17 октября 2016 г.
Российский показатель ARPU на рынке платного ТВ ниже, чем у других развитых и развивающихся видеорынков мира. Он составляет 2,49 долл, что даже меньше, чем в Китае и Индии, и в 41 раз меньше, чем в США.
По данным ИАА TelecomDaily, на сентябрь 2016 года показатель ARPU (средний доход с одного абонента) платного ТВ в России составил 155 руб. в месяц, или около 2,49 долл. В рамках исследования агентства было проведено сравнение этого параметра с показателями на других мировых видеорынках. Для сравнения были выбраны рынки платного ТВ стран, входящих в топ-20 по объему ВПП на основании паритета покупательской способности, по данным МВФ на 2016 год.
Российский ARPU услуг платного ТВ ниже не только, чем на развитых рынках ТВ, но и уступает показателям быстроразвивающихся рынков подобных услуг, к которым сам и относится. Например, в Индии ARPU платного ТВ составляет 3,3 долл, что больше российского, хотя и считается одним из самых низких показателей в мире. В Китае он достигает 5,2 долл. На примере Китая видно, что не всегда корреляция между показателем ARPU и объемом рынка платного ТВ прямая: по объему рынка по итогам 2015 года Китай занимает второе место в таблице после США с 16,4 млрд долл, а по показателю ARPU — третье место с конца.
Средний показатель ARPU для топ-20 выбранных стран составил 29,6 долл. Максимальных значений он достигает в США — 103, 7 долл/мес, Австралии и Канаде — 67 и 66 долл/мес соответственно. А вот в Великобритании он почти вдвое ниже и составляет 39 долл/мес, хотя страна является крупнейшим рынком платного ТВ в Европе. Дело в том, что здесь оказывает влияние местный аспект: многие британские домохозяйства платят лицензионные отчисления за ТВ своему национальному вещателю — BBC. Подобная ситуация имеет место и в Японии, только платежи уходят в пользу компании NHK (они составляют около 113 долл в год). Поэтому, например, в Великобритании, по данным Ofcom, из всех 13,6 млрд фунтов, заработанных ТВ-индустрией в 2015 году, 19% получила BBC в виде таких регулярных платежей.
Единственная страна, показатель ARPU для которой не указан в таблице — Иран. До недавнего момента экономика страны находилась под влиянием санкций со стороны стран Запада, отчасти по этой причине рынок платного ТВ в данной стране пока слабо развит, хотя после отмены санкций к нему проявляют интерес крупные международные игроки. Все показатели в таблице переведены из национальных валют в доллары по курсу на 10.10.2016 г. Использованы данные аналитических компаний, местных телеком-регуляторов и собственные оценки TelecomDaily.
«Низкий показатель ARPU платного ТВ — традиционное явление для российского рынка, — отмечает генеральный директор ИАА TelecomDaily Денис Кусков. — Он связан с рядом причин, одной из которых является то, что операторы платного ТВ транслируют более 20 обязательных каналов бесплатно для своих абонентов. Кроме того, во всем мире заметную долю выручки операторов платного ТВ составляют спортивные трансляции, тогда как в России ключевые состязания и матчи доступны бесплатно на эфирных цифровых каналах».
Тем не менее, предпосылки для роста ARPU платного ТВ в России есть: это рост проникновения цифрового ТВ и Smart TV, легализация рынка платного видеоконтента. В данный момент все операторы сосредоточены на увеличении показателя ARPU за счет дополнительных услуг и новых пакетов, так что постепенно он будет увеличиваться.
Источник: Пресс-служба ИАА TelecomDaily