19 января 2017 г.

Повышенный интерес к внешним винчестерам определяют два очевидных тренда, которые оформились достаточно давно и продолжают быть на подъеме: первый — растущий объем персональных данных у обычных домашних пользователей, второй — выраженный тренд на компактные десктопы и тонкие ноутбуки (заметим, достигающий своего апогея в гибридных девайсах, популярность которых растет), куда традиционный винчестер не поставишь по вполне понятным причинам.

Конечно, практически у всех пользователей, которым это необходимо, уже есть внешние винчестеры, причем скорее всего даже не в единственном экземпляре. Однако сейчас ситуация чуть изменилась — объем внешних накопителей не вырос достаточно драматично, но изменился интерфейс. Популяризация интерфейса USB Type-C, резко увеличивающего скорость обмена данными, делает актуальным приобретение новых внешних приводов, работа с которыми в большинстве случаев будет быстрее, а потому удобней.

Вендоры делают приводы все более интересными. Новые устройства оказываются интересны не только возможностью работы с более быстрым и функциональным интерфейсом, но и наличием оригинальных элементов для более выразительного дизайна и для упрощения повседневной работы.

Немного свежей статистики

По предварительным данным за четвертый квартал прошлого года, объявленным компанией Trendfocus, на рынке продолжается спад спроса на винчестеры форм-фактора 2,5 дюймов (по сравнению с третьим кварталом прошлого года поставки сократились на 2 млн. устройств), но присутствует рост сегмента устройств форм-фактором 3,5 дюйма (увеличение поставок на 2-3 млн. по сравнению с предыдущим кварталом; напомним, что данные предварительные, что объясняет такой разброс в цифрах). Всего за последний квартал прошлого года было отгружено 112-114 млн. жестких дисков, а за весь 2016 год — 424,64-426,14 млн устройств, тогда как в позапрошлом году объем поставок зафиксирован на уровне 468,7 млн. штук. Рост поставок трехдюймовых дисков аналитики объяснили именно возросшей популярность настольных систем и — что важно в контексте нашего разговора — внешних накопителей.

Toshiba Canvio: винчестер, «зарядник» и бэкапер

Полное название девайса, данное им вендором, — Canvio for Smartphone (на фото — слева вверху), однако девайс может быть без проблем использован с обычным компьютером, ведь это внешний жесткий диск на 500 Гб с поддержкой интерфейса USB Type-C, только получивший дополнительные «смартфоно-ориентированные» опции. Новинка Toshiba интересна своим необычным и лаконичным «дисковым» дизайном, который, правда, затрудняет ее мобильное использование (девайс получился достаточно крупным), но делает весьма стильным настольным аксессуаром.

Особенность этого накопителя в наличии дополнительного порта, позволяющего напрямую подключать смартфон для зарядки (разумеется, при этом привод должен быть сам подключен к источнику питания — ведь у него нет батарей «на борту»), а в ходе этого процесса Canvio for Smartphone автоматически выполняет бэкапирование данных с гаджета, переписывая с него на диск контакты, документы, музыку, фотографии и видео. Для работы устройством Toshiba на аппарат предварительно надо установить фирменное приложение. Интересно, что Canvio for Smartphone способен работать с несколькими android-устройствами, создавая для каждого них отдельные бэкапы, а также может быть использован для переноса данных со старого смартфона на новый.

Canvio for Smartphone был впервые показан Toshiba на прошлогодней берлинской IFA, но для российского рынка объявлен только сейчас. Правда, в этом объявлении вендор не указал ни рекомендованную розничную цену, ни точные сроки появления новинки в продаже, но, скорее всего, в канал устройство попадет спустя считанные недели.

Дизайн как необходимость

Сегодня внешний жесткий диск является не только устройством категории «must have» для активного пользователя, но и дизайнерским элементом, украшением рабочего стола. Безликие черные пластиковые коробочки всем порядком надоели, поэтому производители все активнее экспериментируют с внешним оформлением таких девайсов.

Наиболее выразительны эксперименты с дизайном, разумеется, в премиальных линейках. Например, Seagate Technology продолжает сотрудничество с Porsche Design Group в создании некоторых устройств принадлежащего фирме-«винчестеростроителю» премиального бренда LaCie. Обновленная линейка внешних жестких дисков LaCie Porsche Design (на фото — справа вверху), показанная на прошедшей CES, интересна строгими и лаконичными корпусами из полированного алюминия. Интересно, что настольная версия накопителей — напомним, что эта линейка доступна в мобильном (1, 2, 4 Тб) и в настольном (4, 5, 8 Тб) исполнениях — также может выступать в качестве зарядного устройства для подключенного к ним ноутбука — для современных моделей Apple и других мобильных систем с ограниченным количеством портов такая возможность весьма актуальна. Разумеется, для работы в режиме «зарядки» приводы должны быть сами подключены к источнику питания.

Заметим, что Seagate весьма успешно экспериментирует с дизайном накопителей, выполненным своими силами. Например, в той же премиальной линейке LaCie вендор предложил весьма симпатичную модель Rugged в корпусе весьма веселенького яркого дизайна (на фото — слева внизу). В данном случае девайс получил корпус повышенной прочности, также защищающий от воды и пыли внутренности (а они могут быть представлены HDD на 2, 4 или 5 Тб, либо SSD емкостью 500 Гб или 1 Тб). Разумеется, новинка тоже получила интерфейс USB Type-C.

