12 февраля 2016 г.

«Событие сезона, а может быть, и событие года на российском рынке» — так назвали официальное возвращение в страну бренда Motorola представители российского офиса Lenovo, и они, безусловно, правы. С 1 марта на российском рынке стартуют продажи четырех аппаратов линейки Moto. Даже если абстрагироваться от громкого имени Motorola и истории этой компании — например, именно под данной маркой был выпущен первый мобильный телефон в современном понимании и множество других знаковых устройств — выход аппаратов Moto на российский рынок создает целый ряд интересных интриг.

Moto vs. Vibe

Позиция вендора максимально проста и весьма логична: отдельный бренд Motorola больше не существует, существует Lenovo Motorola, Точно также, как нет отдельного бренда Vibe, но есть Lenovo Vibe.

Заметим, что теоретически были возможны и иные варианты развития событий — судьба брендов может быть затейливой, что, в частности, подтверждает история с маркой Zuk, о выходе которой на российский рынок CRN/RE недавно писал. Напомним, что Zuk является «дочкой» Lenovo, но при этом данная структура независима в разработке и продвижении своих аппаратов, хотя на региональном рынке для последнего пользуется ресурсами «материнской» компании. Развитие в рамках подобной концепции ситуации с Motorola тоже было бы вполне логичным, но — не случилось.

Марка Lenovo Motorola пойдет по пути, аналогичному марки Lenovo ThinkPad. Заметим, что развивая и продвигая ноутбуки ThinkPad параллельно мобильным компьютерам собственных марок, компания Lenovo продемонстрировала редкое умение развивать в пределах одного сегмента несколько очень успешных и популярных, но при этом достаточно близких линеек высокотехнологичной продукции. Аналогичная, хотя и менее известная в широких кругах история происходила и на рынке серверов — как вы помните, относительно недавно Lenovo приобрела серверный бизнес IBM и продвигает соответствующие линейки продукции, ранее принадлежащие «голубому гиганту», при этом сохраняя развитие собственных серверных линеек. Успех в сегменте ноутбуков позволяет быть уверенным, что и в сегменте смартфонов у вендора-гиганта все получится, и Lenovo Moto будут сосуществовать с Lenovo Vibe не каннибализируя друг друга. Но вопрос в другом — как будут существовать смартфоны Vibe и Moto у отдельных ритейлеров, которые подобным опытом, в большинстве своем, не обладают?

Не случится ли каннибализация в условиях «последней мили», когда аппараты двух линеек одного вендора начнут соседствовать на полках одной торговой точки? Вполне возможно, в ближайшем будущем мы узнаем об интересных кейсах ритейлеров, оказавшихся в непростой ситуации с продвижением конкурирующих устройств от одного вендора.

Хватит ли покупателей

По словам Алексея Клочкова, исполнительного директора мобильного подразделения Lenovo в России, компания планирует реализовать до конца года до миллиона устройств под маркой Motorola. В качестве нижней границы ожидаемого объема продаж продукции бренда в натуральном выражении г-н Клочков называет вдвое меньшую цифру. Соответственно, представители Lenovo считают, что аппараты Motorola займут от 2 до 4% российского рынка смартфонов в натуральном выражении.

Отсюда можно легко видеть оценку китайской компанией объема российского локального рынка в 2016 году — 25 млн. «трубок». Оценка очень оптимистичная, чтобы достигнуть такого объема продаж, нужно, чтобы покупку смартфона за отчетный период совершил почти каждый четвертый взрослый россиянин.

Такие прогнозы выглядят вызывают резонные вопросы. Во-первых, экономическая ситуация развивается по негативному пути, а поэтому вполне возможно, что из соображений экономии значительная часть трубок будет куплена российскими абонентами на вторичном рынке, то есть вендоры продадут существенно меньше новых телефонов, чем планируют. Во-вторых, если традиционные «трубки» Motorola были недорогими, а поэтому массовыми, то аппараты Lenovo Motorola к «бюджетным» не отнесешь: ценник начинается с 16990 руб. на самую простую модель Moto G и заканчивается запредельной для большинства россиян ценой 49990 руб. за старшую модель Moto X Force. Да, модели весьма интересные и в каждой модели есть выразительные технические «фишки», отличающие ее от многочисленных конкурентов (например, водостойкость у младшей модели, «противоударный» дисплей у старшей и т.д.), но позволит ли развитие экономической ситуации в стране россиянам покупать настолько дорогие аппараты в таком количестве?

Правда, на презентации было подчеркнуто, что вне зависимости от рыночных результатов этого года, который явно будет непростым для всех, марка Motorola на российском рынке останется.

Судьба периферии Moto

Напомним, что Motorola делала прекрасную периферию, многие решения в области которой намного опережали свое время — например, hands-free-гарнитуры, совмещенные с мотоциклетными шлемами, пульты управления телефонными плеерами, встроенные в одежду (соответствующее тому времени прочтение концепции «smart wear»), и т. д. В ряде случаев эта периферия оказывалась интересней «трубок» Motorola и пользовалась хорошим спросом. Но какое периферийное оборудование марки Motorola будет поставлять вендор на российский рынок сейчас — пока неизвестно. По словам г-на Клочкова в планах компании поставлять и периферию Moto, но вот как быстро это начнет происходить и в какой последовательности товары будут выводить на российский рынок — пока неизвестно. Представители локального офиса Lenovo затруднились даже назвать сроки выхода «умных часов» Moto 360, не говоря уже о других моделях.

Что это значит для ритейла

Как бы ни развивались упомянутые интриги, появление нового такого мощного бренда, каким является Motorola, на российском рынке приведет к обострению конкуренции в канале и, как следствие, и к всплеску маркетинговой активности основных вендоров. Вполне возможно, вендорами будут выделены дополнительные деньги на маркетинговые проекты, часть из которых доберется до наиболее шустрых и успешных ритейлеров.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE