6 сентября 2016 г.
Из десяти поставщиков облачной IaaS, включенных в «Магический квадрант» Gartner в этом году, все, кроме трех, получили статус нишевых игроков.
И вот их стало десять...
Глобальные расходы на общедоступное облако увеличиваются квартал за кварталом почти наполовину, и всё же «Магический квадрант» Gartner в категории IaaS продолжает терять вендоров.
Лишь десять поставщиков инфраструктуры-как-услуги были включены в квадрант в этом году, тогда как год назад их было 15. Исключенными из списка оказались Interoute, Joyent, Verizon Terremark, Dimension Data и CSC.
Консолидация в отрасли еще более отчетлива при взгляде на сегмент лидеров.
«Рынок облачной IaaS значительно консолидировался вокруг двух ведущих поставщиков услуг», — констатирует Gartner, имея в виду Amazon Web Services и Microsoft Azure. «Будущее других поставщиков услуг всё более неопределенно, и заказчики должны тщательно взвешивать связанные с этим риски», — пишет Gartner.
Это означает, что корпоративные закупщики должны принимать в расчет не только затраты и сами услуги при выборе поставщика, но также планы вендоров, касающиеся стратегии и развития технологии.
Методика исследования
В своем исследовании «Магический квадрант» Gartner оценивает и ранжирует вендоров облачной инфраструктуры по двум критериям: способность реализации (ability to execute) и полнота видения (completeness of vision).
Способность реализации представлена по оси Y диаграммы, а полнота видения — по оси X, так что все игроки попадают в один из четырех сегментов: Нишевые игроки (низкий уровень по обоим критериям), Провидцы (Visionaries) (хорошее видение, но недостаточная способность реализации), Претенденты (Challengers) (хорошая способность реализации, но недостаточная полнота видения) и Лидеры (высокий уровень того и другого).
Из десяти компаний, вошедших в «Магический квадрант» в этом году, все, кроме трех, были отнесены к разряду нишевых игроков; Amazon Web Services и Microsoft вновь были двумя единственными лидерами, и Google в гордом одиночестве занимала сегмент провидцев.
Лидеры:
1. Amazon Web Services
Быть первым на рынке — это, конечно, имеет свои преимущества. И Amazon Web Services остается главным лидером рынка общедоступных облачных услуг, вводя инновации быстрее конкурентов и сохраняя головокружительный темп разработки всё новой функциональности.
Обладая «многолетним конкурентным преимуществом перед всеми своими соперниками», AWS является точкой отсчета для сопоставительных оценок в отрасли. Бурлящий жизнью портал AWS Marketplace позволяет заказчикам подключить тысячи функций, разработанных сторонними партнерами, поэтому «AWS — провайдер, обычно выбираемый для стратегического принятия в масштабах целой организации», пишет Gartner.
Но важно помнить, спешит добавить Gartner, что более крупные проекты трансформации бизнеса «лучше всего предпринимать в сотрудничестве с [системным интегратором]».
Сильные стороны: AWS может похвастаться разномастной базой заказчиков с широким диапазоном сценариев использования, включая хостинг критически важных приложений, а обладание вычислительной мощью во много раз больше, чем у всех остальных поставщиков в квадранте, вместе взятых, помогло компании привлечь более тысячи ИТ-партнеров, чтобы наращивать свою экосистему.
Gartner отмечает также вклад партнеров канала AWS, предлагающих управляемые и профессиональные услуги.
«Эта экосистема, наряду с программами подготовки и сертификации от вендора, упрощает принятие и использование [сервисов] AWS максимально эффективным образом», — пишет Gartner. Будучи полностью зрелым, спектр услуг AWS остается гибким и предлагает «самый богатый набор функциональности IaaS и PaaS».
Что следует учесть: AWS, хотя и считается выигрышным вариантом, «не стремится предложить самые низкие цены по сравнению с конкурентами», пишет Gartner.
И, учитывая сложно выстроенную структуру цен, Gartner рекомендует заказчикам использовать сторонние инструменты управления затратами. «Не столь искушенные заказчики могут потеряться перед лицом широких возможностей выбора, — пишет Gartner. — Настоятельно рекомендуется обучение и стороннее содействие».
2. Microsoft Azure
Microsoft — по сути, единственный реальный соперник Amazon Web Services на данный момент, однако компания всё еще отстает от главного лидера по обеим осям «Магического квадранта» — лишь немного по полноте видения и больше по способности реализации.
Но Microsoft бросает все силы на то, чтобы наращивать функциональные возможности Azure и присутствие на рынке, умело используя вездесущность своих продуктов в корпоративных ЦОДах.
Хорошо известный бренд Microsoft и существующие отношения с заказчиками вкупе с опытом эксплуатации потребительских интернет-ресурсов, а также немалые инвестиции в разработку и инновационные планы развития — всё это способствует тому, что «Azure часто выбирается для стратегического принятия организациями с сильным присутствием технологий Microsoft», пишет Gartner.
Сильные стороны: Интегрированные компоненты IaaS и PaaS в облаке Azure «работают и воспринимаются как единое целое».
Также, Microsoft старается быстро вводить новые функции и возможности в соответствии со своим видением облака, которое простирается на ее локально развернутую инфраструктуру, инструментарий разработки, связующее ПО и портфель SaaS-приложений.
«Microsoft становится также более открытой и менее зависимой от своей франшизы Windows, и поддержка Linux и других open-source технологий в Azure быстро улучшается», — пишет Gartner.
Что следует учесть: Строительство экосистемы Azure всё еще продолжается, и Microsoft агрессивно набирает партнеров-поставщиков профессиональных услуг и управляемых сервисов.
«Но многие из этих партнеров не имеют надлежащего опыта с платформой Azure, что может сказаться на качестве решений, которые они предоставляют заказчикам», — предупреждает Gartner.
Также, многие из партнеров не используют преимущества чисто облачной функциональности, что снижает ценность, которую их заказчики получают от Azure, говорится в отчете.
Провидцы (Visionaries):
1. Google
Компания Google осталась единственной из прошлогодних фигурантов сегмента провидцев, не пониженной в статусе до нишевого игрока в этом году.
Но, несмотря на значительные инвестиции на протяжении прошлого года, новое руководство в облачном бизнесе и свою несравненную технологию, Google всё еще не проторила себе дорогу в сегмент лидеров, чтобы присоединиться к архисоперникам Microsoft и AWS.
Сильные стороны: «Run like Google» («Работай как Google!») — прекрасный рекламный слоган на рынке. Опереться на опыт Google в эксплуатации высокомасштабируемой, самой передовой инфраструктуры, включающей и оборудование, и ПО, — привлекательное предложение для заказчиков, составляющее ядро стратегии этого интернет-гиганта, носящей названием Google Cloud Platform.
Google имеет ни с кем не сравнимое видение и опыт разработки и сопровождения чисто облачных приложений, и эти сценарии подталкивают принятие GCP.
Что следует учесть: Облако Google предлагает сильные и хорошо реализованные базовые возможности, но не столь обширный набор функций и сервисов, как у двух лидеров, которых компания надеется догнать. Также, Google не столь быстро вводит новые возможности, чтобы быть конкурентоспособной на этом фронте, пишет Gartner.
Компания сталкивается также с большими трудностями, чем некоторые из конкурентов, в охвате корпоративных заказчиков.
«Google находится всё еще на зачаточной стадии умения работать с корпоративными клиентами и заказчиками в среднем сегменте, особенно с теми, которые не принадлежат к сфере ИТ», — пишет Gartner.
Интернет-гигант добился лишь небольшого прогресса на корпоративном рынке в 2015 году и всё еще не справился с трудностями, касающимися функциональности, продаж, маркетинга и развития своей экосистемы партнеров.
Нишевые игроки:
1. CenturyLink
Взяв курс на осуществление агрессивной и развивающейся стратегии в облаке за годы, прошедшие с момента покупки компаний Tier 3 и Savvis, CenturyLink продвинулась вперед, став крупным игроком на этом рынке.
Но облако CenturyLink Cloud понизилось в рейтинге Gartner в этом году, перейдя из сегмента провидцев в группу нишевых игроков, поскольку телекому приходится работать на всё более конкурентном рынке, где доминируют всё меньше игроков.
Облако CenturyLink виртуализировано с использованием технологии VMware. В рамках программы Marketplace Provider заказчики могут получить стороннее ПО.
Сильные стороны: CenturyLink подчеркивает свое видение облака, достижимого через API; эта концепция носит название Platform CenturyLink.
«Компания построила крепкую платформу для увеличения своей гибкости и способности выводить на рынок новые предложения услуг», — пишет Gartner.
Наряду с этим, компания «всё более демонстрирует желание быть независимой от платформ». Этот план включает потенциальную возможность управления облачными услугами других провайдеров или инфраструктурой на площадке заказчика.
Что следует учесть: Облако CenturyLink вполне сильное и хорошо реализовано, но компания развивает его «недостаточно агрессивно по сравнению с темпами данного рынка», пишет Gartner.
CenturyLink Cloud оказывается в странном положении, где оно не является ни лидером рынка с обширным портфелем возможностей и множеством партнеров-MSP (поставщиков управляемых услуг), ни нишевым игроком, специализирующимся на определенных приложениях или обеспечении комплайенса.
2. IBM SoftLayer
Масштабная трансформация IBM строится на стратегии превращения в компанию, ориентированную на облако, и SoftLayer, которая значительно расширила свой географический охват и масштаб с тех пор, как ее купила IBM, составляет IaaS-компонент этого видения.
Но, хотя всеобъемлющий облачный портфель IBM удерживает легендарного ИТ-гиганта в первых рядах этого рынка, SoftLayer сползает в конкурентном водовороте на фоне других провайдеров IaaS и была понижена в статусе из провидца до нишевого игрока.
Сильные стороны: Gartner воздает должное давнему стажу SoftLayer в качестве специализированного хостинг-провайдера, отмечая ее портфель предложений, уникальный по количеству конфигураций облачных серверных платформ и функциональности.
«IBM имеет сильный бренд и текущие связи с заказчиками по всему миру, и ее база заказчиков стратегического аутсорсинга будет помогать двигать бизнес аутсорсинга ЦОДов, использующих облако в дата-центрах SoftLayer», — пишет Gartner.
Что следует учесть: Помимо предложения гибридного микса виртуальных машин и серверного железа, а также добавления ряда новых функций хранения и географических регионов, IBM мало что сделала с момента покупки SoftLayer в 2013 году для дальнейшего развития ее функциональности.
3. Rackspace
Rackspace была первым провайдером, предложившим заказчикам виртуализированное облако OpenStack — продукт, которому она дала старт еще в 2012 году. Но несмотря на усердные усилия в прошедшие годы, Rackspace так и не смогла выбиться из нишевых игроков в «Магическом квадранте» Gartner.
Компания пыталась расширить охват своей IaaS с помощью виртуализированного облака на базе технологий VMware и Microsoft, а также частного облака на базе своих собственных технологий OpenStack.
Сильные стороны: Когда-то получившая звание «Компания открытого облака» благодаря ее стратегии, ориентированной на OpenStack, Rackspace вернулась к своим корням «компании экспертов», пишет Gartner.
Это означает: вновь акцентировать свой опыт в управляемых услугах и поддержке заказчиков, а не просто держаться на силе своей IaaS-платформы.
Gartner хвалит Rackspace за «ясное видение управляемых услуг на базе облака, которые используют автоматизацию и принципы DevOps, включая управление облаками сторонних провайдеров помимо собственной инфраструктуры».
Что следует учесть: В последние годы Rackspace предложила солидный набор базовых функций, и всё же не могла угнаться в инновации за лидерами рынка и достичь их масштабов продаж. Уже и не пытаясь соперничать на этом фронте, Rackspace направляет инвестиции в другие области бизнеса, в частности, в администрирование AWS и Azure.
Gartner говорит: «Rackspace может стать привлекательным объектом покупки, так как ее услуги управления сторонними облачными сервисами и предложения IaaS частного облака имеют всё больший успех на рынке».
Но если Rackspace будет оставаться независимой компанией, она столкнется со всё более острой конкуренцией со стороны крупных поставщиков ИТ и услуг во всем спектре ее облачного бизнеса, пишет Gartner.
4. NTT Communications
Этот японский гигант телекоммуникационных услуг, входящий в состав NTT Group, существенно перестроил свое облако NTT Enterprise Cloud в этом году и предлагает также второй IaaS-продукт, Cloudn.
В рамках широкого стратегического сдвига в бизнесе облачной инфраструктуры, платформы следующего поколения от NTT сочетают новаторские технологии — а именно, OpenStack и Cloud Foundry — с портфелем гибридных решений и передовыми функциями сетей.
Сильные стороны: NTT Communications имеет большую базу заказчиков, особенно в Азии, которым может продавать свои облачные услуги; другие компании, входящие к конгломерат NTT, также могут поставлять ей заказчиков, равно как и открыть доступ к своим сетям партнеров.
«NTT Com имеет также давнюю историю услуг управляемого хостинга и управления безопасностью и может предоставить эти решения вместе с Enterprise Cloud», — пишет Gartner.
Компания полагается на эту глобальную сеть, чтобы снизить общую стоимость своих облачных решений, а также трения при внедрении у своих заказчиков.
Что следует учесть: Облако NTT Enterprise Cloud ничем особо не выделяется на рынке. Cloudn имеет больше функций для разработчиков, но нет некоторых из тех, что хотели бы иметь корпоративные ИТ-службы. И эти два предложения не интегрированы.
«Как результат, NTT Com мало подходит заказчикам, которым нужно единое решение или у которых вся обработка происходит в облаке и им нужны функции корпоративного уровня», — пишут аналитики Gartner.
5. Virtustream
Этот чисто облачный вендор, вечный нишевый игрок, принадлежащий EMC, ориентирован на хостинг сложных, критически важных корпоративных нагрузок, особенно крупномасштабных внедрений SAP.
Virtustream разработала свою собственную платформенную технологию, чтобы облегчить хостинг рабочих нагрузок — как традиционных корпоративных приложений, так и облачных.
