23 августа 2016 г.
«Экономика намерений» (economy intentions) плавно развивалась в течение последнего десятилетия, но именно сейчас построенные на ее основе сервисы могут стать одним из ключевых инструментов современной интернет-розницы.
Напомним, что сервисы на основе «экономики намерений» можно назвать «мега-молл наоборот»: покупатель в специализированном мессенджере заявляет о своем желании приобрести тот или иной товар, а продавцы через тот же мессенджер обращаются к нему со своими товарными предложениями. Идея не нова — первая волна подобных сервисов появилась в
Почему именно сегодня?
Наступающая осень обещает стать очень интересным периодом для российского ритейла. Причем дело тут не только в исключительно горячих сезонах Back to school и Christmas sale, продолжительность которых настолько увеличилась, что первый уже практически перетекает в другой, и не в традиционной конкуренции мелкого и среднего ритейла с федеральными сетями — тут все это будет по-прежнему. Противостояние «физических» салонов и онлайн-магазинов тоже сохранятся.
Однако, экономическая ситуация в стране приводит к сокращению платежеспособного спроса, в результате обостряется конкуренция продавцов за каждого покупателя и за каждый рубль, который покупатель готов потратить. Конкуренция будет во всех сферах ритейла, но в новых направлениях она будет особенно остра. По понятным причинам новые направления будут сосредоточены в области интернет-коммерции вообще и в мобильной коммерции в частности. Если новые форматы в «физическом» ритейле требуют значительных вложений, на которые компании вряд ли готовы сегодня, то в интернет-коммерции разворачивание нового сервиса для покупателей будет значительно дешевле. Кроме того, в виртуальном мире уже существующие сервисы легко масштабировать, поэтому ритейлеру зачастую даже не нужно создавать свой, а можно присоединиться к популярному из уже имеющихся. Однако, низкий «входной порог» при подключении к новым сервисам для ритейлера не только благо, у этой легкости есть и обратная сторона — ведь конкуренты могут начать использовать новые инструменты с той же быстротой.
Ожидаемый бум е-коммерции неизбежно приведет в новом сезоне к резкому росту популярности новейших форматов взаимодействия продавцов и покупателей, в том числе и «экономики намерений» как одной из наиболее перспективных форм современных продаж в сегменте В2С. Как показывает мировая практика, «экономика намерений» особенно хорошо развивается с мобильной интернет-коммерцией.
Почему вероятен бум мобильной коммерции?
В настоящее время каждая пятая интернет-покупка, сделанная россиянами, выполнена с мобильного устройства — смартфона или планшета — и у этого направления большое будущее, уверен Дмитрий Руднев, генеральный директор предоставляющей сервис «экономики намерений» компании BazarCo. По его мнению, рынок
Заметим, что для взрывного роста мобильной коммерции сегодня присутствуют все необходимые технические средства. Конечно, мобильная е-коммерция появилась довольно давно, но новый импульс ей дает сочетание совершенствования массовых гаджетов с увеличением распространенности широкополосного интернет-доступа в сотовых сетях.
Абоненты отдают предпочтение все более продвинутым устройствам, предоставляющим более широкие возможности, причем этот тренд явно выражен несмотря на кризис. По данным «Билайна», за первую половину текущего года у абонентов компании проникновение смартфонов с экраном диагонали менее 4″ сократилось на 40,49%, а у «трубок» с диапазоном диагоналей от 4 до 5 дюймов — выросло на 17,4%, с диагоналями более 5″ — увеличилось на 69,9%. Как видно, абоненты предпочитают девайсы, более удобные для активного использования — на большом экране и видео выглядит более эффектно, и картографическая информация более информативна, и «серфить» удобнее, а значит, удобней получать доступ к мобильным сайтам интернет-магазинов. Анна Айбашева, пресс-секретарь «Вымпелкома», особо отмечает быстрый рост количества девайсов с поддержкой LTE — проникновение смартфонов среди общего числа абонентских терминалов у пользователей в сети «Билайн» выросло на 24,4%, при этом проникновение смартфонов с поддержкой LTE выросло на 82%, а без поддержки LTE сократилось почти на 13%.
LTE-доступ сегодня переживает настоящий бум. По данным AC&M Consulting, в 2014 году устройствами с поддержкой LTE пользовалось 4% российских абонентов (9,1 млн), по итогам 2015 года таковых стало 9% (23,7 млн), а прогноз на текущий 2016 год — 17%.
