28 октября 2016 г.
В 3 квартале 2016 г. ПК-поставки в EMEA были выше ожидаемых и составили 17,9 млн. шт., что на 3,3% ниже того же квартала год назад, сообщает IDC. Поставки ноутбуков выросли на 0,7% как результат интереса западноевропейских организаций к новым тонким и легким моделям, политической стабилизации на Ближнем Востоке и в Африке.
Вместе с тем, поставки в EMEA в этом квартале продолжали испытывать влияние неопределенности, связанной с колебаниями обменных курсов, ослаблением валют и политическими переменами, включая переговоры по Брекситу. Тем не менее, коммерческие поставки ноутбуков в EMEA оставались устойчивыми и выросли на 5,6% по сравнению с 3 кварталом прошлого года. Потребительские поставки ноутбуков в регионе, напротив, снизились на 2,6%. Грядущее повышение цен на ЖК-панели, планируемое до конца 2016 года, уже привело к увеличению объема заказов на ноутбуки, вызвав в ряде случаев дефицит поставок. В целом, ожидается, что большие объемы поставок приведут к росту товарных запасов, поэтому уровень запасов будет отслеживаться в последующие месяцы. Юбилейная версия Windows 10, похоже, не оказала заметного влияния на обновления. Chrome OS, хотя и имеет малую долю рынка, демонстрирует хорошие результаты второй квартал подряд. Продажи в предшкольный период, а также грядущая Черная Пятница в конце ноября и рождественские праздники внесли свой вклад в рост поставок и увеличение уровня запасов, но поставки настольных ПК в EMEA вновь сократились на 10,6%. Это демонстрирует дальнейшую эрозию маржи для мобильных решений. Банкротство Hanjin, южнокорейской компании морских контейнерных перевозок, сказалось на поставках некоторых ПК-вендоров, но Западная Европа затронута лишь незначительно.
«ПК-рынок продолжал оставаться разнородным в EMEA, с одной лишь общей тенденцией: сокращение поставок десктопов, — пишет Андреа Минонн (Andrea Minonne), аналитик исследования, Personal Computing, IDC EMEA. — Десктопы вновь продемонстрировали негативный тренд, и спрос в EMEA был слабым, но ноутбуки продавались по-разному в зависимости от субрегиона. Западноевропейский коммерческий сегмент вновь показал положительную динамику в 3 квартале благодаря растущему принятию ноутбуков в ответ на корпоративные потребности мобильности».
Ноутбуки продавались хорошо в Западной Европе и на Ближнем Востоке и в Африке, показав рост на 1,0% и 14,5% соответственно, но продемонстрировали спад на 10,2% в Центральной и Восточной Европе. В Западной Европе потребительский сегмент продолжал испытывать трудности. Многие факторы, связанные с ростом цен и рыночной нестабильностью подталкивали чувствительных к цене потребителей продлить срок использования имеющихся устройств. Но предпочтения смещаются к тонким и легким моделям, особенно в предшкольный период, Черную Пятницу и рождественскую неделю. В 3 квартале 2016 г. ландшафт ПК-рынка в Западной Европе продолжал оставаться разнородным и очень фрагментированным. Отголоски голосования по Брекситу были более ощутимы в 3 квартале, проявившись в ослаблении фунта и решении некоторых ПК-вендоров объявить о повышении цен. Великобритания и Ирландия столкнулись с трудностями, особенно в коммерческом сегменте. В целом по Европе, Швеция и Италия показали более высокий рост ПК-поставок за год, чему способствовали хорошие продажи ноутбуков в коммерческом сегменте. Страны Средиземноморья (Греция, Португалия и Испания) были ниже среднерыночного уровня и по-прежнему демонстрировали медленное восстановление конъюнктуры. В частности, политическая нестабильность затронула Испанию, где в течение нескольких кварталов не удавалось сформировать полномочное правительство. И напротив, страны Севера Европы продолжали демонстрировать рост и имели сильные результаты в коммерческом сегменте. Германия не показала заметных перемен по сравнению с прошлым годом, оставаясь в целом на прежнем уровне.
«Хотя ожидание роста цен на панели заставило вендоров запасти значительные объемы ПК-продукции, традиционно большие объемы сбыта в предшкольный период способствовали [проявлению] сильной сезонности в коммерческом сегменте, — пишет Малини Пол (Malini Paul), старший аналитик исследования, Personal Computing. — Страны Северной Европы и региона DACH (Германия, Австрия, Швейцария) показали солидный рост в сегменте коммерческих ПК (20,2% и 4,6% соответственно), равно как и Франция (рост на 5,7% за год). Южная Европа была сравнительно слабее, но за исключением Италии, показавшей более сильные результаты (рост на 3,1% за год)».
ПК-рынок в Центральной и Восточной Европе в целом показал худшие результаты, чем ожидалось, а именно двузначное снижение объемов вместо прогнозируемого спада на единицы процентов.
«Центрально-европейский рынок испытывал наибольшие трудности: Чешская Республика, Польша, Венгрия, Словакия и Словения — все имели двузначное снижение поставок по сравнению с 3 кварталом прошлого года, — пишет Николина Юрисич (Nikolina Jurisic), менеджер продукта, IDC CEMA. — В 2015 году, во время кризиса в России и странах СНГ, вендоры переориентировали свои рыночные стратегии на центрально-европейские рынки и поставили большие объемы в каналы сбыта по всем странам. Однако становится очевидным, что ситуация с уровнем запасов в некоторых из этих стран [негативно] влияет на запродажи, так как спрос оставался низким. И напротив, Россия, Казахстан и Украина держались достаточно неплохо. Россия, как и ожидалось в прогнозе, оставалась в негативной области, показав спад на 7,0% за год».
ПК-рынок Ближнего Востока и Африки резко отличался от Центральной и Восточной Европы, показав чуть лучшие результаты, и остался примерно на прежнем уровне с незначительным ростом.
«Выигрышной страной в регионе была Турция, с ростом поставок на 30,3% за год, — пишет Стефаниа Лоренц (Stefania Lorenz), зам. вице-президента, IDC CEMA. — ПК-рынок наконец набирает силу в этой стране после очень негативных результатов в течение пяти кварталов с 1 кв. 2015 г. по 1 кв. 2016 г. ПК-рынок продемонстрировал улучшение благодаря политической стабилизации, которая была нарушена сразу после попытки государственного переворота. Финансовые факторы, в частности, управление движением наличности, были серьезной проблемой для ритейлеров в предшествующие месяцы, но эта ситуация также улучшилась благодаря более стабильной валюте по отношению к доллару США, и потребители решились раскрыть свои бумажники».
Основные результаты по вендорам
Консолидация рынка продолжается, и топ-5 вендоров увеличили свою совокупную долю с 71,4% год назад до 76,8% в 3 квартале этого года. На долю трех крупнейших игроков приходилось 57,0% всех поставок против 53,6% в том же квартале в прошлом году.
HP Inc. была впереди всех и упрочила свое положение в EMEA с долей рынка 26,0%. Ее главной стратегией роста остается инновация; компания вновь увеличила свою долю в сегменте коммерческих ноутбуков и в сегменте потребительских настольных ПК — в этом втором случае благодаря геймерским моделям.
Lenovo упрочила свое второе место с долей рынка 20,1% — почти той же, что в прошлом году. Компания продолжала быть лидером на потребительском рынке благодаря выпуску новых продуктов, представленных на выставке IFA в Берлине.
Dell была третьей и увеличила свою долю до 10,9%, главным образом благодаря двузначному росту в коммерческом сегменте ноутбуков. Результаты на потребительском рынке ноутбуков были особенно успешными в Великобритании.
ASUS поднялась на четвертое место и увеличила свою долю на потребительском рынке ноутбуков, показав также очень хорошие результаты в Норвегии и Италии.
Acer была пятой. Компания по-прежнему испытывает трудности в некоторых регионах, но продемонстрировала рост во всех странах Севера Европы. Выпуск новых продуктов также способствовал продажам в некоторых субрегионах.
За пределами группы топ-5, Apple сохранила свое шестое место в преддверии ожидаемого обновления продуктов. Fujitsu была седьмой благодаря хорошим результатам в Германии, а MSI — восьмой благодаря очень сильным поставкам ноутбуков. Wortmann и CMS Computers замыкают группу топ-10, занимая девятое и десятое место соответственно.
Табл. Топ-5 вендоров ПК-рынка: объем поставок в EMEA в 3 кв. 2016 г. (предварительные данные, тыс. шт.)
Vendor |
2015Q3 Shipments |
2016Q3 Shipments |
2015Q3 Share |
2016Q3 Share |
2015Q3-2016Q3 Growth |
HP Inc |
4,352 |
4,635 |
23.6% |
26.0% |
6.5% |
Lenovo |
3,685 |
3,593 |
20.0% |
20.1% |
-2.5% |
Dell |
1,863 |
1,942 |
10.1% |
10.9% |
4.3% |
ASUS |
1,514 |
1,839 |
8.2% |
10.3% |
21.4% |
Acer Group |
1,764 |
1,705 |
9.6% |
9.6% |
-3.4% |
Others |
5,290 |
4,140 |
28.6% |
23.2% |
-21.7% |
Total |
18,469 |
17,854 |
100.0% |
100.0% |
-3.3% |
Source: IDC EMEA Quarterly PC Tracker, Preliminary Results, 2016Q3, October 2016
* PC shipments = desktops and notebooks (including workstations)
Источник: IDC