12 декабря 2016 г.
Начало декабря оказалось удивительно богато на новости, связанные VR. До недавнего времени VR-тренды активно развивали отдельные компании, но теперь мы видим формирование, укрупнение и активную деятельность ассоциаций, объединяющих фирмы различных специализаций, работающие в области виртуальной реальности. Заметим, что новости связаны как с глобальными ИТ-компаниями, так и с локальными событиями, значимыми для национального рынка РФ.
GVRA: ассоциация производителей VR-шлемов
9 декабря 2016 г. объявлено о создании некоммерческой Ассоциации, объединяющей производителей шлемов виртуальной реальности. В названии этой структуры есть слово «глобальная», но оно в данном случае выглядит уместно, так как она объединяет грандов мирового рынка: Acer, Google, HTC, Oculus (принадлежит Facebook), Samsung и Sony Interactive Entertainment и Starbreeze. Глобальная Ассоциация Виртуальной Реальности (GVRA) будет способствовать внедрению единых стандартов VR и их развитию
В пресс-релизе, выпущенном Ассоциацией, подчеркнуто, что компании-фаундеры видят перспективы в превращении VR в многофункциональную ИТ-платформу, актуальную для самых разных отраслей мировой экономики — от образования до здравоохранения. Также отмечена уверенность, что развитие VR будет способствовать дальнейшему экономическому прогрессу. Ассоциация видит себя единым центром, популяризирующим VR среди пользователей, обеспечивающим взаимодействие заинтересованных вендоров и, при необходимости, диалог с представителями властей.
Своевременность создания данной Ассоциации очевидна. Однако, вопросы вызывает отсутствие в ней некоторых компаний, например, Microsoft, известной своими масштабными планами на продвижение очков HoloLens, активно работающей в области решений смешанной реальности корпорации Intel, а также Huawei, которая анонсировала весьма интересный VR-шлем, обеспечивающий для пользователя «виртуализацию» как видео-, так и аудиокартины, и также проявляющей большой интерес к данному направлению современной индустрии.
VR-Консорциум и «Крок» объединяют усилия
1 декабря к VR-Консорциуму, созданному в августе уходящего года несколькими крупными медиакомпаниями России, активно работающими в области разработки и продвижения VR-решений, присоединился «Крок», один из крупнейших российских интеграторов. До настоящего времени в составе Консорциума не было ни одной ИТ-компании, в него входили группа «Цифровое телевидение» (совместное предприятие ВГТРК и «Ростелекома»), анимационная студия «Паровоз», студия телевизионной графики Vizart Lab, разработчик мобильных приложений «Интерактивный Мульт» и Институт современных медиа.
«Уверен, синергия возможностей всех участников консорциума даст положительный эффект для всей индустрии», — говорит Александр Леус, директор Центра виртуальной реальности компании «Крок». Центр виртуальной реальности в структуре компании «Крок» существует с 2012 года и реализует VR-проекты в для корпоративных заказчиков из разных областей экономики.
«Крок» в рамках VR-Консорциума будет отвечать за развитие экспертизы для промышленного применения технологий виртуальной реальности. Расширение компетенций Консорциума позволит объединению сформулировать технологические стандарты разработок виртуальной реальности и будет стимулировать развитие российского VR-рынка.
Борис Бобровников, генеральный директор компании «Крок», подчеркнул, что интегратор заинтересован в популяризации перспективной технологии, но и готов создавать полноценную инфраструктуру для применения технологий виртуальной реальности в различных сферах деятельности. В настоящее время в портфеле Центра виртуальной реальности компании «Крок» есть проекты, созданные для образования, научных исследований, проектирования, маркетинга и продаж. Количество портфельных решений Центра быстро увеличивается, например, 7 декабря было объявлено о создании AR-решения «ДеЛаваль: дополненная реальность», которое позволяет заказчику эффективно демонстрировать возможности автоматизированных ферм и производственного оборудования компании на отраслевых выставках. Специалисты Центра виртуальной реальности «Крок» создали макет «Умной молочной фермы «ДеЛаваль» на 2400 голов для отображения с помощью стола «виртуальной голографии». Посетитель выставки, надев аппаратные очки, может в подробностях с разных ракурсов осмотреть ферму и оценить ее работу в динамике. Александр Леус отметил, что данный проект демонстрирует возможности применения VR-технологий в поддержке продаж технически сложного оборудования.
Участники консорциума планируют регулярное проведение совместных мероприятий для популяризации VR-технологий. Заметим, что другие ассоциации активно этим занимаются.
AVRA Hackathon как пример активности ассоциаций
4 декабря был проведен хакатон, в рамках которого над проектами, имеющими отношение к VR или AR в течение тридцати часов трудились 270 человек, сформировавших 41 команду, из которых до финала дошли 34. В командах работали специалисты разных профилей — программисты, веб-дизайнеры, режиссеры, маркетологи, инженеры, ученые, эксперты и даже инвесторы. По заявлению организаторов это был самый масштабный хакатон по виртуальной и дополненной реальности в 2016 году.
Как видно из названия активности, ее организатором выступила AVRA, российская Ассоциация дополненной и виртуальной реальности. По заявлению директора Ассоциации, Екатерины Филатовой, AVRA призвана объединять усилия представителей отрасли, обозначать ключевые направления развития технологий, оказывать поддержку в их разработке и монетизации. Кроме того, Ассоциация активно работает для популяризации AR/VR-технологий.
«Ассоциация в дальнейшем планирует проводить образовательные и стимулирующие мероприятия для развития отрасли и формирования рынка», — говорит Екатерина Филатова. Напомним, что хакатон — далеко не первое масштабное мероприятие, проведенное AVRA.
Вместе с AVRA над хакатоном работали компании Cyber Russia и ViARRR! при поддержке Агентства стратегических инициатив. Мероприятие поддержали различные ИТ-компаний, занимающихся развитием VR-отрасли, в частности, Samsung, Microsoft, Nvidia, Dell, MSI, Unity. Менторами и экспертами выступили представители ИТ-кластера Фонда Сколково, Фонда VR Tech, Venture Platform Bazaar, Global Venture Alliance, Vizerra, Game Insight, Chingis VR, Мехмат МГУ, Prosense, Numa, «Инвитро», Futurico Ventures и других структур.
Что это значит для ритейла
VR-направления на наших глазах из гиковской игрушки превращается в один из магистральных трендов, определяющих развитие сегмента ИТ. В этом, похоже, состоит один из важнейших итогов уходящего года. Как видно на примере даже перечисленных активностей начала декабря, к этой теме проявляют живейший интерес большое количество компаний из самых разных секторов экономики — от вендоров до образовательных структур, от интеграторов до анимационных студий, от инвестиционных фондов до производителей оборудования для животноводства.
В наступившем году ритейлу следует быть готовым к тому, что VR будет не только горячей темой, но и одним из ключевых драйверов рынка. Это означает, что компаниям будет нужно быть готовыми как к продвижению VR-оборудования для конечного пользователя, так и для ведения бизнеса в VR-пространствах. В частности, ритейлеры, которые успеют первыми запустить VR-магазины, получат очевидное преимущество перед компаниями, имеющими только интернет- и физические магазины, так как смогут привлечь к себе наиболее продвинутую аудиторию российских покупателей.
Также логичным было бы участие ритейлеров в активностях, связанных с данным направлением, но пока мы этого не видим. Обратите внимание: в списке компаний, принявших участие в упомянутых нами локальных активностях, есть представительства вендоров, фонды, ассоциации, структуры, занятые в образовании, медицине и даже животноводстве, но нет ни одного ритейлера. Между тем, ритейлерам уже нужно бороться за проявляющих интерес к VR-технологиям, так как эти потенциальные клиенты наиболее интересны — они являются пользователями-энтузиастами и, по совместительству «opinion leaders».
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE