27 июля 2016 г.

Во 2 квартале 2016 г. ПК-поставки в регионе EMEA были лучше прогноза и составили 16,1 млн. шт., показав снижение на 4,7% по сравнению с прошлым годом, сообщает IDC. При этом Западная Европа достигла стабилизации (-0,8% относительно прошлого года), но Центральная и Восточная Европа (CEE) и Ближний Восток и Африка (MEA) оставались на траектории спада (-8,5% и −13,3% соответственно).

Поставки ноутбуков в EMEA стабилизировались, показав снижение на 1,7%. (В этом квартале на базу сравнения уже не влияли продажи ноутбуков с Bing.) Поставки ноутбуков в Западной Европе выросли на 4,1% благодаря коммерческому сегменту, который показал рост на 10,5%. Как результат, рост коммерческих поставок ноутбуков в EMEA вышел в положительную область, с ростом на 3,7% за год. И напротив, потребительский рынок ноутбуков продолжал сокращаться. Настольные ПК показали спад на 10,0% в целом в EMEA, в соответствии с прогнозом.

В регионе EMEA по-прежнему сказывались колебания курсов валют и цен на нефть, а также макроэкономические и политические сложности — всё это создало трудный рынок, особенно в Западной Европе и на Ближнем Востоке. Windows 10 ускоряет свое продвижение, но не может подтолкнуть значительное обновление, хотя новые модели на базе Skylake вызывают большой интерес и способствуют проникновению новых форм-факторов.

«В регионе EMEA ноутбуки продолжали опережать десктопы, с улучшением главным образом в коммерческом сегменте, — пишет Андреа Минонн (Andrea Minonne), аналитик исследования, Personal Computing, IDC EMEA. — Росту способствовали несколько факторов. В странах Северной Европы одним из главных факторов были предшкольные закупки. Обновление и дальнейшее превалирование по сравнению с десктопом в некоторых секторах и странах также способствовали росту. Новые модели со Skylake и Windows 10 вызвали значительный интерес среди бизнес-пользователей, желающих большей мобильности, и способствовали проникновению новых форм-факторов, хотя и с низкой базы [сравнения]».

В Западной Европе Brexit может привнести некоторые дополнительные трудности на ПК-рынок. Никаких свидетельств сокращения рынка пока еще нельзя приписать непосредственно результатам референдума, но некоторые ПК-производители могут пересмотреть свои планы на будущий год ввиду неопределенности. Многие вендоры говорят также, что могут пересмотреть свою ценовую стратегию сразу после закрытия квартала. Это скажется на потребительском поведении, так как многие пользователи могут решить продлить срок службы своих устройств, а не примут повышение цен, купив новые. В корпоративном сегменте ИТ-бюджеты и планы могут быть пересмотрены, так как организации более осторожны. Вероятно, будут приняты компромиссы, поскольку все повышения цен не могут быть приняты. Движения валютных курсов в Великобритании и других странах также принимаются во внимание, влияя на допустимые запасы в канале. С одной стороны, некоторые вендоры позаботились о том, чтобы оптимизировать свои позиции в канале еще до повышения цен, продвинув больше поставок в июне. С другой стороны, сокращение запасов остается главной задачей в некоторых странах; запасы не на идеальном уровне, но общая ситуация не так плоха, как в прошлом году. Тренды стали другими не только на глобальном уровне, но также внутри регионов. В частности, Западная Европа выглядит очень неоднородно: UKI (Великобритания и Ирландия) и Средиземноморский регион продемонстрировали сокращение во 2 квартале, тогда как DACH (Германия, Австрия, Швейцария) и страны Северной Европы были в положительной области. Предшкольные закупки помогли ограничить спад ПК-рынка, подтолкнув поставки во 2 квартале.

«Западноевропейский рынок выглядел лучше, чем ожидалось, — пишет Малини Пол (Malini Paul), старший аналитик исследования, Personal Computing, IDC EMEA. — Как и прогнозировалось, коммерческий сегмент продолжал двигать рынок в целом. После нескольких кварталов спада и стабилизации в последнем квартале 2 квартал обозначил возврат коммерческих ноутбуков к положительному двузначному росту. В отсутствие сравнений с Bing потребительский сегмент вернулся к почти нормальной конъюнктуре рынка. Однако уровни запасов в некоторых каналах оставались высокими. Это может оказывать негативное влияние на поставки в ближайшие пару кварталов, если движение продуктов не будет столь быстрым, как ожидалось».

