4 марта 2016 г.

Прогнозы аналитиков по рынку смартфонов и их периферии в наступающем году весьма позитивны. Цифры роста называют впечатляют, особенно на фоне перманентных проблем рынков традиционных ПК и планшетов.

Напомним, что в 2015 году вендоры отгрузили по всему миру 276,2 млн десктопов и ноутбуков, по данным IDC, что на 10,4% меньше, чем годом ранее. Аналитики предполагают, что спад будет продолжаться до 2018 года. У традиционных планшетов дела немногим лучше — в прошлом году их было продано 206,8 млн, падение в сравнении с позапрошлым годом составило 10,1%.

Однако, рынок смартфонов показывает рост, причем ему предрекают продолжение этого роста, причем значительное. Но какое значение имеют глобальные прогнозы для российского ритейла?

Смартфоны: рост есть, но разный

За текущий год на мировом рынке будет реализовано порядка двух миллиардов «трубок», по данным Canalys, из которых на долю смартфонов придется 77%, то есть объем интересующего нас рынка составит свыше полутора миллиардов устройств. Рост продаж смартфонов по сравнению с предыдущим годом в мире превысит 10%, что будет прекрасным показателем.

Бум продаж смартфонов будет во многом определен продажами в развивающихся странах, причем находящихся даже за пределами BRICS — снижение цен на модели начального уровня привлечет к таким устройствам большое количество абонентов из таких стран, как Пакистан, Бангладеш, Мьянма, Шри-Ланка и т. д. Интересно, что, рост продаж смартфонов будет наблюдаться везде, включая даже рынки США и Китая, казалось бы, запасы для увеличения объема сбыта исчерпавшие за пару прошлых лет. по мнению аналитиков, в будущем году ни один из рынков не станет «насыщенным».

Что это значит для ритейла

Теоретически есть потенциал роста и для российского рынка смартфонов. Из-за огромной разницы в уровне доходов на российском рынке есть сегменты, покупатели в которых по своему поведению оказываются похожи на жителей Европы и Америки, а есть где покупательские предпочтения по вполне понятным причинам сравнимы с бангладешскими или пакистанскими. Однако, рост возможен в обоих сегментах, что важно для ритейла.

Как мы неоднократно отмечали ранее, «бангладешский» сегмент занят предложением операторов настолько плотно, что традиционному ритейлу вряд ли там найдется место. Вряд ли ритейлерские предложения смогут конкурировать, например, с появившимся в феврале смартфоном Tele2 Mini, который оператор предлагает всего за 1890 руб. Операторы же заинтересованы в распространении ультрабюджетных моделей смартфонов, так как популяризация подобных абонентских устройств позволяет увеличить трафик данных, что хорошо влияет на APRU. Однако, в других ценовых сегментах ситуация иная.

Моделей среднего ценового диапазона в операторских салонах относительно немного, старшие смартфоны представлены совсем невыразительно, что разумно — непросто продавать смартфоны, цена которых сравнима с доходом большинства россиян за несколько сезонов, где хорошо покупают девайсы дешевле десяти тысяч рублей за штуку. Продвижение дорогих производительных моделей — прерогатива цифрового ритейла.

Интерес к топовым решениям высок и будет расти по той простой причине, что массовый рынок постепенно «распробует» новые программы и сервисы, которые требуют высокопроизводительных процессоров с большой оперативной памятью, крупных экранов с хорошим разрешением, качественных камер со стабилизаторами изображения и других элементов, которые в бюджетных смартфонах не встречаются.

Насколько этот интерес будет подкреплен экономическими возможностями россиян — вопрос, на который пока нет ответа, но вряд ли вчера ходившие с новенькими «айфонами» и топовыми «самсунгами» сегодня обеднели в массовом порядке. Во всяком случае, рынок luxury в России пока показывает тридцатипроцентный рост за год, по данным Magram Market Research, и падать похоже, не собирается. Правда, luxury-потребители — а к ним уже стоит отнести и покупателей топовых смартфонов — относительно немногочисленны, за их внимание и за их деньги ритейлерам придется побороться, но результат того стоит.

