2 декабря 2016 г.
Анил Менон (Anil Menon), старший вице-президент Cisco, отвечающий за глобальное направление «„Умные“ и подключенные сообщества», представитель Cisco в совете Фонда «Сколково», рассказывает читателям CRN/RE об «умных городах».
CRN/RE: Как меняется город, вступая в ряды «умных», и как это отражается на жизни рядового жителя?
Анил Менон: Основное предназначение «умного» города заключается в заботе о его жителях. Удобство, защищенность, комфорт горожан — стратегическая цель концепции «умных» и подключенных сообществ (Smart+Connected Communities, S+CC). Эта концепция предполагает гибкое и эффективное управление такими сферами городского хозяйства как парковка, уборка мусора, физическая безопасность, транспорт, освещение. С помощью ИКТ, организационно-управленческих решений, интегрированных ситуационно-аналитических центров и единой сетевой платформы жители городов получают доступ к информации и услугам, которые улучшают качество их повседневной жизни.
Экономия бюджета, снижение преступности, улучшение экологической ситуации, решение транспортных проблем — это лишь некоторые показатели, которые свидетельствуют в пользу «умных» городов. На практике «умный» город дает каждому жителю возможность не тратить время и деньги понапрасну.
CRN/RE: Cisco выражает готовность поддерживать российские стартапы. Чем рынок России привлекает Cisco?
А.М.: В эпоху цифровизации данные служат главным стратегическим активом любого государства. От того, как они использованы и защищены, как их хранят и передают, зависит успех отдельных людей, компаний, а, значит, страны в целом. Россия переживает период ИТ-преобразований в социальной и экономической сферах, обладая колоссальным потенциалом для инновационных внедрений. Если принять во внимание повышение уровня доступности технологий, приемлемые условия для ведения бизнеса и видимый рост технической грамотности населения, можно предположить, что темпы цифровой трансформации будут только расти.
В рамках концепции «умных» и подключенных сообществ Cisco создает глобальную партнерскую экосистему, в том числе — на российском рынке. Мы будем рады сотрудничеству с российскими компаниями, которые претворяют в жизнь перспективные проекты с использованием современных способов доставки необходимых городу услуг. Мы готовы оказать помощь стартапам в развитии и масштабировании их разработок.
Cisco заинтересована в инновационном развитии телекоммуникационной отрасли и российской экономики в целом. Экономический рост означает увеличение сегмента ИКТ, следовательно, укрепляет позиции нашей компании на рынке.
CRN/RE: Есть ли в мире примеры «умных» городов, сетевая инфраструктура которых близка к идеальной. Существует ли единый сценарий реализации стратегии «умных» и подключенных сообществ«, или каждому городу необходим индивидуальный подход? Какие аспекты при этом учитываются?
А.М.: Есть несколько примеров городов, развернувших унифицированную сетевую инфраструктуру: Барселона, Канзас-Сити, Джайпур, Аделаида. Некоторые города продолжают работать над созданием такой инфраструктуры. Модель использования технологических инноваций уникальна для каждого города. Она зависит от уже имеющейся инфраструктуры, городской экономики и т.п. У каждого города своя система освещения, особенности траффика, индивидуальная ситуация с парковками, — функционирование этих элементов городского хозяйства опирается на стандарты, выработанные в каждом конкретном населенном пункте.
Различные сенсоры, устройства, системы контроля призваны оптимизировать такие параметры, как объем данных, тип данных, их жизнеспособность при использовании различных коммуникационных стандартов и протоколов. Идеальная сетевая инфраструктура предполагает интеграцию различных стандартов и протоколов, причем инвестировать подчас необходимо в параллельно существующие системы. Речь идет о протоколах и устройствах, использующих LORA, Wi-Fi, GSM/LTE, Wireless Mesh; устройствах видеонаблюдения и контроля с проводным подключением, цифровых панелях и т.п. Нельзя игнорировать и «унаследованную» инфраструктуру города. Сильной стороной концепции «умных» и подключенных сообществ является создание открытой и защищенной цифровой платформы, которая объединяет различные приложения, сенсоры и другие подключенные устройства, данные. С помощью этой платформы город сам решает, какие инструменты использовать для конкретных задач, при этом сохраняя контроль над сетевой инфраструктурой и данными. Когда дело доходит до технического обслуживания, город может выбрать, будет ли он самостоятельно управлять своими системами или воспользуется аутсорсингом.
CRN/RE: Может ли «умный» город сохранить индивидуальность в мире единых цифровых стандартов?
