19 мая 2016 г.
Российский компьютерный рынок падает, причем в сегменте ноутбуков падение заметно более выраженное, чем в сегменте десктопов. Согласно последним данным IDC, финализировавшей обработку данных по локальному рынку, за первый квартал общее сокращение поставок компьютеров в натуральном выражении составило 17,6%, но для сегмента ноутбуков это значение равно 20,1%, в то время как для десктопов — 11,7%. Пока ноутбуков покупают больше, чем десктопов — 428 тыс., 51,9% локального рынка компьютеров, и 396 тыс., 48,1%, соответственно — однако, если ситуация и дальше будет развиваться в таком ключе, стационарные системы могут обогнать мобильные компьютеры.
Это тревожный сигнал для ритейла: ведь продажи компьютеров обеспечивали рознице хороший средний чек. Причем покупают в рознице чаще ноутбуки, падение которых сейчас сильнее среднего по рынку, десктопы пользовались заметно меньшей популярностью. Возможно, это описывает один из механизмов, которые привели к возникновению имеющейся ситуации.
Стационарные системы пользуются популярностью у корпоративных заказчиков, а корпоративный рынок более инерционен. Контрактные поставки ИТ-продукции бизнес-пользователям растянуты на большое количество кварталов, соответственно, сейчас «в зачет» попадают компьютеры, контракты на которые были заключены давно, когда кризис был не настолько выражен. Сегмент ноутбуков, которые чаще приобретают в личное использование и реже поставляют по контрактам, оказались более динамичны, поэтому их продажи быстрее отреагировали на общеэкономическую ситуацию.
Что это значит для ритейла? Необходимость диверсифицировать бизнес, осваивая поставки оборудования сегменту бизнес-пользователей. Как мы неоднократно отмечали, так уже давно поступают региональные ритейлеры, по понятным причинам работающие в более жестких условиях, чем столичные, но теперь этот путь актуален и для последних. Разумеется, ритейлерам «не по зубам» поставки оборудования крупным корпорациям — тут их встретит неизвестная специфика, потребуются иные масштабы бизнеса, да и работать придется с тяжелым оборудованием, подбор и поставки которого представляют собой отдельные направления инженерного и логистического искусства. Однако, существует большое количество компаний сегмента SOHO, оборудование для которых не сильно отличается от розничного ассортимента, вот с этими заказчиками ритейлу и нужно выстраивать отношения.
Но что же делать ритейлу с ноутбуками? Возможно, пришло время уделять большее внимание дорогим моделям. Как показывают примеры других рынков, на продажах элитных товаров этот российский кризис никак не отразился, более того, в ряде случаев объемы «элитки» даже выросли! Например, по данным за прошлый январь падение российского авторынка составило 29,1% в натуральном выражении по сравнению с январем прошлого года, по данным Ассоциации европейского бизнеса, но на этом фоне продажи Porsche выросли на 60%, а Lexus — на 57%. Возможно, нечто подобное происходит и на рынке компьютеров. Распределение продаж ноутбуков в зависимости от цен IDC не представляет, но есть некоторые косвенные данные для рекомендаций пристального внимания к дорогим моделям.
По данным IDC, за первый квартал беспрецедентный рост показали ноутбуки Apple, которые в имеющихся локальных условиях вполне могут быть расценены как элитные модели. Объемы продаж «макбуков» в натуральном выражении возросли на 38,2% (напомним, на фоне падения сегмента ноутбуков на 20,1%!), что позволило «яблочной» компании войти в российский Тор Five вендоров, поставляющих мобильные компьютеры. Полный перечень «пятерки» по итогам первого квартала выглядит так: Lenovo (23%), HP (18,6%), Acer (9,1%), Asus (7,8%) и Apple (4,5%).
Разумеется, элитными моделями в российских условиях являются не только ноутбуки Apple. Вендоры ведущией пятерки представляют интересные модели в топовых модификациях, причем весьма разнообразные.
Например, в мае начались продажи HP Envy 17 (на фото) по цене от 109990 руб. Новинка построена на процессоре Intel Core i7-6700HQ, получила 16 Гб оперативной памяти, графический адаптер NVidia GeForce GTX950M с 4 Гб видеопамяти, винчестер на 2 Тб и, самое интересное, 3D-камеру Intel RealSense. При наличии последней компьютер может поддерживать распознавание лиц, отслеживать эмоции, выполнять 3D-сканирование, распознавать жесты «в воззухе», причем с контролем 10 пальцев и т. д. Это дает дополнительные возможности для идентефикации пользователя, бесконтактного управления компьютером жестами рук, 3D-моделирования и так далее.
Другой пример элитной новинки мая — модульный мобильный компьютер Lenovo ThinkPad X1 Tablet, розничная цена на который начинается от 120 тыс. руб. Девайс построен на платформе Intel — от Core m7 до Core m7 vPro — получил от 4 до 16 Гб оперативной памяти и SSD емкостью от 128 Гб до 1 Тб, двенадцатидюймовый дисплей с разрешением 2160×1440 пикселей. При этом вес Х1 составляет 795 грамм, а от стандартного аккумулятора он способен проработать, по заявлению вендора, до 10 часов. К планшету можно подключать опциональные модули, например, дополнительный аккумулятор, с которым автономная работа может достигать 15 часов, модуль с пико-проектором, упомянутую 3D-камеру Intel RealSense и т. д.
Напомним, что множество интересных — и дорогих! — новинок ноутбуков появилось в апреле, о чем CRN писал ранее. Как видно, у ритейла есть богатый выбор элитных моделей, способных заинтересовать сохранивших доходы российских покупателей.
Правда, в выработке политик ритейлерам нужно действовать очень быстро — рыночная ситуация сейчас весьма динамична. Например, если посмотреть на авторынок, то весной элитные бренды на нем уже не демонстрируют такой динамики, которую показывали в январе, а некоторый рост начался у марки Lada. Ситуация во втором квартале может заметно отличаться от итогов первого, а летом рынок может измениться до неузнаваемости — причем это справедливо как для рынка авто, так и для рынка компьютеров.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE