24 февраля 2016 г.
На барселонском MWC (Mobile World Congress) представлен первый в мире серийно выпускаемый смартфон с возможностью замены функциональных элементов, полностью или частично располагаемых внутри корпуса. Вопреки ожиданиям, такое решение представил не высокотехнологичный стартап, не активно работающая с вариантами кастомизации Motorola, не сам Google и не известные своей страстью к экспериментам китайские компании, а LG.
Рыночные перспективы первой «модульной» модели G5 на российском рынке туманны, но одним фактом своего появления она способна сильно — и позитивно — повлиять на российский ритейл, причем два раза. Сначала чуть подробней рассмотрим решение корейской компании, а потом детализируем его влияние на розничную ситуацию в РФ.
«Топ-модель», идущая поперек тренда
К топовым моделям вендоры относятся очень тщательно, избегая «примерять» на них существенные нововведения. Например, Samsung в S6 даже экран 2,5D не стал ставить, выпустив топовую модель в традиционном стиле, но представив рынку отдельную подверсию S6 edge. LG действовала еще аккуратней, шаг за шагом совершенствуя модели топовой серии «G», но параллельно выпуская топовые по характеристикам модели в других линейках, например, «Flex», к которой присутствовали смартфоны с изогнутыми дисплеями. И тут, совершенно внезапно, LG начинает экспериментировать непосредственно в модели «G», что с рыночной точки зрения выглядит довольно странно и вряд ли пойдет на пользу топовой линейке. Но сейчас нас больше интересует другое.
Корпус G5 получил возможность заменять батарею и слот, к которому можно подключить опциональный элемент, расширяющий функциональные возможности смартфона. На выставке представители вендора говорили о модуле с продвинутой камерой, о модуле с усиленной аудиосоставляющей, а также намекали на теоретическую возможность создания третьими фирмами решений для этой топ-модели. С технической точки зрения это очень интересное решение, но оно вряд ли будет интересно российскому рынку. Основная причина — проприетарность опций.
Особенности падающего рынка
Время жизни смартфона конечно и относительно невелико. Недавно россияне меняли «трубки» чуть ли не быстрее всех в мире, но экономическая ситуация внесла коррективы, однако, и сейчас смартфоны не покупают «на века». Топовые смартфоны, к которым относятся устройства линейки «G», покупают, в целом, неплохо. Однако, пользователи старших моделей до настоящего времени не были замечены в массовом интересе к моделям «конструкторам». Кроме того приобретающих топ-модели абонентов дилемма «вам получше камеру или покруче звук?», мягко говоря, удивит и, скорее, отпугнет, чем привлечет.
Старшие модели сохраняют актуальность заметно дольше, чем бюджетные. Но будут ли к смартфону, который прослужит в среднем полтора-два года, массово покупать опции которые к аппаратам других производителей вряд ли подойдут, да и могут оказаться несовместимыми с моделями следующих поколений того же вендора? Конечно, найдутся некоторые фанаты марки LG, которых не отпугнут эксперименты в топовой модели. Также ради интереса новинку с расширениями, возможно, попробуют гики, которые все ждут появления в продаже решений от Project Ara, Fonkraft, Fairphone 2, PuzzlePhone и других, пусть G5 не совсем «модульный» в изначальном гиковском понимании. Но эти аудитории явно не массовый рынок.
Вы помните историю с Lenovo Vibe X2, который получил возможность установки «умных задников»? Напомним, что в линейке расширений Vibe Xtension вендор обещал, в частности, батарею повышенной емкости, дающую прирост времени автономной работы на 75%, динамик, обеспечивающий более мощное и более качественное звучание, причем разработанный в коллаборации с JBL, и т. д. Но можно ли говорить, что X2 стал событием для рынка? А ведь это была модель среднего ценового диапазона, ориентированная куда как на более широкие слои абонентов, чем топовый G5, да и продвигаемая компанией Lenovo, которая имеет куда как лучшие рычночные позиции, чем LG.
Но факт появления G5 на ситуацию в ритейле окажет благотворное воздействие. Об этой модели уже много говорят, а во время появления на российском рынке будут говорить еще больше. Эти разговоры будут подводить абонентов к одной простой мысли, которая окажется полезна ритейлерам.
Что это значит для ритейла
Появление и промо массового модульного гаджета напомнит массовому абоненту, что смартфон — это мобильный компьютер, к которому существует множество интересных и практически полезных опций, поэтому интерес к опциям заметно возрастет. Причем к опциям не проприетарным, а универсальным. Универсальных опций на удивление много.
Будет пользоваться повышенной популярностью все, что может быть присоединено к смартфонам по USB (от батарей «на вход» до OTG-опций «на выход») и через jack-разъем для гарнитур, «спарено» по Bluetooth, работает с применением NFC или может быть «навешено» на объектив или хотя бы изменяет внешний вид смартфона. Совместимость с разными устройствами обеспечит возможность в будущем эти опции использовать с новыми смартфонами или, как минимум, позволит надеяться на успешную продажу на вторичном рынке.
Все эти опции могут существенно расширить возможности имеющегося смартфона, причем стоят заметно дешевле, чем покупка нового. Как мы уже неоднократно отмечали, эти обстоятельства весьма важны для ставших небогатыми массовых российских абонентов, а поэтому ситуация вполне может быть использована российским ритейлом для увеличения оборота.
Заметим, что популяризация идеи о том, что смартфон не самодостаточное устройство, а может — и должен — быть применен вместе с другими элементами «цифрового мира» также приведет к росту популярности решений для «умного дома», бесконтактных платежей и т. д. Да, это уже будут не совсем канальные истории, но развиваясь и становясь массовыми они уже в ближайшем будущем начнут требовать новых более функциональных смартфонов, а это также пойдет на пользу каналу.
Источник: Александр Маляревский