покупают телевизор «на вырост». В ближайшую пятилетку-другую они его на новый вряд ли заменят — и новых технологий, способных мотивировать на замену, пока не видно, да и про экономическую ситуацию на локальном рынке приходится помнить. Поэтому будет крайне желательна поддержка UltraHD покупаемой сегодня моделью — за время ее использования количество доступного 4К-контента будет все больше и уже на середине жизненного цикла таких устройств он перестанет быть экзотикой.

Однако, уже сегодня UltraHD-контент пользователь может создавать сам — писать видео с разрешением 4К уже могут устройства не только топовые, но и среднего ценового диапазона: смартфоны, флатшеты, фотокамеры и т. д. Этим, кстати, могут воспользоваться реселлеры, предлагая UltraHD-телевизоры каждому покупателю устройства, которое может писать видео в 4К. Идея купить телевизор в качестве «периферии» к новому крутому смартфону большинству покажется довольно странной, поэтому эту идею консультант должен подсказать покупателю «трубки» — иначе на чем последний будет просматривать великолепное 4К-видео, снятое на новый гаджет.

Шанс для дистрибьюторов

Разумеется, в имеющихся экономических условиях страны повышенным спросом у россиян пользовались бы телевизоры производства «молодых тигров», ведь, как мы говорили, они значительно — на 10-20% дешевле изделий под известными брендами. Но молодые вендоры на российский рынок не спешат. Например, у нас не представлены ни Vizio, ни Xiaomei, ни множество других компаний, продукция которых популярна на таких огромных рынках, как китайский или североамериканский. Российский рынок для этих компаний малоинтересен, его емкость относительно мала, а проблемы слишком очевидны — например, огромные расстояния, создающие проблемы для организации сервисного обслуживания. Однако, локальному рынку нужны модели «молодых тигров», вывести их сюда могут только российские дистрибьюторы.

Конечно, ресурсы дистрибьюторов сегодня тоже весьма невелики, но эти компании же тоже заинтересованы в продвижении классического канального товара в сегмент, который, во-первых, достаточно дорогой, во-вторых, если его продажи и будут падать, то медленнее всего рынка цифрового оборудования.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE