21 ноября 2016 г.
В исследовании консультанты J’son & Partners Consulting проанализировали основные тенденции развития мирового и российского рынков беспилотных летательных аппаратов и построили прогнозы его развития до 2020 года.
Начало формирования рынка дронов
Согласно определению, одобренному Ассамблеей ИКАО, «беспилотный летательный аппарат (дрон) представляет собой воздушное судно без пилота..., которое выполняет полет без командира воздушного судна на борту и либо полностью дистанционно управляется из другого места с земли, с борта другого воздушного судна, из космоса, либо запрограммировано и полностью автономно».
Авиационные эксперты выделяют три основных типов воздушных судов, кроме военных ракет, которые летают без бортовых пилотов:
- Управляемые дистанционно;
- Запрограммированные и работающие под управлением навигационных систем;
- Разработанные с наложенными ограничениями полета и летающие повторяющимся образом.
Впервые гражданское применение дронов анонсировал Amazon для доставки потребительских товаров в 2013 году. После чего рынок стал стремительно развиваться, открывая новые сферы коммерческого и частного применения. Помимо самих изготовителей беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) интерес к теме проявляют компании-дистрибьютеры таких устройств, производители компонентов, оптики и систем компьютерного зрения, программного обеспечения, компании картографических сервисов и аэрофотосъемки, аграрный сектор, широкий круг государственных служб (полиция, скорая помощь, пожарные, аварийные службы), страховые и инвестиционные компании и другие.
Классификация дронов
Беспилотные летательные аппараты трудно классифицировать, так как они имеют очень разные характеристики. Это разнообразие происходит от обилия конфигураций и компонентов БПЛА. Производители пока не ограничены никакими стандартами. В результате сегодня отсутствуют требования со стороны авиационных регуляторов о том, как БПЛА должен быть оснащен.
J’son & Partners Consulting классифицирует дроны (БПЛА) по следующим основным характеристикам:
- по дизайну / конфигурации;
- по типу взлета;
- по целевому назначению:
- по техническим характеристикам;
- по типу питания силовой установки;
- по полезной нагрузке;
- по типу системы автоматизации;
- по системе предотвращения столкновений;
- по типу навигации;
- по типам защиты от глушения сигналов;
- по пропускной способности радиочастотного спектра;
- по бортовой обработке данных;
- по специализации программного обеспечения.
Основные тенденции рынка дронов
По данным J’son & Partners Consulting, в 2016 году мировой рынок БПЛА оценивается в 7,3 млрд долларов. Прогнозируется, что он вырастет до 9,5 млрд долларов к 2020 году. Российский рынок БПЛА в 2016 году составит 147 млн долларов с потенциалом роста до 224 млн долларов к 2020 году.
В настоящее время Россия занимает небольшую долю в продажах дронов на мировом рынке, она составляет около 2%, но имеет высокий потенциал для дальнейшего роста. Стоит отметить, что в структуре продаж российского рынка на долю гражданских БПЛА приходится более 70% рынка, в которых основную долю занимают потребительские дроны.
Аналитики J’son & Partners Consulting отмечают следующие ключевые тенденции развития рынка беспилотных летательных аппаратов:
- Дроны активно внедряются в сегменты, которые сегодня обслуживаются с помощью спутников и пилотируемых воздушных судов, при этом возрастает спрос на высококачественные данные воздушной съемки;
- Границы между профессиональными и потребительскими дронами начали сужаться, а средняя цена на все виды аппаратов будет снижаться;
- Формируется новый быстрорастущий сегмент — рынок услуг для геоинформационных сервисов, а разработки в области искусственного интеллекта и специализированных сенсоров поддержат развитие индустрии БПЛА.
Приоритетные отрасли для внедрения решений на базе дронов
J’son & Partners Consulting выделяет в отчете следующие сферы применения дронов:
- Сельское хозяйство;
- Экстренные службы (пожарные, полиция, скорая помощь);
- Энергетика и добыча полезных ископаемых;
- Строительство и девелопмент;
- Геодезия (картография);
- Страхование;
- Транспортировка и доставка;
- Государственные и муниципальные службы;
- СМИ и медиа;
- Природоохранные организации;
- Наука и образование;
- Связь;
- Фото и видеосъемка;
- Спорт и развлечения.
Вместе с тем, как и любая инновационная отрасль, рынок БПЛА сталкивается с трудностями, которые предстоит преодолеть. J’son & Partners Consulting выделяет следующие барьеры развития рынка БПЛА:
- Недостаточно ясное законодательство применительно к использованию потребительских и коммерческих дронов и запрет их свободного использования (лицензирование) в воздушном пространстве в России;
- Отсутствие в России современной производственной базы, ориентированной на массовый потребительский и массовый коммерческий рынок, что приводит к более высоким издержкам и повышению стоимости аппаратов;
- Беспилотные средства относятся к категории товаров, экспорт которой из России запрещен законом. Аналогичная ситуация есть и в некоторых других странах, где существуют таможенные ограничения на импорт или экспорт данных аппаратов.
Кроме того, существует опасность создания проблем для других участников воздушного движения, а также транспортных средств, инфраструктуры и людей на земле. Есть серьезные опасения по использованию дронов не по назначению для вмешательства в частную жизнь и коммерческую тайну, по возможности перехвата и получения контроля за дроном другими лицами. Для снижения рассмотренных рисков в ряде стран существует требование обязательного страхования коммерческих БПЛА. Все это сдерживает развитие и в результате частные венчурные инвестиции в проекты БПЛА пока явно недостаточны.
Основные производители БПЛА в России
Компания J’son & Partners Consulting проанализировала российских производителей БПЛА для потребительского и коммерческого применения. Вокруг производства БПЛА выстроилась целая экосистема, включающая производителей комплектующих, разработчиков ПО, интергаторов, сервисных компаний, страховых компаний, торговых площадок.
Специфика российского рынка БПЛА заключается в преобладании производителей военных дронов и практически полном отсутствии производителей потребительских и коммерческих дронов. При этом преобладающая часть производителей военных БПЛА имеет в своем портфеле, либо уже устаревшие технически модели, либо только опытные современные образцы, которые демонстрируются на выставках, но не поступают в массовое производство (для нужд государства или на экспорт). И несмотря на значительные бюджетные вливания со стороны государства, продукция росийских компаний ВПК сейчас не выдерживает конкуренции с западными образцами, например, с дронами Израиля.
Аналогичная картина и в сегменте потребительских БПЛА — весь рынок занят продукцией иностранных компаний, в большей степени китайских. И несмотря на то, что за последние
В отчете отражена информация о продукции более чем сорока российских компаний, среди которых:
- ZALA Aero Group;
- ООО «Беспилотные системы»;
- «Истринский Экспериментальный Механический Завод»;
- ООО «Аэрокон»;
- ООО «Специальный технологический центр»
- и другие компании.
Перспективы развития сектора БПЛА в России
J’son & Partners Consulting выделяет в отчете следующие ключевые перспективы развития рынка дронов в России:
- применение полицией крупных городов;
- применение пожарными;
- применение в здравоохранении;
- применение в картографии;
- геоданные высокой четкости;
- срочная доставка покупок, еды, запасных частей, батарей, кабелей;
- курьерские услуги;
- аэросъемка для нужд агро-бизнеса и точного сельского хозяйства;
- мониторинг трубопроводов и ЛЭП;
- использование в качестве последней мили для улучшения покрытия сетей;
- выход на рынок БПЛА авиакомпаний;
- использование в СМИ;
- увеличение коммерческой активности в разработке программного обеспечения;
- увеличение продаж дронов с высококачественными камерами и системами стабилизации.
По данным Json & Partners Consulting, в 2016 году мировой рынок БПЛА оценивается в 7,3 млрд долларов. Прогнозируется, что он вырастет до 9,5 млрд долларов к 2020 году. Российский рынок БПЛА составит 147 млн долларов в 2016 году с потенциалом роста до 224 млн долларов к 2020 году. Использование в коммерческой сфере только начинается, существует множество сфер применения и рыночных ниш для успешного развития данного направления.
Источник: J’son & Partners Consulting