7 июня 2016 г.
На вопросы CRN/RE отвечает директор по технологиям «ФОРС Дистрибуция» Андрей Тамбовский.
CRN/RE: Каковы, по вашему мнению, тенденции облачного рынка в России?
Андрей Тамбовский: Главным является тот факт, что облачный рынок сегодня в России есть и он развивается. Те преимущества, которые несут облачные технологии, становятся все более очевидными для их потенциальных пользователей. Также формируется и предложение со стороны ведущих компаний, работающих на традиционном рынке информационных технологий. Россия переключилась на cloud computing позже Запада, и сейчас наш облачный сегмент развивается закономерно быстрее всего ИТ-рынка. Российский облачный рынок находится в фазе активного роста и серьезная конкурентная борьба между игроками уже началась. Дальнейшее увеличение спроса на услуги провайдеров положительно скажется на российском рынке «облаков» в целом, стимулируя повышение конкуренции и снижение стоимости за счет возросших объемов предложения вычислительных ресурсов.
CRN/RE: Изменился ли в целом подход к использованию технологий?
А.Т.: Если говорить об облачных технологиях, то их использование частными лицами, то есть в сегменте В2С, стало основой для появления и развития этих технологий уже для корпоративного рынка — сегмента В2В. Опыт частного пользователя, все больше применяющего возможности облака в личных целях, и все больше доверяющего соответствующим сервисам, получаемым в облаке, является свое рода дорожной картой, по которой начинают вносить элементы облачных вычислений в работу целых компаний. У каждой организации есть своя стратегия по использованию облаков. При этом основные этапы на пути в облако у всех примерно одинаковые. И первым из них становится оценка потребностей перехода в облака и результатов такого перехода, в том числе с финансовой точки зрения. Бессмысленно приходить к клиенту и спрашивать, нужно ли ему «облако». Это разговор пятилетней давности, когда все говорили об «облаках», но далеко не все представляли, что под этим термином подразумевается. Сейчас все потенциальные потребители «облачных» услуг осознают, что надо переходить в область сервисов и выбирать из конкретных предложений, реализованных на базе «облачных» технологий. Принесет ли использование облаков экономическую выгоду, и не сведутся ли эти выгоды к нулю, если что-то пойдет не так — вот вопрос, который интересует потенциальных корпоративных пользователей облаков в первую очередь.
Для российского рынка характерен постепенный селективный подход к использованию облачных технологий, в том числе для оценки их возможностей с минимальными рисками для компании. Очевидно, что процессы, не завязанные на основной деятельности компании, но в то же время требующие наличия оборудования, программного обеспечения и специалистов, становятся первыми «кандидатами» на перенос в облака. В конце концов, сегодня наличие у компании официального ресурса в интернете стало просто необходимым. И хотя у нас нет точной цифры, но вполне очевидно, что количество компаний, которые размещают свои сайты или порталы на арендованных ресурсах хостинг-провайдеров, продолжая самостоятельно управлять своим контентом, составляет большинство. А в таком случае получается, что многие российские компании уже используют облачные технологии. И вопрос о том, нужны или не нужны облака, фактически переформулирован в вопрос — а что еще, кроме корпоративного веб-сайта, можно туда перенести. Не говоря уже о том, что сегодня появляются компании, которые получили классификацию «рожденные в облаках». Речь идет о компаниях, которые с самого начала своей работы закладывали в основу своего бизнеса использование именно облачных ресурсов для формирования своей ИТ-инфраструктуры. Для них тема постепенного переноса информационных сервисов в облака вообще не актуальна. Их в большей степени волнует эластичность облачных ресурсов, способность их оперативной подстройки под изменяющиеся нагрузки. Причем не только под растущие, но и под сокращающиеся.
CRN/RE: Этапы зрелости заказчика — какие они?
А.Т.: Понятие «заказчики» довольно широкое и требует уточнения, к какому классу относится компания. Начнем с того, что заказчиками могут выступать, как конечные пользователи, так и ИТ-компании, например, как в случае с нашими партнерами. И у тех, и у других есть своя специфика, в том числе по части требований, которые они предъявляют к облачным технологиям. Например, один из самых принципиальных вопросов, волнующих конечных пользователей, а именно вопрос защиты данных, которые собираются, накапливаются и обрабатываются в информационных системах, не является настолько важным для компании — разработчика программного обеспечения. Ведь для разработки используются или обезличенные данные, или вообще синтетические.
Если же попытаться представить себе некий абстрактный путь к использованию облачных технологий, он может начинаться по-разному. Но отправной точкой чаще всего является желание попробовать на своем собственном опыте, что может дать использование облачных технологий для бизнеса. Сама мысль об этом приводит к пониманию того, что лучшим вариантом такой пробы является перенос в облако задач, связанных с тестированием новых систем, которые будут использоваться компаний в будущем. Тестирование новых аппаратных платформ, программного обеспечения, программно-аппаратных решений является неотъемлемой частью работы компании. При этом проекты тестирования часто требуют возможности подключения к ним экспертов от поставщиков, разработчиков, и самого заказчика, ведь если речь идет о чем-то совершенно новом, то собственных специалистов нужной квалификации в компании может не быть. Облачная площадка, доступ к которой обеспечивается удаленно, под контролем заказчика, оперативно и круглосуточно — наилучший способ обеспечить ресурсы для тестирования. При этом одновременно можно достичь сразу двух целей: провести тестирование, например, новой аппаратной платформы, и получить собственный опыт работы в облачной инфраструктуре.
После успешного тестирования может возникнуть мысль — если приложение уже развернуто и успешно работает, то почему не остаться в облаке? При этом возможны разные варианты его использования: либо облачная площадка становится основной, либо берет на себя вспомогательные функции резервной системы, используемой на случай выхода из строя основной, либо же используется в качестве тестовой зоны для следующих этапов тестирования. Которыми могут стать, например, тестирования по интеграции с другими облачными провайдерами, предлагающими иные возможности информационных сервисов.
Таким образом, заказчик поэтапно строит архитектуру гибридного облака, в котором часть сервисов по-прежнему находится в собственном ЦОДе, а часть — в публичных облаках. Он самостоятельно решает, что и когда можно перенести в облако. При таком подходе, когда сервисы должны работать и в ЦОДе клиента, и в облаке российского провайдера, и в публичном облаке вендора, становится понятно, что набор аппаратных и программных средств во всех трех вариантах размещения, должен быть стандартизован и быть полностью совместимым, а также обладать четкими параметрами производительности. Именно такой подход предлагает наш вендор — корпорация Oracle.
При этом не стоит забывать о том, что в любом случае публичное облако ориентировано на массовый рынок. Рассчитывать на то, что в нем можно построить любую архитектуру, которую по какой-то причине заказчик развернул в своем ЦОДе, не приходится. Поэтому задача консолидации приложений, определение корпоративных стандартов является, безусловно, одной из самых первых на пути в облака.
CRN/RE: По мере развития облачных технологий многие в ИТ-канале задавались вопросом: не потеряют ли дистрибьюторы свою роль ключевого посредника на ИТ-рынке? Какие процессы происходят сегодня на рынке дистрибуции под влиянием облаков?
А.Т.: Нужно учесть, что облачные технологии не являются неким полным и абсолютным заменителем традиционных подходов. Во-первых, даже самые ярые сторонники облачных технологий не предсказывают даже на ближайшие 5 — 10 лет полной замены привычных всем корпоративных центров обработки данных. Во-вторых, опыт использования облаков на том же американском рынке показывает, что в определенный момент развития ИТ-компании, ей становится тесно в «облаках». Известны примеры, когда компания, начав свою деятельность в облаке, позднее начинает строить свой собственный ЦОД. В-третьих, облака надо строить, расширять и обновлять. То есть, облачные провайдеры также будут продолжать закупать компоненты для своих площадок. Канал поставок будет также необходим, как он был необходим до развития облачного рынка. Таким образом, облака не более, но и не менее чем еще один способ развертывания информационных ресурсов. При этом стандартный портфель привычных услуг дистрибьюторов, в который входят поставки оборудования, программного обеспечения и другие услуги, останется востребованным и на ближайшие годы.
Понятно, что для компаний, занимающихся проектной дистрибуцией, их возможности по развитию продаж облачных сервисов являются в целом понятными. Вопросы обучения партнеров, предоставления услуг консалтинга, совместные маркетинговые акции, поддержка партнеров в проектах специалистами дистрибьютора и другие услуги, которые партнеры привыкли получать от дистрибьюторов такого типа, в полной мере важны и для развития облачных технологий. Однако риски, заключающие в том, что партнер, в развитие бизнеса которого были вложены существенные усилия дистрибьютора, останется ему лояльным на протяжении периода времени, когда дистрибьютор сможет вернуть свои инвестиции, при продаже облачных сервисов еще больше возрастают в облаках по сравнению с классической моделью. Вопрос защиты инвестиций является одним из факторов, мешающих дистрибьюторам в полной мере включиться в процесс развития облачных технологий.
CRN/RE: Что может способствовать успеху дистрибьютора на облачном рынке?
А.Т.: В современной модели развития информационных технологий есть такое понятие, как two-speed architecture. В двух словах суть состоит в том, что есть базовые фундаментальные сервисы, которые создаются и совершенствуются годами. Они составляют ту основу, на которой базируется вся ИТ-инфраструктура компании. Их важная особенность — они медленно меняются. Однако сегодня мир информационных технологий прогрессирует очень быстро. На рынке появляются новые технологии, которые постоянно изменяются, развиваются, конкурируют между собой. В таких условиях вчерашний лидер может сегодня стать аутсайдером, а, значит, заказчику необходимо оперативно реагировать, изменяя свой ИТ-ландшафт в ногу со временем. Возможность оперативно использовать новые технологии становится важным условием существования бизнеса заказчиков. При этом скорость, с которой компания способна адаптироваться к использованию этих новых и быстроменяющихся технологий, является определяющим фактором. Собственно, и успех дистрибьютора на облачном рынке зависит от двух фундаментальных факторов: наличия соответствующего опыта с одной стороны, и скоростью, с которой компания способна выйти на рынок с инновационными решениями, в данном случае — облачными сервисами.
CRN/RE: Что нового, по вашему мнению, в эту облачную эпоху могут предложить вендорам дистрибьюторы?
А.Т.: Трудно говорить про всех вендоров. У каждого из них есть своя стратегия по развитию бизнеса на рынке облаков. Если же говорить о вендоре, развернувшем собственное облако, с использованием стека собственных технологий, то дистрибьютору, исторически работающему в области проектной дистрибуции, особенно в дистрибуции программного обеспечения, безусловно, есть что предложить. Стоит обратить внимание, что облако вендора априори ориентированно на тот сегмент рынка, который является приоритетным, то есть фактически, самым массовым, для самого вендора. Причем этот сегмент в первую очередь определяется в привязке к мировому рынку, без учета региональной или территориальной специфики. Тем самым, для местного дистрибьютора существуют отдельные ниши рынка, которые могут достаточно сильно отличаться от глобального рынка, на который ориентировано облако вендора. В частности, при работе с местными системными интеграторами, оказании поддержки в реализуемых ими проектах, требуются решения по консолидации приложений их заказчиков и дальнейшей интеграции таковых с публичными облаками вендора. При наличии заказчиков, привычная ИТ-инфраструктура которых не совпадает с тем, что предлагает публичное облако, задача интеграции сервисов решается в ИТ-канале, в том числе и при поддержке дистрибьютора.
Еще одна интересная особенность облака, создаваемого дистрибьютором, это его влияние на продажи в классическом канале. Если приложения, используемые заказчиком, уже находятся в облаке для решения задач тестирования, разработки новых версий или как резервный контур, и вопросы о защите данных заказчика решен, то тестирование новой платформы становится естественным процессом развития собственного ЦОДа заказчика. Как и облака дистрибьютора, кстати. Тем самым обеспечивается непрерывность развития как инфраструктуры ЦОД заказчика, так и облака дистрибьютора с соблюдением важного требования — обеспечить одинаковую архитектуру во всех частях гибридного облака.
CRN/RE: Какие новые требования выдвигает рынок к дистрибьюторам, делающим ставку на облака? Как меняется роль в ИТ-канале?
А.Т.: Особая роль дистрибьютора сохраняется в облаке в части его взаимодействия с независимыми производителями программного обеспечения. Ведь остается задача помочь партнеру с ресурсами, если целевая архитектура его заказчика отличается от той, которая предложена вендором в облаке, от той, которую партнер выбрал в качестве целевой для своего приложения. Остаются также задачи по поддержке в разработке, тестировании новинок аппаратного и программного обеспечения, тестирования на производительность и так далее. Понятно, что замена аппаратных средств на новые версии дает свой эффект. И в своем Центре Решений мы неоднократно подтверждали верность такого подхода. Однако когда удается объединить усилия специалистов партнера, знающих свое приложение, и специалистов дистрибьютора, знающих особенности архитектуры предлагаемой платформы, и оптимизировать под новую архитектуру собственно код приложения — тогда полученный на первом этапе результат умножается еще и на этот фактор. Работать с каждым партнером индивидуально, подстраиваясь под требования партнера и той ситуации, в которой он оказался в данный момент — задача, которую может решить именно дистрибьютор. Если же этот дистрибьютор использует в своем демо-центре те же технологии, на которых построено облако вендора, как в нашем случае, то сотрудничество с таким дистрибьютором — самый правильный путь для партнера, планирующего свой бизнес в облаках.
Находясь по определению между вендором и партнером с его заказчиками в классической модели, у дистрибьютора есть возможность остаться в этой нише и в облачной модели, создав дистрибьюторское облако. В нем реализуются все возможности облака вендора, которые могут быть использованы партнерами, получая при этом профессиональную поддержку от экспертов самого дистрибьютора. При этом облако дистрибьютора становится связующим звеном между стандартной архитектурой, развернутой у партнеров или их заказчиков, и сервисами, доступными в облаке вендора. Вынос своих приложений в облако дистрибьютора позволяет партнерам-разработчикам ПО предлагать свои приложения по схеме SaaS, что снимает с них задачи поддержания платформенных сервисов, которые ложатся на плечи дистрибьютора. Кроме того, часто возникающая задача построения для заказчика готового решения, объединяющего продукты разных партнеров, может быть, как минимум, смоделирована в облаке дистрибьютора, или даже вовсе решена на его основе. Создание партнерских союзов для совместных проектов становится более доступным в облаке дистрибьютора — компании, которая всеми партнерами рассматривается как помощник, а не конкурент.
Занимаясь в течение многих лет проектами по тестированию приложений российских разработчиков на постоянно обновляющихся аппаратных и программно-аппаратных платформах нашего вендора, нами уже накоплен опыт по оказанию сервисов самого разного типа, в том числе и в режиме дистанционного тестирования. FORS Solution Center работает практически в режиме 24/7/365, ведь заказчики тестирований находятся в самых разных городах России, в разных часовых поясах. Кроме этого, в связке с некоторыми из наших ключевых партеров, мы оказываем расширенную техническую поддержку тех программно-аппаратных комплексов, выбор которых обосновываем в ходе тестирований. И создание собственного облака в рамках проекта SkyFORS стало для нашей компании логичным шагом, который, как мы считаем, позволит нашим партнерам и заказчикам получить дополнительный опыт работы с облаками. При этом стоит отметить, что поскольку наше облако и сама компания находятся на территории Российской Федерации, то соблюдение российских законов по работе с данными, в том числе — персональными, обеспечивается «по умолчанию». В то же время, мы открываем для наших партнеров и их заказчиков возможность интеграции нашего облака с облаком вендора в той части, где такая интеграция возможна, создавая самое востребованное сегодня гибридное облако.
CRN/RE: Поставка решений в облаке в корне отличается от бизнес-модели, к которой привыкли дистрибьюторы. К примеру, VAD-модель — не исчезнет ли потребность в ней при развитии облачных технологий?
А.Т.: Если говорить о «чистой» дистрибуции сервисов, находящихся в публичных облаках вендоров, то конечно, здесь есть своя специфика работы для дистрибьютора. И если для нас, проектного дистрибьютора, вопросы консалтинга по сервисам уровня IaaS, PaaS, в общем-то принципиально мало отличаются от консалтинга в части обычного развертывания технологического стека продуктов, то вопросы, относящиеся к уровню SaaS всегда были в большей степени зоной ответственности наших партнеров. Особый интерес вызывает задача дистрибуции приложений, которые наши партнеры-разработчики переносят в облака, в том числе — публичные.
В целом, когда мы начинаем оперировать терминами продаж облачных сервисов, появляется довольно интересная и новая связка между экспертами по информационным технологиям и юридическим департаментом. Задача первых — обеспечить выполнение в облаке тех уровней сервиса, которые сформулируют в договорах вторые. Необходимость плодотворного взаимодействия этих двух, ранее общавшихся чаще всего опосредованно, структур — то новое, что бесспорно присуще построению облачной бизнес-модели.
CRN/RE: Готовы ли сегодня дистрибьюторы заняться консалтингом в новом канале?
А.Т.: «ФОРС Дистрибуция» всегда занималась этим в рамках развития направления VAD-дистрибуции технологически сложного оборудования и программных продуктов. И по количеству обученных и сертифицированных специалистов Oracle нашу компанию можно сравнить с типичным системным интегратором. Специалисты Центра имеют компетентность более чем по 25 специализациям Oracle, подтвержденную в том числе, сертификатами Oracle Certified Professional и Oracle Certified Master. Это является одним из важных ресурсов, который позволит нам и в облачном мире продолжать предоставлять профессиональный консалтинг по части технологий Oracle, теперь уже облачных.
Когда-то мы были проектным дистрибьютором только программного обеспечения. Несколько лет назад мы стали дистрибьютором уже объединенной компании вендора. И наш подход к дистрибуции, устойчивые связи с партнерским сообществом, желание осваивать новые даже для ветеранов рынка компьютерные технологии, которые были представлены в той же Exadata Database Machine, позволили нам получить признание на рынке дистрибуции аппаратных средства и оптимизированных программно-аппаратных комплексов. Сейчас, когда на рынке появились облака, мы, безусловно, приняли решение о добавлении в портфель наших услуг дистрибуцию облачных сервисов, доступных как из публичного облака вендора, так и из нашего собственного облака SkyFORS. Мы считаем, что накопленный за 5 лет опыт тестирований, опыт эксплуатации платформы SkyFORS в тестовом режиме в нашем собственно FORS Solution Center на протяжении нескольких лет, в том числе — по хостингу промышленных контуров ряда заказчиков, а также реальный интерес к развитию данного направления, позволят нам достичь успеха в качестве облачного дистрибьютора.
CRN/RE: Каковы ваши прогнозы по развитию «облачной дистрибуции» в России на ближайшие
А.Т.: Облачная дистрибуция, безусловно, займет свою нишу на рынке информационных технологий. Сегодня мы наблюдаем живой интерес к облачным сервисам всех уровней: и инфраструктурным, и платформенным, и прикладного ПО. Дистрибьюторы по самым базовым принципам своей работы на рынке всегда были, есть и остаются ближе всех к вендору, а значит — к самым передовым технологиям. С другой стороны, миссия дистрибьютора — обеспечить простой и удобный доступ к этим самым передовым технологиям своим партнерам, работающим на местном рынке. Способность совмещать в своей компании опыт, накопленный за годы или даже десятилетия работы на ИТ-рынке, со способностью адаптироваться к постоянно изменяющимся информационным технологиям всегда были необходимым условием работы российских дистрибьюторов. И, несмотря на всю революционность подходов, которые демонстрируют нам облачные технологии, можно сказать, что дистрибуция этого класса продуктов должна стать еще одним видом деятельности для тех компаний, которые привыкли сохранять лидирующие позиции в своем секторе рынка информационных технологий.
Источник: CRN/RE