ПК-рынок в субрегионе CEMA (Центральная и Восточная Европа, Ближний Восток и Африка) по-прежнему сдерживался отсутствием расходов госсектора, слабой валютой, политической неопределенностью и экономическим спадом. ПК-рынок в CEE показал снижение на 8,5% за год, в соответствии с прогнозами, а в MEA был чуть ниже прогноза, показав спад на 13,3% за год.

«ПК-рынок в CEE продолжает испытывать трудности, при этом коммерческий сегмент показал самый сильный спад, на 10,5% за год, ввиду отсутствия расходов госсектора в некоторых странах, а также слабости корпоративных сделок; всё это влияло на коммерческий сегмент в целом, — пишет Николина Юрисич (Nikolina Jurisic), менеджер продукта, IDC CEMA. — Потребительский сегмент поддерживался геймерскими ПК, хотя объемы всё еще ограниченны, и потребительский сегмент десктопов был на том же уровне, что и ноутбуки, показав снижение на несколько процентов. ПК-рынок в MEA по-прежнему сталкивается с трудностями, но отдельные ключевые рынки, а именно Турция и Египет, испытали некоторое облегчение. Продолжение крупномасштабных ПК-проектов способствовало росту в Египте. В то же время, на некоторых других ключевых рынках продолжился резкий спад; в Нигерии и Саудовской Аравии поставки упали вдвое по сравнению с прошлым годом из-за ослабления валюты и низких цен на нефть».

Основные результаты по вендорам

На сегодняшнем, очень диверсифицированном рынке идет дальнейшая консолидация, и доля топ-5 вендоров продолжает расти. На долю трёх главных игроков приходилось 56,5% всего объема против 55,1% в том же квартале год назад.

  • HP имела сильные результаты, увеличив свою долю в EMEA до более чем 25%. Этому способствовали особенно хорошие продажи ноутбуков в коммерческом сегменте, движимые успешной стратегией новаций в продуктах.
  • Lenovo сохранила свое второе место с долей рынка 19,4%. Рост, однако, замедлился, так как компания столкнулась на рынке с рядом трудностей, особенно в CEMA. Потребительские ноутбуки и коммерческие десктопы потеснили конкурентов несмотря на сокращение по сравнению с прошлым годом.
  • Dell показала более медленный рост, столкнувшись с сильной конкуренцией, особенно в MEA, но выиграла от устойчивого роста коммерческих продаж ноутбуков в Западной Европе.
  • ASUS была на четвертом месте, и ноутбуки способствовали ее росту, особенно в потребительском сегменте благодаря сильной и привлекательной линейке продуктов вендора.
  • Acer оставалась на пятом месте с долей рынка на том же уровне, что в прошлом году. Вендор сохранял прицел на управление запасами, чтобы обеспечить хорошие поставки накануне предшкольного периода, особенно в Западной Европе.

За пределами группы топ-5: Apple удержала шестое место, а Fujitsu и Toshiba были на седьмом и восьмом соответственно, показав двузначное снижение поставок, но сохраняя свой прицел на B2B-сегмент. MSI и Wortmann замыкали десятку вендоров, на девятом и десятом месте соответственно.

Табл. Топ-5 вендоров по ПК-поставкам* в EMEA во 2 кв. 2016 г. (предварительные данные, тыс. шт.)

Vendor

2015Q2 Shipments

2016Q2 Shipments

2015Q2 Share

2016Q2 Share

2015Q2—2016Q2 Growth

HP

3,921

4,086

23.2%

25.4%

4.2%

Lenovo

3,366

3,130

19.9%

19.4%

-7.1%

Dell

2,010

1,869

11.9%

11.6%

-7.0%

ASUS

1,630

1,865

9.7%

11.6%

14.4%

Acer Group

1,479

1,428

8.8%

8.9%

-3.5%

Others

4,481

3,711

26.5%

23.1%

-17.2%

Total

16,888

16,087

100.0%

100.0%

-4.7%

Source: IDC EMEA Quarterly PC Tracker, Preliminary Results, 2016Q2, July 2016

* PC shipments = desktops and notebooks (including workstations)

Источник: IDC