24 июня 2016 г.

Увеличить
Объемы продаж основных игроков DLP-рынка в России за 2013-2015 годы (млн руб.)
Увеличить
Доли рынка основных участников DLP-рынка в России за 2015 год
Увеличить
Изменение долей рынка участников DLP-рынка в России за 2013-2015 годы

Российский независимый информационно-аналитический центр Anti-Malware.ru опубликовал результаты очередного независимого анализа DLP-рынка (средств защиты от утечек конфиденциальных данных) в России. В отчете приводятся данные объемов продаж и долей рынка основных игроков в 2014-2015 годах, а также делается прогноз развития рынка на текущий 2016 год.

Эксперты Anti-Malware.ru проанализировали финансовые результаты работы в России ведущих производителей DLP-систем. Такие системы позволяют в режиме реального времени обнаружить и блокировать несанкционированную передачу (утечку) конфиденциальной информации по различным каналам коммуникаций. При этом для обнаружения утечек должен использоваться контентный и контекстный анализ данных.

В результате исследования выяснилось, что в 2014 и 2015 годах российский DLP-рынок в рублях показал высокие темпы роста, увеличившись сначала до 4,7 млрд руб. Но в пересчете в доллары США динамика рынка оказалась негативной. В 2015 году рынок обвалился сразу на 26%. В абсолютном выражении объем рынка уменьшился со $105 млн в 2013 году до $78 млн в 2015 году, откатившись на уровень 2012 года.

По объему продаж на российском рынке DLP в 2015 году лидируют российские производители: InfoWatch (1,46 млрд руб.), Solar Security (821 млн руб.) и SearchInform (703 млн руб.). За ними следуют компании Zecurion (652 млн руб.), DeviceLock (572 млн руб.) и МФИ Софт (139 млн руб.). Зарубежные производители Forcepoint (бывший Websense), Lumension и Symantec существенно ослабили свои позиции, уступая рынок российским конкурентам.

Объемы продаж основных игроков DLP-рынка в России за 2013-2015 годы (млн руб.):

Производитель

Объем продаж 2013

Объем продаж 2014

Объем продаж 2015

Рост
2013-2014

Рост
2014-2015

InfoWatch

814

1181

1457

45,1%

23,4%

Solar Security

-

-

821

-

37,1%*

Инфосистемы Джет

480

599

-

24,7%

-

SearchInform

369

546

703

47,8%

28,8%

Zecurion

436

548

652

25,7%

19,0%

DeviceLock

519

545

572

5,1%

5,0%

МФИ Софт

105

115

139

9,5%

20,9%

Forcepoint (Websense)

200

165

123

-17,7%

-25,5%

Lumension

153

125

85

-18,2%

-32,0%

Symantec

99

64

45

-35,1%

-29,7%

Другие

166

150

135

-9,3%

-10,0%

Весь рынок

3341

4038

4732

20,9%

17,2%

* Рост продаж Solar Security в 2015 году показан относительно «Инфосистем Джет» в 2014 году.

Тройка лидеров в 2014 и 2015 годах показала уверенный рост объемов продаж. Компания InfoWatch в 2015 году увеличила объем продаж на 23% в рублях, а годом ранее — на 45%. Продажи идущих следом компаний Solar Security и SearchInform в 2015 году выросли на 37% и 29% в рублях соответственно. Компании Zecurion, DeviceLock и МФИ Софт также увеличили объем продаж в рублях на 19%, 5% и 21% соответственно.

Важным драйвером рынка стало фактическое принятие DLP-решений в качестве неотъемлемого элемента системы безопасности любой крупной российской компании. В первую очередь это связано с тем, что российский бизнес за прошедшие годы накопил значительную интеллектуальную собственность, массивы персональных данных, клиентские базы и другие виды конфиденциальной информации, которые необходимо защищать.

