19 декабря 2016 г.

Увеличить
Источник: РУССОФТ, 2016 г.
Увеличить
Источник: РУССОФТ, 2016 г.
Увеличить
Источник: РУССОФТ, 2016 г.
Увеличить
Источник: РУССОФТ, 2016 г.

На сайте Kremlin.ru в стенограмме декабрьского «Послания президента РФ Федеральному собранию» есть такие слова: «Одной из самых быстроразвивающихся отраслей стала у нас, уважаемые коллеги, IT‑индустрия, что очень радует. Объём экспорта отечественных компаний за пять лет вырос вдвое. Я сейчас приводил цифры объёма экспорта „оборонки“, сельхозпродукции. „Оборонка“ — это 14,5 миллиарда. Совсем недавно IT‑технологии составляли цифру, которая приближалась к нулю, сейчас — 7 миллиардов долларов».

У многих возник вопрос: откуда взялась такая (7 млрд. долл.) цифра? Некоторые СМИ предположили, что она вытекает из оценок некоммерческого партнерства РУССОФТ*. Однако легко заметить (см. диаграмму, заимствованную из новейшего ежегодного исследования этого некоммерческого партнерства), что НП РУССФОТ оценивает «экспортнософтверные» итоги 2015 г. в 6,7 млрд. долл. Чем же обусловлено расхождение?

Вот как отвечает на этот вопрос глава НП РУССОФТ Валентин Макаров: «Возможно, либо президент РФ, либо те чиновники, которые готовили для него материалы, округлили наши оценки, что вполне допустимо. Цифра в 6,7 млрд. долл. отображает итоги 2015 г., а уже заканчивается 2016-й и, с учетом прогнозируемого роста планка в 7 млрд. долл., и даже в 7,5 млрд. долл., должна быть преодолена). Однако вполне возможно, что 7 млрд. долл. получены на основе наших данных, но все же не является округлением 6,7 млрд долл. Дело в том, что РУССОФТ не определял экспорт ИТ-компаний. В отчете нашего самого свежего ежегодного исследования используется принципиально другая формулировка — «зарубежные продажи российских софтверных компаний». Помимо «зарубежных продаж» мы упоминаем еще два показателя, связанных с экспортом ПО. Это «чистый приток валюты» и «объем предоставления трансграничных услуг в области компьютерных технологий».

В некоторых СМИ все эти три показателя противопоставляются друг другу с выбором одного «правильного». Однако мы считаем такое противопоставление некорректным. Дело в том, что каждый из показателей имеет свое предназначение, и среди них нет «правильных» и «неправильных». Если рассматривать только чистый приток валюты от продаж, то, согласно нашим оценкам, он составляет 4,5-4,6 млрд. долл. Но это только продажи софтверных компаний, а не всех ИТ-компаний! В нашем отчете есть предположения о величине других доходов от продаж за рубеж решений и услуг, получение которых обусловлено исключительно разработке информационных технологий. Например, согласно нашей экспортной оценке, Интернет-компании (в частности, такие гиганты, как Yandex и Mail.ru) обеспечивают 1-1,5 млрд. долл. Бизнес таких компаний основан на собственных сложных софтверных разработках, но сам софт они не продают (за небольшим исключением), как и услуги по его разработке.

Мы не беремся рассчитывать доходы Интернет-компаний от работы на зарубежную аудиторию. Во-первых, это все же не наша сфера. А во-вторых, есть методические проблемы, которые мы решить не готовы. Однако примерные оценки дать можно. Кроме Интернет-компаний и разработчиков ПО за рубежом работают российские системные интеграторы и дистрибьюторы программного обеспечения и компьютерного оборудования. Логично отнести и их к ИТ-компаниям. Они работают преимущественно в ближнем зарубежье, продажи в нем услуг и решений также является экспортом. Наконец, в России еще сохранилась сборка компьютеров, которые могут частично поставляться в соседние страны. Таким образом, софтверные компании хоть и обеспечивает большую часть экспорта ИТ-компаний, но далеко не на 100%. Минимум 2 млрд. долл. дают и другие ИТ-компании. Если суммировать с нашими 4,5-4,6 млрд. долл. чистого притока валюты, то и получается цифра, находящаяся в районе 7 млрд. долл.«.

А вот ещё одно важное замечание президента НП РУССОФТ: «Прежде чем что-то измерять, нужно определиться, что конкретно вы хотите измерить и зачем вы это делаете. То есть плясать нужно от задачи. Поскольку задачи могут быть разными, то и показателей одного и тоже объекта измерения может быть несколько. Например, немногие знают, что есть как минимум два показателя ВВП. Публично объявляют рост только реального ВВП, но это не значит, что номинальный ВВП (без учета инфляции) не нужен и является ложным показателям. У него есть свое техническое предназначение. Более того, показателей ВВП может быть и должно быть еще больше. Например, с учетом теневой экономики и без учета. Если речь идет о прогнозе налоговых поступлений на следующий год, то теневая экономика, если не видно возможности ее легализовать за короткий период, для расчетов совсем не интересна. Если речь идет о всех доходах граждан (как белой зарплате, так и черной), то теневую экономику желательно хоть как-то измерить. Важно определение ее размера и для решения задачи вывода из тени части экономики в будущем».

Во время состоявшейся 16 декабря ежегодной встречи с журналистами Валентин Макаров напомнил собравшимся, что идея создания НП РУССОФТ возникла более 15 лет тому назад после поездки группы российских руководителей софтверных компаний в США. Уже в те времена образовалась некоторая общность разработчиков ПО, близких друг к другу по духу и ориентированных на экспорт. Не все из них имели российскую «прописку» (если судить по расположению штаб-квартиры), но все стремились расширять свой бизнес. Со временем у некоторых российских компаний появились офисы за пределами нашей страны (как торговые, так и центры разработки). В результате значительная часть выручки российских софтверных компаний стала оставаться за рубежом. Отчасти она идет на развитие компаний, а отчасти на маркетинг.

Глава НП РУССОФТ поясняет: «Дабы избежать путаницы, связанной с „пропиской“ софтверных компаний, в этом году мы решили дать разные определения измеряемым нами показателям. То, что раньше называлось экспортом ПО, стало „зарубежными продажами российских софтверных компаний“. Этот показатель отражает масштабы совокупного бизнеса тех компаний, которые по определенным критериям можно считать российскими (подавляющее большинство могут считаться только российскими). По итогам 2015 г. он и составил 6,7 млрд. долл. Измерение „чистого притока валюты“ — не совсем наша задача, но мы дали свою экспертную оценку. Согласно этой оценке, в минувшем году чистый экспорт ПО составил 4,5-4,6 млрд. долл. Разница — выручка от зарубежных продаж, осевшая за рубежом».

Однако интересны не только итоги работы, но и перспективы российских софтверных компаний, у которых заметная часть выручки формируется от продаж их товаров и/или услуг за пределами нашей страны. Руководители и топ-менеджеры некоторых из них («АйТи», LUXOFT, SPIRIT, «Диасофт платформа», EPAM Russia, «Росплатформа» РЕЛЭКС, «Лаборатория Касперского», «Центр речевых технологий») приняли участие в упомянутой выше встрече и рассказали немало интересно о своем опыте продаж. Лично для меня, к примеру, оказался очень неожиданным тот факт, что по итогам минувшего года у воронежской компании РЕЛЭКС, которая недавно отметила 26-летие, половину выручки обеспечил экспорт её разработок.

Если заглянуть в «Реестр отечественного ПО», который c января этого года ведет Минкомсвязи, то в нем, в разделе («классе ПО») СУБД, можно обнаружить программный продукт под названием «Реляционная система управления базами данных ЛИНТЕР БАСТИОН (РСУБД ЛИНТЕР БАСТИОН, RDBMS Linter Bastion)», правообладателем которого является «Закрытое акционерное общество Научно-производственное предприятие „Реляционные экспертные системы“».

