4 февраля 2016 г.

Лишь два месяца назад известный инвестор Карл Айкан (Carl Icahn) объявил, что владеет теперь 7,13% акций Xerox, и вот первые последствия его влияния на судьбу компании.

The Wall Street Journal сообщил в четверг, что Xerox — чье подразделение Global Services занимает седьмую строчку в списке CRN «Solution Provider 500» 2015 г. — разделится на две компании: одна будет нацелена на оборудование, а другая — на услуги. И Айкан получит три места в правлении в компании услуг. На прошлой неделе Xerox официально объявила о разделении на две открытые компании и о соглашении с Айканом.

В интервью на канале CNBC в четверг Айкан назвал разделение компании «большим шагом», который «значительно повысит доходность для акционеров». Он сказал также, что имел несколько совещаний с главным управляющим Xerox Урсулой Бёрнс (Ursula Burns), и отметил: «Я... полон уважения и приветствую то, что она делает, зная, что этого хотят акционеры».

В интервью на CNBC в пятницу Бёрнс подчеркнула, что не Айкан вынудил компанию к разделению. Совет директоров, сказала она, решил разделить компанию после стратегического анализа, начатого осенью. В начале января правление информировало Айкана о своем решении, и «он был за это», сказала она.

Мнения VAR’ов

Разделение компании может удивить и в то же время не удивляет, говорит Стив Мере (Steve Mairet), производственный директор VAR-компании A1 Tonertech, партнера в канале Xerox.

За последние пару лет Xerox ввела много изменений, которые сказались на ее дилерском канале, — особенно, когда в 2014 г. прекратила работать напрямую со многими партнерами, переключив их на дистрибьюторов, сказал Мере.

«Теперь мы должны работать через дистрибьюторов, — отметил он. — Нам приходится иметь дело с продуктами, которые большей частью хранятся на определенных складах, а не у дистрибьюторов, и платить больше за доставку».

Также Xerox перенесла свой главный прицел на самих бизнес-пользователей, урезав маржу и направляя рибейты непосредственно заказчикам, говорит Мере. «Трудно наращивать такой бизнес, — сказал он. — Наша маржа падает до единиц процентов».

Это создает проблемы и заказчикам, отмечает Мере. «Они ожидают обслуживания в тот же день и хотят получить расходные материалы сразу же, — сказал он. — Но теперь всё это уходит в прошлое, поскольку все работают на ничтожной марже».

И все же, по мнению Мере, нельзя всю вину валить на саму Xerox. Все конкурирующие вендоры, в том числе HP Inc. и Sharp, сталкиваются с теми же проблемами, особенно со снижающейся ценой на оборудование, включая принтеры.

Между тем Саймон Татт (Simon Tutt), президент и главный управляющий компании DP Solutions, партнера Xerox на рынке оборудования и услуг, приветствовал объявленное разделение. «Мне это представляется хорошей идеей, — сказал он CRN. — Я думаю, ИТ-компаниям нужно изменяться и приспосабливаться, иначе их ждет судьба дронта».

Татт, чья компания числилась в списке партнеров Xerox около семи лет, большей частью в сегменте услуг управления печатью, говорит, что имел хорошие отношения с Xerox. «Хорошие для них», — добавил он.

Предыстория

Компания Айкана — Icahn Capital — сообщила о покупке 7,13% акций Xerox в своем отчете для Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) в ноябре. Это произошло вскоре после того, как Xerox объявила об убытке 34 млн. долл. в III квартале 2015 г. на фоне снижающегося дохода.

В ходе квартальной пресс-конференции в конце октября Бёрнс сказала, что Совет директоров одобрил проведение анализа операционной деятельности — в том числе бизнес-портфеля и распределения капитала — в попытке добиться роста продаж.

«Мы изучаем, что мы можем делать по-другому», — сказала тогда Бёрнс, добавив, что правление намерено рассмотреть многие варианты, но продажа компании среди них не фигурирует.

Мнение аналитика

Объявленное разделение по сути отменяет покупку Affiliated Computer Services за 5,6 млрд. долл., которую совершила Xerox в 2010 г., отметил Кен Стюарт (Ken Stewart), аналитик рынка услуг печати из фирмы Photizo Group. Сама покупка, наверно, не была плохим решением, но Xerox не сумела реализовать свое видение услуг, считает он.

«Я думаю, стратегия была изначально верной, — сказал Стюарт. — Но реализация хромала с самого начала».

Однако, говорит Стюарт, он не считает, что радикальная мера — разделение надвое — это правильная мысль. На его взгляд, это «плохой ход». Он полагает, было бы лучше продать отдельные подразделения бизнеса, как это было с продажей аутсорсингового направления французской компании ИТ-услуг Atos в 2014 г. за 1,05 млрд. долл.

«Я думаю, такое разрезание надвое кончится плохо по крайней мере для одной из сторон, а, может, и для обеих. Вот если бы они не нашли покупателя — тогда это была бы другая история», — сказал Стюарт.

Финансовые результаты

Xerox объявила свой доход и прибыль за IV квартал в прошлую пятницу. Доход снизился на 12% по сравнению с прошлым годом, до 4,65 млрд. долл., но чистая прибыль выросла на 43% и составила 285 млн. долл. Компания превзошла ожидания прибыли на акцию на 4 цента (32 цента вместо 28 центов), как свидетельствует Analyst Rating Report.

Отчитываясь за III квартал 2015 г., Xerox сообщила, что доход ее подразделения услуг, составляющий 57% всего дохода компании, снизился на 8%, или 200 млн. долл., с 2,6 млрд. долл. год назад до 2,4 млрд. долл., а доход от оборудования, снижающийся уже четвертый квартал подряд, упал еще на 200 млн. долл., с 2 млрд. долл. год назад до 1,8 млрд. долл.

Котировки акций Xerox упали на 2 цента за акцию на Нью-Йоркской фондовой бирже в прошлый четверг и закрылись на отметке 9,21 долл. Цена достигла пика, 9,61 долл. за акцию, за несколько минут до закрытия торгов, но затем отыграла вниз и в послеторговые часы цена снизилась на 0,65%, сообщил The Wall Street Journal.

Время меняться

Даглас Гросфилд (Douglas Grosfield), учредитель и главный управляющий компании Five Nines IT Solutions, стратегического поставщика услуг, считает, что у Xerox не было другого выбора, кроме как разделиться. «Они могли и дальше прятать голову в песок и ничего не делать или вести себя как голый король — либо же что-то сделать, как они и делают, чтобы решить это в лоб, — сказал он. — Это правильный ход, чтобы опередить события».

Xerox — одна из многих давно работающих на рынке ИТ-компаний, пытающаяся «изобрести велосипед» эру облачных услуг, отметил Гросфилд. Сам он продал свой бизнес поставщика решений в прошлом году и создал Five Nines IT — компанию, полностью нацеленную на рынок облачных услуг с ежемесячным потоком доходов.

«Старые вендоры держатся за эту модель динозавров, — сказал он. — Они всё еще хотят „толкать коробки“ и заключать сделки. Им нужно кардинально измениться. Единственный путь для Xerox сделать это — разделиться на две компании, что они и делают».

После такого разделения Xerox, конечно, нацелит свои прямые продажи на компании списка Fortune 1000, что оставит достаточно места для стратегических поставщиков услуг, чтобы обслуживать клиентов среднего сегмента, считает Гросфилд.

«Они займутся китобойным промыслом, а мы, остальные, будем охотиться за более мелкой рыбешкой в море, — сказал он. — Мы наполняем свой трал каждый день, а большие корабли возвращаются с пустым трюмом».

© 2016. The Channel Company LLC. Initially published on CRN.com, a The Channel Company website, at https://www.crn.com. Reprinted with permission.

Источник: CRN/США (Сара Куранда, Стивен Берк, Джозеф Ф. Ковар, Рик Сайа)