А.М.: «Умный» город помогает улучшить качество жизни населения, оптимизировать ресурсы, снизить издержки, повысить эффективность городских служб. Все это в свою очередь способствует усилению индивидуальности города и его эволюции, повышает уровень городской культуры и качество жизни. К примеру, мы сотрудничаем с разными компаниями, разрабатывающими сенсоры окружающей среды, с целью создать такие датчики, которые позволят городам коррелировать траффик с особенностями природной ситуации, чтобы грамотнее осуществлять городское планирование и организацию работы транспорта. Города-новаторы, раньше всех внедряющие передовые технологии, служат образцом для других городов, однако каждый город принимает собственные решения относительно того, как справляться со своими индивидуальными проблемами и какие услуги предоставлять жителям, туристам, бизнесу и городским службам.
CRN/RE: Москва — крупнейший мегаполис, который объединяет проблемы и возможности. Что должен предпринять город, чтобы занять лидирующую позицию в числе самых «умных»?
А.М.: Представьте, что Вы установили «умную» систему освещения. Станет ли «умным» дом целиком? Или оборудовали квартиру разнообразными датчиками температуры и влажности, тока, водоснабжения, но управляете каждым по отдельности. Это тоже не в полной мере отражает концепцию «умных» и подключенных сообществ«. Так же невозможно сформировать подключенное сообщество, игнорируя вопросы информационной безопасности. По данным нашего исследования, 71% руководителей компаний и организаций по всему миру сдерживают внедо=рений инноваций из-за киберугроз. Иными словами, «умный» город представляет собой целостную структуру, и лидерство или, как минимум, слаженное взаимодействие его систем зависят от того, насколько безопасно и эффективно будут связаны люди, процессы, устройства и данные.
Москва — универсальная площадка для воплощения высокотехнологичных инициатив, с одной стороны, и мировая столица, объединяющая сложную сеть департаментов и служб, с другой. Платформа — необходимый стержень, на который можно нанизывать решения производителей, причем затраты на их интеграцию минимальны. Однако если город использует несколько сенсорных платформ, это приводит к так называемому эффекту «размножения железа». Избыточность оборудования и образование раздельных систем управления сервисами диктуют необходимость создания открытых глобальных стандартов. «Умных» элементов недостаточно: городу нужна единая защищенная цифровая платформа, где все устройства говорят на языке протокола IP.
CRN/RE: Транспорт связывает все компоненты городской инфраструктуры. Какое участие Cisco принимает в модернизации московской транспортной системы?
А.М.: В Москве был реализован один из самых крупных проектов по модернизации транспортной системы. По всему городу расположены 6,5 тыс. датчиков, которые измеряют плотность потока. Интеллектуальная транспортная система интегрирует управление трафиком в полуавтоматическом режиме, сбор первичных данных о ситуации на дорогах и нарушениях ПДД, аналитику, которая учитывается при разработке приложений для навигации с учетом пробок. В зависимости от ситуации принимаются решения по управлению светофорами, ограничению скорости на определенных участках в определенное время суток.
Кроме того, в Москве действует система «Безопасный город»: установлено 137 тыс. видеокамер, с помощью которых проводится ситуационный анализ потоков и при необходимости подключаются соответствующие службы. Например, если в метро человек стоит очень близко к рельсам, видеокамера выводит это изображение на монитор ближайшего полицейского.
В Москве бесплатный Wi-Fi доступен всем пассажирам метро во время движения поезда. Для этого каждый вагон оборудован точками доступа, контроллерами, маршрутизаторами и коммутаторами Cisco. В октябре прошлого года проект бесплатного Wi-Fi в московском метро получил престижную международную премию Wi-Fi Industry Awards 2015 в номинации «Лучшее развертывание Wi-Fi в крупном городе или общественном пространстве».
CRN/RE: В каких российских городах ведутся проекты из области smart city (с примерами)?
А.М.: Помимо Москвы, элементы концепции «умных» и подключенных сообществ" функционируют в Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Свердловской области. Например, в Казани продолжается построение городской беспроводной сети и системы видеонаблюдения. Проект объединит «умные» элементы в сфере освещения, транспорта, безопасности, парковок, контекстной рекламы, ЖКХ и т.д. Планируется снизить загруженность дорог на 25%, потери в инженерных сетях — на 80%, расходы на городское освещение — на 40%, увеличить эффективность использования общественного транспорта на 50%.
Интересные проекты по созданию «умных» городов реализуются сейчас и в странах СНГ. К примеру, в Казахстане Cisco участвует в программе Astana Smart City, на первом этапе которой планируется создание сети городской инфраструктуры для развития сервисов «умного города» на базе сетей освещения. Впервые в СНГ здесь будет внедрена цифровая платформа для управления сервисами «умного города» Cisco S+CC Digital Platform с возможностью удаленного мониторинга и управления работой системы освещения.
Нет двух одинаковых городов, каждый имеет собственные проблемные кластеры. По-разному распределятся бюджеты, осуществляется управление магистральными сетевыми инфраструктурами. Неизменным остается индивидуальный подход Cisco к модернизации городской среды обитания с учетом накопленного опыта.
Источник: CRN/RE