Wearable Electronic — рост продолжается

Рынок «умных часов» и фитнес-браслетов пока невелик относительно рынка смартфонов, но демонстрирует устойчивый выразительный рост. За прошлый год мировой рынок таких устройств показал рост на 171,6% в натуральном выражении, по данным IDС, достигнув 78,1 млн. устройств. Правда, итоги четвертого квартала настораживают — рост продаж составил 126,9% по сравнению с аналогичным периодом позапрошлого года, что заметно ниже среднегодовых темпов развития рынка.

На этом сегменте происходит много всякого интересного, но большинство этих трендов для российского рынка имеет чисто теоретический интерес. Например, по мнению аналитиков, изрядный вклад в развитие продаж лидера рынка, компании Fitbit (продан 21 млн устройств, что составляет 26,9% мирового рынка) внесло присутствие его продукции в корпоративных проектах оздоровительных программ — но вряд ли такая схема способна способствовать массовым продажам в российских условиях, особенно при имеющейся экономической ситуации. Однако, кое-что важное из мировых трендов может вынести для своей локальной реальности и российский ритейл.

Лидером по темпам роста продаж, показавшим за прошлый год фантастический прирост 951,8% по сравнению с годом позапрошлым, является Xiaomi. За прошлый год компания поставила порядка 12 млн недорогих устройств, средней стоимостью 11 долл. Как видно, недорогие устройства с базовой функциональностью на рынке присутствуют и пользуются быстро растущей популярностью. Такие девайсы вполне могут завоевать популярность и среди массовых российских абонентов.

Готов ли российский ритейл к буму Wearable Electronic?

Фитнес-трекеры могут оказаться весьма популярным товаром на российском рынке. Это вовсе не означает, что россияне массово начнут заниматься фитнесом и проявлять особое внимание к другим аспектам здорового образа жизни. В данном случае их «фитнес-составляющая» функциональности таких устройств будет даже не очень важна.

Трекеры могут быть востребованы даже теми абонентами, которым малоактуален учет двигательной активности и подсчет сожженных калорий. Ведь и таким пользователям будет нужен, например, будильник, срабатывающий в фазе быстрого сна. Им будет полезен информер, сообщающий о поступивших звонках и сообщениях, даже когда рингтон смартфона не слышит, что позволит не пропустить ничего важного. Кроме того, многим просто важно купить себе новое цифровое устройство. Согласитесь, за 10-15 долларов невозможно купить новый смартфон, даже беспроводная гарнитура окажется дороже, а привычка периодически радовать себя новыми цифровыми устройствами осталась с недавней эпохи процветания.

Важно, что недорогие носимые устройства по цене доступны любому пользователю смартфонов, даже покупателям ультрабюджетных моделей, поэтому спрос на такие трекеры будет расти, причем как в «американском», так и в «бангладешском» сегментах российского рынка. Использовать это российскому ритейлу можно и нужно. Если спрос на фитнес-трекеры не будет удовлетворен российскими ритейлерами, это без проблем сделают китайские интернет-супермаркеты. Готов ли российский ритейл к локальному буму Wearable Electronic — покажет ближайшее будущее.

А как же планшеты?

Планшеты в том виде, который был привычен еще полтора-два года назад, стремительно вымирают — как мы уже отмечали, падение мирового рынка за прошлый год составило 10,1%, по данным IDC. Современные «таблетки» или получают модуль для работы с сотовым сетями, превращаясь в смартфоны с большой диагональю экрана, или получают штатную либо опциональную отстегивающуюся аппаратную клавиатуру, превращаясь в легкие ноутбуки-трансформеры.

Заметим, что аналитики уже квалифицируют многие модели планшетов с отстегивающимися аппаратными клавиатурами как трансформеры (что совершенно правильно) и включают их в статистику компьютеров, что весьма показательно. Заметим, что и при таких подсчетах все равно рынок ПК падает, но это уже совсем другая история, к которой мы еще вернемся.

Для ритейла важно, что сейчас в некогда привычном виде планшеты стремительно сходят со сцены. Поэтому ритейлерам следует побыстрее распродавать складские запасы этих некогда популярных устройств и переключать внимание на новые флатшеты и на стремительно становящиеся модными трансформеры.

Источник: Александр Маляревский