Обратите внимание: СУБД ЛИНТЕР — на 100% российская разработка. Весь её код — оригинальный. В нем нет ни одной строчки, заимствованной из так называемого «открытого ПО» (Open Source). Более того: эта СУБД прошла сертификацию в Министерстве обороны РФ и ФСТЭК России. Она гарантирует надежную защиту информации от уровня «персональные данные» до уровня «совершенно секретно». Cудя по сайту разработчика, данной СУБД «доверяют управление атомными реакторами, добычу нефти и полезных ископаемых, безопасность воздушного движения, управление бизнес-процессами, работу станков, бытовой техники, мобильных и других приложений... Она получила множество положительных отзывов от пользователей...».

Однако в нашей стране общее количество этих пользователей, похоже, относительно невелико. На сайте Linter.ru, среди прочего, читаем: «7 апреля 2011 года компания Brycen (японский партнер РЕЛЭКС) отчиталась по объемам продаж СУБД ЛИНТЕР на одном из самых высокотехнологичных рынков мира. На японском сайте ЛИНТЕР появилась новость о том, что совокупный объем продаж российской СУБД (начиная с 2002 года) достиг отметки в 30000000 копий». Cогласитесь: 30 млн. копий — очень внушительная цифра. Но это в мире. А что в России? Возможно, одна из причин, что в нашей стране эта СУБД известна не так широко, как заслуживает, кроется в том, что в России практически нет партнерской сети, заинтересованной в продвижении данного продукта. На мой вопрос о том, почему такой сети нет, генеральный директор группы компаний РЕЛЭКС Игорь Бойченко ответил так: «Мы стремимся все держать под своим контролем». Он также отметил, что включение СУБД ЛИНТЕР в Реестр отечественного ПО (это событие произошло в марте 2016 г) на приток новых клиентов практически никак не повлияло.

Впрочем, среди участников упомянутой выше «Встречи лидеров ИТ-рынка» были и такие, которые отмечали значительное количество переходов на их сайт с сайта Реестра отечественного ПО. Однако перейдем от частного к общему. Представляет интерес табл. 1 «Распределение продаж российских софтверных компаний по географическим рынкам по итогам 2015 г.». Из неё следует, что 51,1% этих продаж приходится на нашу страну. Далее следуют «США или Канада» (20,4%). А затем, с большим отрывом, «Германия и немецко-говорящие страны» (6,3%), «Другие страны Западной Европы» (5,8%) и Юго-Восточная Азия (3,9%).

Также представляет интерес табл. 2 «Сравнение продаж на традиционных и новых для российских софтверных компаний рынках (по итогам 2015 г.)». Из неё следует, что на регион под названием «Россия и ближнее зарубежье» приходится 59,4% продаж российских компаний, на регион «Западный мир (традиционный)» 34,7% продаж, а на «Новые рынки» 5,9%. Более подробные сведения о том, какие рынки являются для отечественных компаний новыми, а какие традиционными, можно найти в табл. 3 «Значимость географических рынков для российских разработчиков ПО (по итогам 2015 г.)».

Аналитики НП РУССОФТ делают вывод: «С имеющимся потенциалом Россия может занять до 10% мирового рынка производства программного обеспечения, а это не менее 60-70 млрд. долл. Рост возможен везде. В нашей стране продажи могут расти за счет импортозамещения и расширения самого рынка, что в лучшем случае может обеспечить лишь десятки процентов за несколько лет (1-2 млрд. долл). Российские разработчики уже сейчас имеют приличную долю на внутреннем рынке. И в разы эту долю точно не увеличить. В то же время на западных рынках доля российских разработчиков в среднем составляет не более 1%. Эта доля может быть увеличена в разы. Однако во многих сегментах насыщение софтверных рынков велико. Даже если есть лучшее решение по своим характеристикам и цене, значительно потеснить местные компании зачастую почти невозможно. Сложно представить, что российские ERP-системы будут продаваться, например, в Германии, даже если массу не очень больших предприятий их функционал вполне удовлетворит. Наращивать продажи можно в относительно новых и перспективных сегментах, таких как навигационные системы, Интернет вещей и другие».

Есть, конечно, и проблемы. О них аналитики НП РУССОФТ говорят так: Продвижению отечественного софта, среди прочего, мешает обилие негативной информации о нашей стране, распространяемой западными СМИ, а также прямые запреты сотрудничества с российскими предприятиями. Однако ёще одним минусом западных рынков является то, что они уже почти не растут. Наибольший прирост возможен на новых рынках, где российские компании уже добиваются успеха, но пока в единичных случаях. Чаще всего информации об этих рынках в России вовсе нет. В Африке с миллиардным населением, в Юго-Восточной Азии, где около 3 млрд. жителей планеты, на Ближнем Востоке, в Южной и Центральной Америке информационные войны против России не ведутся, а она воспринимается страной, которая может быть источником высокотехнологичные решений«.

Резюме: если лозунг «Заграница нам поможет!» (Илья Ильф, Евгений Петров, «Двенадцать стульев») был явно утопическим, то девиз «Новые рынки нам помогут!» может стать знаменем, двигаясь под которым российские софтверные компании имеют шанс заметно увеличить свои продажи. Согласны с этим тезисом?

О количестве российских компаний, экспортирующих ПО и ИТ-услуги

В 13-м ежегодном исследовании РУССОФТ «Экспорт российской индустрии разработки программного обеспечения» (том самом, в котором говорится о 6,7 млрд. долл. по итогам 2015 года) приняли участие 136 компаний экспортеров: 35% из них были «прописаны» в Москве, 24% — в Санкт-Петербурге, 7% — Сибири.

Всего же в исследовании РУССОФТ приняли участие компании, представляющие 32 российских города (по расположению штаб-квартиры или основной производственной площадки). Еще в 19 городах нет штаб-квартир компаний, но есть удаленные центры разработки. В сумме получается 51 город, в которых действуют российские компании, экспортирующие ПО. Результаты предыдущих опросов также свидетельствовали, что промышленная разработка программного обеспечения на экспорт ведется не менее, чем в 50 российских городах. Примерно в 20 городах имеются сильные университеты, работают десятки софтверных компаний и, следовательно, существуют хорошие возможности для развития бизнеса на основе разработки программного обеспечения с ориентацией как на российский рынок, так и на мировой.

К сказанному выше необходимо добавить, что к российским софтверным компаниям РУССОФТ относит те компании, которые исторически были созданы или развивались в России, у которых значительные ресурсы разработки находятся в России, а большая часть добавленной стоимости получена благодаря собственной разработке программного обеспечения;

В целом же в регулярно обновляемой респондентской базе РУССОФТ ныне содержится контактная информация о примерно 1700 российских компаний и организаций, занимающихся разработкой ПО располагающих штатом не менее 5 сотрудников и имеющих опыт работы на глобальном рынке. По мнению аналитиков РУССОФТ, данная база охватывает около половины софтверных компаний России. При этом они полагают, что отечественных ИТ-компаний, имеющих экспортные доходы, насчитывается не менее 2000.

В РУССОФТ считают, что за последние 10 лет в нашей стране пирамида индустрии разработки ПО уже полностью сформировалась, а потому почти соответствует правилу 80:20 (когда 20% общего числа компаний отрасли дают 80% объема продаж). Такое соотношение характерно для софтверных отраслей крупных стран с наличием тысяч компаний, специализирующихся на разработке ПО. Справедливость этого правила в России подтверждалась уже не раз различными расчетами.



Источник: Владимир Митин, для crn.ru