В 2014-2015 годах InfoWatch, Solar Secury (относительно доли «Инфосистем Джет») и SearchInform значительно укрепили свои позиции на рынке. Так, компания InfoWatch, лидер российского рынка, увеличила свою долю на 6,4%. Доля рынка Solar Secury выросла относительно ее предшественницы — компании «Инфосистемы Джет» — на 2,9%. SearchInform сумела нарастить свою долю на 3,8% и выйти на третье место на рынке. Такие результаты особенно впечатляют на фоне вялых изменений рынке в предыдущие годы.

Доли рынка Zecurion и МФИ Софт за два года фактически не изменились. Первая укрепила позиции на 0,7%, что значительно хуже лидеров, а доля второй фактически осталась на том же уровне, уменьшившись на 0,2%. DeviceLock оказалась единственной российской компанией, которая потеряла значительную часть рынка, ее доля за два года снизилась на 3,4%.

Forcepoint (бывший Websense), Lumension и Symantec постепенно теряют свои позиции. Так, доля Forcepoint за два года уменьшилась более чем на половину до скромных 1,5%, доля Lumension — на 2,8%, а доля Symantec и вовсе упала на две третьих до 1%.

«Непростая экономическая ситуация с одной стороны привела к замедлению темпов роста российского DLP-рынка в рублях и его падению в долларовом выражении, а с другой —способствовала ускоренному импортозамещению. Лидирующие шесть позиций на рынке по итогам 2015 года занимают российские производители, чья совокупная доля рынка составляет уже более 91%. Среди российских компаний разворачивается жесткая конкуренция в сегменте крупного бизнеса и госсекторе, что способствует постепенному снижению цены, росту качества и функциональности отечественных DLP-систем. В то же время проникновение в сегмент среднего бизнеса, имеющий большой потенциал, пока недостаточное, и здесь еще предстоит много работы — потенциал этого сегмента, на мой взгляд, будет только расти», — комментирует результаты исследования Илья Шабанов, генеральный директор аналитического центра Anti-Malware.ru.

Нестабильность политической и экономической ситуации в мире рождает высокий уровень неопределенности в российской экономике. При неблагоприятном сценарии бизнес будет сильно ограничивать капитальные вложения, что повлечет за собой стагнацию и падение рынков ИТ и ИБ в целом. Этот фактор неопределенности будет оказывать сильное негативное влияние на рынок DLP.

«Ожидается, что рост российского DLP-рынка сохранится и в текущем 2016 году, но его темпы замедлятся. По нашей оценке, в 2016 году рынок должен продемонстрировать рост на уровне 13-15% в рублях, таким образом достигнув объема 5,3-5,4 млрд руб.», — добавил Илья Шабанов.

Волатильность на валютном рынке также не способствует росту рынка. В большинстве случаев DLP-системы завязаны на дорогое оборудование, базы данных и иной вспомогательный софт и сервисы, которые необходимо покупать за валюту. Поэтому средняя стоимость проекта с падением курса рубля будет неминуемо расти даже у российских производителей. Зарубежные производители с дальнейшим ростом курса доллара США вовсе могут полностью потерять рынок сбыта в России.

Третьим важным фактором влияния на рынок является импортозамещение, которое поддерживается на уровне государства, особенно в сфере ИТ и ИБ. Импортозамещение все активнее переходит из формата лозунгов к программным действиям, что неминуемо приведет к новому переделу на DLP-рынке. Зарубежные производители, особенно из США, попадают под дополнительное давление, что постепенно приведет к их полному выдавливанию с рынка. На рынке минимум шесть достойных внимания российских DLP-систем — замена импорту найдется быстро.

____________________________________________

Anti-Malware.ru — российский независимый информационно-аналитический центр, посвященный информационной безопасности. Сфера интересов Anti-Malware.ru включает в себя как технологическую, так и бизнес-составляющую рынка и его отдельных сегментов, таких как программное обеспечение, аппаратные комплексы или услуги.

Источник: Пресс-служба AM Media