8 августа 2016 г.
Современные смартфоны среднего класса по своим параметрам сравнимы с топовыми моделями полутора-двухлетней давности. Конечно, они уступают в «навороченности» сегодняшним топовым моделям и флатшетам (см. подробнее), в которых вендоры реализуют самые продвинутые технологии, доступные на массовом рынке, но среднестатистическому абоненту придется постараться, чтобы найти приложения, способные заставить тормозить современного «среднячка».
Однако, в продвижении современных аппаратов middle-class есть проблемы. Они не в аппаратной и не в программной составляющей — тут вендоры постарались на славу — а в моментах, связанных с маркетингом. Маркетинговые проблемы придется решать ритейлерам.
Чтобы проиллюстрировать эти тезисы мы протестировали новейшие модели среднего класса от двух вендоров — довольно давно присутствующего на российском рынке Huawei и только что вышедшей на рынок смартфонов компании TP-LINK. Так получилось, что обе модели имеют в индексе «пятерку» и литеру «С» — это Honor 5C и Neffos С5 Мax, соответственно.
TP-LINK Neffos С5 Мax (на фото — слева) построен на MTK MT6753 Cortex-A53/1,3 ГГц, он имеет восемь ядер и
Функциональность определяет платформа Android 5.1, поверх которой установлена фирменная оболочка. Последняя ничего сколько-нибудь значительного к интерфейсу не добавляет, но и, что прекрасно характеризует лончер, проблем не создает. Приятно, что вендор не стал «изобретать велосипед», и в результате интерфейс максимально близок к оригинальному Android, даже в качестве клавиатуры используют Google Keyboard. Упоминания заслуживает и фирменная программа управления камерой, которая особых возможностей не получила, но интересна набором 30 встроенных программных фильтров «Оригинал», «Сумерки», «Вкусный», «Красота» «Восход», «Ч/Б», «Город» и «Ретро» и др. Возможностей ручного управления не предусмотрено. Основная камера получила разрешение 13 Мпикс, двойную светодиодную вспышку и оптику со светосилой F/2.0. Камера на удивление позволяет получать неплохие результаты даже при съемке ночью и в сумерках (даже работая на «автомате», не активируя соответствующий режим вручную). Цвета на снимках выглядят чуть жестковатыми, но при необходимости подправить цветность в любой программе обработки изображений можно без проблем.
Приятно, что дополнительный микрофон притаился на «спинке» аппарата, рядом с объективом камеры — это улучшает запись звука при получении видео, да и для «шумодава», улучшающего передачу звука при разговоре в шумном помещении, оказывается полезно.
Дизайн старомодный, геометрия корпуса примерно двухлетней давности, равно как и массогабаритные параметры (152×76×8,95 мм, 161 г), но аппарат удобный и по «прихватистости» и по расположению клавиш на грани корпуса.На тест попал аппарат в белом корпусе, правда, лицевая панель все равно была черной, а белой была только задняя крышка (доступен также вариант в графитовой расцветке). Пластик задней панели красив, в нашем случае он был чуть перламутровый (тот редкий случай, когда фирменное название расцветки — «Pearl White» — соответствует реальности) и, что приятно, на ощупь совершенно не скользкий. Приятна также упаковка — качественный картон интенсивно-фиолетового цвета с надписями, выполненными белым и цианом. Комплектация отличается наличием проводной гарнитуры, качество работы ее удовлетворительное, но это приятно, ведь сегодня такой подход — редкость.
Цена на новинку начинается от 13 тыс. руб, что при имеющихся параметрах и дизайнерских решениях вполне может претендовать на твердое «хорошо».
Honor 5C (на фото — справа) ориентирован на динамичную молодежную аудиторию. Заметим, что такое позиционирование характерно для всех моделей под брендом Honor, напомним, что продвинутые решения на рынок вендор выпускает под маркой Huawei. Выпущенный на российский рынок летом Honor 5C в Китае появился по весне и, судя по всему, хорошо себя зарекомендовал. Российская версия от китайской отличается, в частности, отсутствием сканера отпечатка пальца, но эти детали для нашего теста не важны.
