19 мая 2016 г.
Пленарное заседание форума «ПРОФ-IT.2016», состоявшегося на этой неделе в Уфе, обсудило актуальные задачи и проблемы импортозамещения в IT. Десять докладчиков рассказали, в какой точке сейчас находится процесс импортозамещения программного обеспечения и телекоммуникационного оборудования в нашей стране, а также о новых вызовах, стоящих перед отечественной IT-отраслью.
В мероприятии приняли участие помощник президента РФ Игорь Щёголев, глава Республики Башкортостан Рустэм Хамитов, президент Фонда информационной демократии Илья Массух, исполнительный директор АРПП «Отечественный софт» Евгения Василенко, председатель совета Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов Светлана Аполлонова, заместитель премьер-министра правительства Республики Башкортостан Дмитрий Шаронов, президент «Руссофт» Валентин Макаров, заместитель управляющего директора компании «Диасофт Платформа» Дмитрий Гребенщиков, директор Центра стратегических инноваций ПАО «Ростелеком» Борис Глазков, руководитель Экспертного центра электронного государства Павел Хилов.
Помощник президента Игорь Щёголев во вступительным слове рассказал о необходимости импортозамещения не только программного обеспечения, но также IT- и телеком-оборудования. Он упомянул выставку, которая проходит в дни «ПРОФ-IT.2016»
Щёголев также сказал, что стратегическая цель состоит в том, чтобы поставлять технологии на экспорт, чтобы занять место в мировом разделении высокотехнологичного труда.
«Сейчас нужно преодолевать не только технологический разрыв, но и психологическую инерцию. Работа такая уже ведётся. С этого года заработал реестр российского программного обеспечения. Это первые шаги. Здесь мы надеемся на помощь экспертного сообщества, в том числе вас», — сказал он.
Глава Башкортостана Рустэм Хамитов сказал, что в эти дни Уфа стала главной площадкой для презентации и продвижения инновационных проектов в сфере региональной и муниципальной информатизации. «Представленные у нас по итогам конкурса лучшие наработки призваны повысить эффективность государственного управления, предоставить максимум электронных услуг и сервисов населению и бизнесу, способствовать развитию электронного образования и решать многие другие задачи», — добавил он.
Хамитов посетовал на непрозрачность ценообразования в отрасли IT. По его мнению, руководителям кажется, что они слишком много денег направляют на информационные технологии, и ценообразование в этой отрасли, по его мнению, должно стать более прозрачным.
Президент Фонда информационной демократии Илья Массух, темой выступления которого было импортозамещение, продолжил мысль Хамитова о ценообразовании, сказав, что сложность этого процесса связана с тем, что «не мы это ценообразуем».
Массух сказал, что «импортозамещение — это надолго», и не надо сейчас рассчитывать на то, что можно переждать полгода-год, и все отменится и будет как раньше.
Он считает, что был некоторый перерыв (а не разрыв) в нашей стране с точки зрения развития новых технологий, но сейчас новые парадигмы — облачные вычисления, переход на взаимодействие через сеть Интернет — позволяют нашей стране войти в общемировую тенденцию.
По словам Массуха, импортозамещение — это не велосипед, и еще в 2010 году, когда формировалась госпрограмма «Информационное общество» и не было санкций, было очевидно, что надо отказываться от контролируемых иностранными компаниями продуктов, в первую очередь, в госсекторе. Он напомнил, что был план перехода госорганов на свободное программное обеспечение, Национальная программная платформа.
По словам Массуха, для импортозамещения сейчас созданы все условия, а также решаются распространенные проблемы — создан реестр отечественного ПО, создается центр компетенций по импортозамещению в ИКТ, даны указания по этому поводу со стороны руководства страны.
Валентин Макаров рассказал о консорциумах в сфере импортозамещения. Он перечислил недостатки существующей организации импортозамещения в IT, такие как отсутствие взаимного интереса и координации действий между производителями замещающих технологий и их потребителями, отсутствие координации между производителями ПО и производителями «железа» — двумя составными частями IT — и др.
«В результате проекты импортозамещения, подготовленные без взаимного интереса производителя и потребителя, имеют целью получение финансирования для IT-компаний с целью разработки IT-систем, а не решение проблемы информационной безопасности и технологической независимости, что является целью импортозамещения», — сказал Макаров.
Макаров также привел примеры успешного создания консорциумов НП «Руссофт» в
Темой выступления Бориса Глазкова, директора Центра стратегических инноваций ПАО «Ростелеком», стали технологии «умного города». «Происходит всё более глубокое проникновение информационных технологий в различные отрасли народного хозяйства. Помимо промышленности, это транспорт, связь, добывающие отрасли, энергетика и сфера государственного управления», — сказал он.
При этом информационные технологии предоставляют не только новые возможности роста традиционных отраслей экономики, но и создают новые угрозы. «Важно помнить об информационной безопасности технологических информационных систем и подключенного оборудования, обеспечивать безопасность передаваемых данных», — сказал он.
«Ростелеком», как крупнейшая в России телекоммуникационная компания, видит для себя индустриальный Интернет, «умные города» и иные проекты цифровизации традиционных отраслей экономики приоритетными направлениями развития.
Темой выступления Павла Хилова, руководителя Экспертного центра электронного государства, стало импортозамещение в регионах. По мнению Хилова, при системном подходе к импортозамещению необходимы тотальная инвентаризация используемого ПО, оценка типовых угроз, которые несёт в себе использование зарубежных решений, оценка наиболее критичных сфер государственного управления и определение на ее основе приоритетов импортозамещения, сравнительный анализ характеристик зарубежного ПО и его российских аналогов, выбор решений.
По его словам, если обобщить собранную информацию, то нынешнюю ситуацию с импортозамещением можно описать следующим образом:
- Органы власти с настороженностью относятся к импортозамещению, многие занимают выжидательную позицию, исходя из принципа «а вдруг отменят».
- Органы власти не знают, что есть на рынке, поэтому им приходится тратить значительные ресурсы на поиск и анализ существующих российских решений.
- Отсутствует системное видение процесса в том смысле, что многие не понимают, как устанавливать приоритеты, как оценивать угрозы, как минимизировать риски этих угроз и т.п.
- Отсутствует методическая поддержка импортозамещения и всех перечисленных процессов.
- Нет механизма обмена информацией и опытом по реализации в том числе и вышеперечисленных задач.
- Многократно решаются однотипные задачи.
- Реестр российского ПО, хоть в нем уже и много информационных систем, пока слабо работает, так как отсутствует контроль за выполнением запрета на приобретение зарубежного ПО и механизмы воздействия на тех, кто его фактически нарушает.
Для решения этих вопросов ранее в этом году президент поручил создать центр компетенции по импортозамещению в сфере ИКТ, напомнил Павел Хилов.
В соответствии с поручением, Минэкономразвития провело работу по проработке этого вопроса, сейчас их доклад находится на рассмотрении в администрации президента, рассказал он.
Основными задачами этого центра должны стать:
- выявление и анализ факторов, препятствующих импортозамещению в сфере ИКТ и подготовка предложения по совершенствованию нормативно-правовых актов;
- подготовка рекомендаций по практическим аспектам импортозамещения;
- создание площадки для обмена опытом между заказчиками и организациями;
- выявление и популяризация лучших практик (кейсов) в сфере импортозамещения;
- создание независимой площадки для оценки и тестирования ПО;
- оценка типовых угроз использования иностранного ПО;
- осуществление выборочного анализа закупок и контрактов, заключенных заказчиками на предмет соблюдения требований законодательства;
- экспертиза требований госзаказчиков к закупаемым программным продуктам на предмет их адекватности;
- организация мероприятий, направленных на популяризацию и разъяснения ключевых направлений государственной политики по импортозамещению в сфере ИКТ.
Источник: Форум «ПРОФ-IT.2016»