Сильные стороны: Virtustream прочно занимает нишу предоставления облачных сервисов для корпоративных приложений, в том числе являющихся критически важными, таких как пакеты ERP от SAP, Oracle и Microsoft. Это помогло компании завоевать корпоративных клиентов, особенно тех, кому нужны продукты SAP, дополняемые управляемыми услугами.
Virtustream нацеливает также свои предложения на удовлетворение корпоративных потребностей безопасности и комплайенса, пишет Gartner. Созданная компанией платформенная технология позволяет строить полностью согласованные гибридные облачные решения.
Что следует учесть: Облако Virtustream не подходит для организаций, ищущих обширную функциональность общего назначения.
«Хотя слияние Dell—EMC создает некоторую неопределенность относительно будущего направления компании, заказчики могут рассчитывать, что Virtustream сохранит прицел на свои главные сильные стороны, а не будет расти вширь на рынке облачной IaaS», — говорится в отчете Gartner.
6. VMware
Облако vCloud Air понизилось в статусе до твердого нишевого игрока в «Магическом квадранте» Gartner этого года. В прошлом году VMware едва перешагнула порог в сегмент провидцев.
В своем общедоступном облаке VMware стремится делать ставку на опыт в виртуализации и доминирующее положение в частных ЦОДах, что открывает возможности гибридных вариантов внедрения.
Сильные стороны: Являясь лидером рынка и «мозговым центром» в виртуализации, VMware имеет обширную базу заказчиков, «глубоко привязанных к ее технологии».
Эта база заказчиков определяет и стратегию VMware в общедоступном облаке — предоставить «возможности гибридного облака существующим клиентам VMware, обеспечив поддержку партнеров в канале, укрепляя свои позиции в корпоративных ЦОДах и расширяя свой потенциально доступный рынок», пишет Gartner.
Предоставляя однотипный интерфейс для своей виртуализированной инфраструктуры в облаке и при локальном внедрении, VMware имеет преимущество в глазах ИТ-администраторов, уже освоивших ее технологию, которые стремятся расширить территориальный охват, увеличить объем ресурсов или внедрить функции аварийного восстановления.
Что следует учесть: Общедоступное облако VMware имеет теперь четкий прицел на гибридные решения для ее существующих заказчиков.
Gartner отмечает, что «vCloud Air — теперь лишь один из нескольких путей, по которым VMware стремится ответить на растущий переход к использованию облачных услуг».
Другие направления охвата облака включают подчеркивание роли партнеров-поставщиков услуг, использующих технологию VMware, а также предоставление функций администрирования для облачной инфраструктуры, работающей на платформах виртуализации конкурентов, пишет Gartner.
7. Fujitsu
Этот японский ИТ-гигант является лидером ИТ-аутсорсинга в Азии. Компания, вошедшая в группу нишевых игроков в «Магическом квадранте» Gartner, предлагает услуги облачной инфраструктуры своим заказчикам во всем мире с 2010 года.
Fujitsu Cloud IaaS Trusted Public S5 предлагается как сервис с множественной арендой либо как вычислительный ресурс для одного клиента с многоарендным бэк-эндом.
В 2016 году Fujitsu выводит на рынок новую платформу под названием K5, которая будет предоставлять единообразное обслуживание на базе общедоступного облака, хостингового частного облака и аутсорсинговых частных облаков.
«K5 лежит в основе платформы цифрового бизнеса MetaArc от Fujitsu, которая включает функциональность PaaS, а также SaaS», — пишет Gartner.
Сильные стороны: Являясь давним игроком на рынке ИТ-услуг, особенно в Азии и Европе, Fujitsu способна нацелить свои облачные продажи на значительную базу уже охваченных заказчиков. Компания «успешно расширяла свои существующие отношения на облачные сделки», говорится в отчете.
Gartner хвалит также компанию за оперативную поддержку и хорошую работу с клиентами.
Fujitsu развивает свой портфель IaaS-, PaaS- и SaaS-услуг в рамках видения, имеющего целью охватить более широкий спектр функций цифрового бизнеса.
Что следует учесть: Заказчикам, уже использующим S5, следует включить K5 в свой план закупок, хотя эта новая платформа и не имеет еще своей истории.
Функциональность облачной IaaS Fujitsu существенно отстает от лидеров рынка, пишет Gartner. Хотя новая K5 демонстрирует прогресс по сравнению с прежней платформой и Fujitsu совершила покупки, чтобы быстрее выйти на этот рынок, ей нужно продолжать активно инвестировать в покупки и разработку технологии, если она намерена оставаться конкурентоспособной, пишет Gartner.
© 2016. The Channel Company LLC. Initially published on CRN.com, a The Channel Company website, at http://www.CRN.com, Reprinted with permission.
Источник: Джозеф Цыдулко, CRN/США