8 декабря 2016 г.
Несмотря на довольно высокие оценки доходности профессии пиар-специалиста, большинство россиян не желали бы своим детям карьеры в ПР-отрасли. Причина — в низком престиже и низком моральном уровне представителей этой профессии.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования об отношении россиян к профессии пиар-специалиста.
С годами понятие «пиар» стало более привычным для россиян: доля затрудняющихся его охарактеризовать с 2010 г. по 2016 г. снизилась в три раза (с 15% до 5%), а содержательные ответы стали более наполненными.
Пиар у наших сограждан ассоциируется, прежде всего, со словом «реклама» (за 6 лет доля респондентов, выбирающих данный вариант ответа, выросла почти вдвое — с 33% до 59%). Далее отмечают такие характеристики, как «черный» пиар (с 21% в 2010 г. до 43% в 2016 г.), обман (с 21% до 41%), пропаганда (39%), продвижение (с 19% до 38%), имидж (с 25% до 37%), СМИ, медиа (с 23% до 37%).
Моральный уровень «пиарщика» оценивается невысоко: по пятибалльной шкале — в среднем на 2,54 балла. При этом уровень престижности профессии пиар-специалиста, по оценкам россиян, выше (3,42 балла), а доходность, в сравнении с другими параметрами, оказывается ее главным преимуществом (4,11 балла — с 3,8 в 2010 г.). Пожилые люди (средний балл 4,17 среди
Профессию пиар-специалиста нельзя назвать желанной: уже почти три четверти россиян (72% — с 56%) не желают в будущем видеть своих детей работниками данной отрасли. Тех, кто поддержал бы выбор ребенком профессии специалиста по связям с общественностью, всего 17%. Чаще такой гипотетический выбор поддерживают молодые люди
Данные комментирует генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров: «Лидерам отрасли общественных связей стоит серьезно задуматься о том имидже, который сформировался у отрасли в России: это имидж аморальных дельцов, зарабатывающих на пропаганде, обмане и рекламе. Пришло время заняться „пиаром пиара“, ведь динамика отношения людей к этой специальности выраженно негативная. Креативность и творческий подход, который пиарщики неустанно демонстрируют своим клиентам, должны быть наконец применены для разрушения сложившихся негативных стереотипов и формирования позитивного общественного мнения относительно этой важной, востребованной и, без всякого преувеличения, благородной профессии».
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен
Если Вы подумаете о пиаре — о чем Вы подумаете прежде всего? Сейчас я буду читать вам разные слова, а Вы, пожалуйста, говорите, приходит ли это Вам в голову, когда Вы слышите слово «пиар». |
||
2010 г. |
2016 г. |
|
Реклама |
33 |
59 |
«Черный» пиар |
25 |
43 |
Обман |
21 |
41 |
Пропаганда |
34 |
39 |
Продвижение |
19 |
38 |
Имидж |
25 |
37 |
Журналистика, СМИ, медиа |
23 |
37 |
Продажи, рекламные акции |
19 |
37 |
Политика, выборы |
27 |
36 |
Манипуляции, воздействие |
22 |
33 |
Маркетинг |
18 |
32 |
Информирование |
19 |
21 |
Развитие общественных связей |
11 |
14 |
Ничего из перечисленного |
2 |
4 |
Другое |
0 |
1 |
Затрудняюсь ответить |
15 |
5 |
Оцените, пожалуйста, профессию Пиар-специалиста/ специалиста по связям с общественностью по указанным параметрам. Используйте шкалу от 1 до 5, где 1- «самая низкая оценка», 5 — «самая высокая». |
||
2010 г. |
2016 г. |
|
Доходность, уровень оплаты представителей этой профессии |
3,8 |
4,11 |
Престижность (положение в обществе представителей этой профессии) |
3,35 |
3,42 |
Моральный уровень представителей этой профессии |
2,61 |
2,54 |
Если у Вас есть (были бы) подрастающие дети, внуки, хотели бы Вы, чтобы они выбрали для себя профессию пиар-специалиста/ специалиста по связям с общественностью? (закрытый вопрос, один ответ, %) |
||
2010 г. |
2016 г. |
|
Безусловно, да |
2 |
5 |
Скорее да |
14 |
12 |
Скорее нет |
28 |
32 |
Совершенно точно, нет |
28 |
40 |
Затрудняюсь ответить |
28 |
11 |
Источник: Пресс-служба ВЦИОМ