Новая «пятерка» построена на восьмиядерном шестидесятичетырехбитном процессоре HiSilicon Kirin 650/1.7-2.0 ГГц, который является фирменной разработкой Huawei, и получила два гигабайта «оперативки», флэш-память 16 Гб, FullHD-экран с диагональю 5,2 дюйма, камеры 13 и 8 Мпикс, поддержку LTE, наличие NFC и аккумулятор 3000 мА*ч. Казалось бы, ничего необычного, такие характеристики для аппаратов «среднего класса» сегодня практически стандартны. Даже комбо-слот, позволяющий устанавливать или две SIM-карточки или одну SIM-карту и microSD, сегодня привычен, несмотря на всю странность и неудобства такого подхода. Массогабаритные параметры — 147,1×73,8×8,3 мм, 156 г — тоже привычны. Однако, при знакомстве с аппаратом становятся очевидны моменты, которые позволяют поставить в тесте «отлично».
Производительность новинки на высоте. Корпус получил сглаженные грани, приятен на ощупь, удобен в руках, визуально красив и выполнен из металла. Разумеется, в данном случае материал корпуса не придает аппарату противоударных свойств — для этого нужны другие конструктивные решения, которые возможны, но переводят аппарат в другую ценовую категорию — но металл обеспечивает более эффективный теплоотвод, чем пластик. А это весьма важно при интенсивном использовании, когда на аппарате много играют, им много снимают или нагружают другими ресурсоемкими приложениями.
Поверх шестого Android установлена фирменная оболочка EMUI 4.1, вполне приятная и шустрая. К некоторым ее элементам приходится привыкать (например, к разделению областей сообщений и иконок управления в верхнем меню), некоторые находки очень приятны (пример: подход к установке картинок на экран блокировки), а некоторые лучше сразу снести (пример: фирменная клавиатура с узкими клавишами). Но есть в предустановленным софте один элемент, вызывающий явный восторг.
Модуль управления камерой прекрасен! В нем предусмотрены и ручные настройки, и большое количество фильтров (правда, их особенности не совсем понятны из названий, попытайтесь сообразить, что дают фильтры «Валенсия», «Столкновение» и «Рассвет»), сюжетных программ (от «Вкусная еда» до «Сканирование», от HDR до «Светового графитти»), а также разных «фишек», упрощающих процесс съемки. Например, сетка направляющих в кадре возможна четырех вариантов — традиционная (построенная по «правилу третей»), «фи-сетка» (созданная на основе «золотого сечения») и два вида спиралей (с левым и с правым «закручиванием»). Группировка пунктов в меню управления камерой несколько неоднозначна, ее нельзя изменить, но привыкнуть к ней можно.
Камера снимает хорошо, а для «среднего класса» просто прекрасно. При съемке в условиях достаточного освещения результаты ее работы только чуть лучше достигаемых камерой модели-предшественника — Honor 4C pro — но в сложных условиях преимущества новинки становятся более заметны. Объектив получил светсилу f/1.8, а ведь год назад таким значением хвастались топовые модели, да и то не все! Конечно, сравнивать светосилу объективов смартфонов и традиционных фотокамер нужно с учетом кроп-фактора, но в сравнении объективов гаджетов между собой на этот параметр вполне можно ориентироваться. Даже не специалисту по фототехнике будет понятно, что чем больше значение светосилы — тем больше объектив «захватывает» света и тем лучше получаются кадры. Замечу, что камера, установленная на Honor 5C, работает довольно шустро. Вспышка одинарная, но это вряд ли можно отнести к явным недостаткам фото-составляющей.
Некоторые приятные элементы, реализованные в конструкции аппарата для пользователя окажутся «невидимыми». Например, обычный абонент вряд ли узнает, что в аппарате установлен дополнительный чип i5, который берет на себя контроль сенсоров (например, нужных для фитнес-трекеров), воспроизведение музыки, распознавание голосовых команд, а также некоторые другие служебные и наиболее распространенные функции. Этот чип разгружает центральный процессор, что и производительность в реальных условиях улучшает, и энергопотребление оптимизирует. Зато корпус цвета корпуса — для российского рынка доступны серый, серебристый и золотой — заметны и абонентам наверняка понравятся.
Рекомендованная розничная цена аппарата составляет 15 тыс. руб., что для такого продвинутого решения вполне достойно.
Что это значит для ритейла
Новинки этого лета в middle-class получаются настолько крутыми, что делают практически неактуальным совсем недавно популярный пользователький лайфхак «покупаем в этом сезоне топ-модель из сезона прошедшего». Современные «среднячки» оказываются не хуже, а местами даже заметно лучше, чем топовые модели прошлого года, причем не только в тестах, а в самых обычных повседневных задачах, и получают лучшую цену, чем еще доступные в продаже «топ-модели» предыдущих сезонов.