Интересно, что развитие LTE-сетей российских операторов не поспевает за распространением LTE-устройств. По данным Telecom Daily, в российских городах-миллионниках средняя скорость передачи данных по сетям мобильной связи четвертого поколения снизилась за период с декабря 2014 по май — июнь 2016 на
Заметим, что для задач мобильной интернет-коммерции вполне достаточны базовые возможности гаджетов, доступные даже бюджетным устройствам, а также скорости, обеспечиваемые в сотовых сетях 3G и даже 2,5G, то есть доступ к сервисам
Мобильные мессенджеры: охват все больше
Охват аудитории мобильных мессенджеров постоянно растет. Например, Viber со ссылкой на исследования TNS объявил о существенном росте охвата аудитории двух столиц — Москвы и Санкт-Петербурга. Согласно данным этих исследований, на начало года ежемесячный охват Viber в Москве составлял 32,5% от общего населения мегаполиса, а к концу первого полугодия достиг отметки в 35,9%. Аналогичную динамику Viber показал и в Санкт-Петербурге: ежемесячный охват мессенджера на июнь составил 37,5% от общего количества жителей города, продемонстрировав рост на 21,36% с начала года. Евгений Рощупкин, глава Viber в России и странах СНГ, отмечает, что российские пользователи находятся в мировом тренде, все активнее пользуясь интернет-мессенджерами, которые постоянно развиваются, чтобы наиболее полно удовлетворять потребности современных гаджетолюбителей.
В данном случае для нас важно, что мессенджеры — а кроме Viber есть еще WhatsApp и Telegram и др., — становятся массовым средством коммуникации для все большего количества российских абонентов. Абоненты в мессенджерах общаются между собой и поддерживают коммуникации в группах, взаимодействуют с ботами и т. д., поэтому не будет никаких препятствий для использования мессенджера в системах «экономики намерений».
m-Сommerce + IM = economy intentions
Сочетание бума мобильной коммерции и популярности мобильных мессенджеров создает возможность для принципиального изменения роли «экономики намерений» в современной e-commerce. Специфика российского рынка особо способствует данному тренду. Несмотря на общеэкономические проблемы российский рынок очень динамичен, на нем присутствуют все основные мировые тренды развития ритейла, в том числе акцент на мобильную интернет-коммерцию. «По оценкам аналитиков рост количества мобильных покупок в этом году составит 42% и это настоящий бум, ведь в целом по рынку интернет-коммерции рост составит лишь 13%», — говорит Дмитрий Руднев.
Рост покупок с мобильных устройств будет увеличивать востребованность соответствующих маркетинговых инструментов. Покупателям удобно привычным им способом взаимодействовать с продавцами — через мессенджер — и существуют сервисы, способные обеспечить российским интернет-торговцам такую возможность, в частности «профессиональные мобильные мессенджеры», к которым, в частности, относится упомянутой BazarCo.
Данный формат является относительно новым видом B2C-коммуникации — первые сервисы на основе «экономики намерений» в мире появились десять лет назад, в 2006 году, российский интернет-бизнес стал использовать этот формат уже в 2008. За прошедшее время сервисы «экономики намерений», действующие во всех развитых регионах мира, отработали форматы и детали взаимодействия как с конечными покупателями, так и с интернет-магазинами.
Что это значит для ритейла
Для интернет-магазинов использование сервисов «экономики намерений» означает уменьшение удельных затрат на привлечение покупателя, что положительно отражается на эффективности бизнеса и поэтому оказывается крайне важным в имеющейся экономической ситуации. Как показывает практика, построенные на принципах «экономики намерений» сервисы пользуются нарастающей популярностью в условиях российского рынка.
Сервисы «экономики намерений» традиционно полностью бесплатны для покупателей, но с продавцов берут деньги за предоставленные им услуги. Однако присоединение к «намерительным» сервисам технически просто и не требует значительных финансовых вложений, поэтому интернет-ритейлерам имеет смысл обратить на такую возможность самое пристальное внимание. Как минимум, стоит попробовать такие сервисы в работе в течение какого-то времени и на основании такого «пилотного проекта» понять, насколько хорошо подходят возможности «экономики намерений» для активизации ваших продаж. Причем делать это лучше возможно быстрее, чтобы к буму сезона Back to school успеть освоить открываемые возможности и, как минимум, не отставать от конкурентов по набору инструментария для работе с покупателями.
Источник: Александр Маляревский