Это ритейл, бесспорно, порадует. Снижение актуальности рынка «second-hand» порадует всех, а вот успешная конкуренция с товарными остатками из прошлых сезонов — только тех, у кого тех, у кого старые модели не «зависли» на складах (что еще раз напоминает о необходимости крайне аккуратного отношения к заказу товара, хотя данный вопрос находится за пределами рассматриваемой нами тематики). Однако, с продвижением новинок будут и некоторые проблемы, решать которые придется ритейлу.
Прежде всего, проблемы будут связаны с тем, что во всех отношениях интересные новинки вполне могут затеряться в дебрях продуктовых линеек. Например, сейчас на российском рынке представлены три модели под маркой Neffos — С5L, С5 и, наконец, тестируемая нами С5 Max (про их анонс см. тут). По индексу может показаться, что это все одна модель, только представленная в нескольких модификациях, однако, это не так. Это модели разные, отличия у них весьма значительные, заметим только, что процессоры, установленные в С5L и С5, заметно слабее используемого в С5 Max, поэтому «младшие братья» до middle-class никак не дотягивают, прежде всего, по параметрам производительности. С моделью Honor тоже все не так просто, как могло бы быть. Если потенциальные покупатели наверняка слышали о марке Huawei — марка «номер один» в Китае и «номер три» в мире, не знать ее сложно — то Honor отдельно от базового бренда могут воспринимать как нечто совершенно «беспородное», и с таким восприятием придется бороться вендору. Кроме того, с модельным рядом тоже не все ладно. Например, Honor 5C заменяет в модельном ряду вышедший на российский рынок только весной Honor 4C pro, и как объяснить покупателю пропажу столь притягательного для многих суффикса «pro» в индексе рассматриваемой нами? В качестве варианта можно предложить избавиться от наличия рядом на полках соседей по линейке, чтобы не путать потенциального покупателя, хотя это будет не всегда удобно.
Ритейлеру придется для каждой модели выделять «killer features», явно обозначать их и доносить до потенциального покупателя, причем в форме, хорошо доступной пониманию последнего. Вот пример с двумя протестированными аппаратами: по базовым параметрам Neffos C5 Max и Honor 5C практически идентичны — количество ядер, разрешение экрана, количество точек в сенсоре основной камеры, объем «оперативки» у них одинаковы — как объяснить потенциальному покупателю различия в моделях, приводящие к разнице в розничных ценах на пятнадцать процентов? Рассказывать о крутости камеры, которая вполне позволяет позиционировать Honor 5C как камерофон — не поверят, особенно при наличии моделей с сенсорами по двадцать мегапикселей (у большинства все еще есть уверенность, что «качество = мегапиксельность», что в корне неверно, но не устраивать же каждый раз борьбу с предрассудками прямо в торговом зале). Делать акцент на более продвинутой схемотехнике — ведь действительно, HiSilicon Kirin 650 выполнен по новейшей технологии 16 нм, да и наличие для фоновых задач сопроцессора i5 радует — но прелести таких подходов из обычных абонентов мало кто поймет. Можно, конечно сделать акцент на наличии у более дорогого аппарата NFC-чипа, что позволяет использовать его для бесконтактных платежей, быстрого «спаривания» с bluetooth-утройствами и работы с NFC-метками, но для много ли найдется массовых абонентов, для которых это будет «killer feature»? Поэтому, скорее всего, придется делать акценты на более высокой частоте процессора — 1,3 ГГц в первом случае и до 2 ГГц во втором — этот параметр выразителен и должен быть потянет потенциальным покупателям без дополнительных разъяснений.
Как видно, для ритейла все более важным становится собственный маркетинг, способный, в частности, выяснить «фишку» аппарата и донести ее до потенциального покупателя через рекламные материалы, в частности, размещенные в POS. Важны и консультанты, способные решать ту же задачу в режиме живого общения с посетителями магазинов, правда, перед этим придется решать задачи менеджерского плана — толковых консультантов нужно найти в достаточном количестве, обучить общению с клиентами, оперативно информировать об особенностях новинок и стимулировать активность в торговом зале.
Как видно, сегодня даже при наличии очень хороших моделей продвигать их оказывается вовсе не так просто. Но при имеющемся состоянии рынка новинки — даже совершенные в техническом плане и предлагаемые по конкурентоспособным ценам — не будут «сами себя продавать». Поэтому решать перечисленные выше задачи ритейлеру все равно придется — конкуренция требует.
Источник: Александр Маляревский