И еще раз про «кнопочки»

Упрощение переноса данных — выраженный тренд. Например, сетевое файлохранилище Lenovo Smart Storage (на фото — справа внизу), построенное на процессоре Celeron N3060 с 2 Гб оперативной памяти и получившее слот для жесткого SATA-диска с форм-фактором 3,5 дюйма (поддерживает носители емкостью до 6 Тб), поддерживает кабельное ethernet-подключение и имеет двухдиапазонный Wi-Fi для работы с домашней сетью и удаленного доступа с различных устройств. Новинка обладает поддержкой технологии DLNA, обеспечивающей воспроизведение видео на телевизоре, игровой консоли и т. п., это уже нехарактерно для обычных внешних накопителей, но часто встречается у сетевых хранилищ, ориентированных на домашнее использование.

У девайса есть пара портов USB 3.0 и аппаратная клавиша для One Key Upload — прямого экспресс-бэкапа данных с подключенных устройств на винчестер хранилища. Вставляете флэш-стик в порт, нажимаете на эту кнопку и Smart Storage переносит содержимое с «флэша» на винчестер без участия компьютера. Заметим, что флэш-стиками сейчас мало кто пользуется, но ведь в этом качестве может выступать фотокамера или, предположим, камкордер — вот при работе с ними возможности прямого копирования, которыми обладает Smart Storage, окажутся актуальными. Новинку Lenovo поставляет с софтом, способным автоматизировать синхронизацию данных, хранимых на Smart Storage, с накопителями различных устройств.

Бэкап идет в «облака»

Seagate представила внешний накопитель Backup Plus Hub, который, по заявлению вендора, является первым в мире внешним диском, совмещенным с USB-концентратором. Девайс получил два интерфейса USB 3.0, подключенные к которым устройства могут как обмениваться данными с накопителем, так и подзаряжать батареи. К компьютеру накопитель может быть подключен тоже по USB 3.0. Seagate Backup Plus Hub доступен с несколькими вариантами винчестера объема до 8 Тб. Кроме того, покупателям предоставляется 200 Гб пространства в сервисе Microsoft OneDrive сроком на два года.

Заметим, что это не единственный продукт Seagate, в комплекте с которым идут «облачные» сервисы. Например, осенью был представлен Duet Cloud — винчестер емкостью 1 Тб, обеспечивающий автоматическую двустороннюю синхронизацию файлов с Amazon Drive. Годовая бесплатная подписка на сервис Amazon в комплекте с этим приводом бесплатна для пользователя, но доступна только покупателям на территории США. На российском рынке Duet Cloud пока по понятным причинам не представлен, однако, доступно решение Acronis True Image 2017, которое несколько менее простое, чем примененное Seagate совместно с Amazon, зато гораздо более гибкое и существенно функциональное.

Прошедший длительное развитие True Image — многопрофильное решение, позволяющее создавать бэкапы на локальных и «облачных» ресурсах. Замечу, что решение Acronis может бэкапировать как отдельные папки и образы дисков с локальных компьютеров, но и выполнять резервное копирование данных с мобильных устройств, а также сохранять данные из профилей социальных сетей, что является крайне редкой возможностью.

Компания предоставляет как инструмент для настройки бэкапов, так и место в собственном «облаке» — Acronis Cloud Storadge — для размещения резервных копий. В настоящее время частным пользователям доступно приобретение от 1 до 5 Тб дискового пространства на «облачном» ресурсе компании. К бэкапам в «облаке» возможен доступ, то есть хранящиеся там файлы через web-интерфейс можно открывать, просматривать, копировать и т. д.

Заметим, что Acronis представляет интереснейшие решения — для защиты от программ-«шифровальщиков», построенную на технологии Blockchain систему, гаранирующую подлинность файлов в бэкапе, и т. д. — но их детальное рассмотрение выходит за рамки данного материала. Для нас в данном случае важна лишь доступность для российского пользователя расширенная функциональность для работы с мобильными устройствами и «облачными» ресурсами, которую обеспечивает продукция Acronis.

Что это значит для ритейла

Для ритейла все перечисленное выше означает необходимость активизировать продвижение современных внешних накопителей, которые вендоры делают доступными для российского рынка. Распространение интерфейса USB Type-C является для миллионов активных пользователей весьма выразительной мотивацией для покупки нового внешнего жесткого диска под использование в своих повседневных задачах.

Многие вендоры активно продвигают на рынок устройства более симпатичные и более функциональные, чем привычные «черные коробочки» внешних винчестеров прошлых времен. И это тоже хорошо для ритейла — такие системы привлекают больше внимания потенциальных покупателей.

Наконец, покупка нового винчестера вполне способна мотивировать на оптимизацию персональной политики резервного хранения данных, что позволит ритейлерам при минимуме усилий продать таким юзерам также специализированный софт и «облачные» услуги к нему. Продавать через розницу «облачные» услуги в чистом виде по понятной причине затруднительно, а вот продвигать комплексные сервисы — например, упомянутый нами выше Acronis True Image — можно и нужно, стоимость чека при покупке внешнего винчестера предложение такой системы вполне может увеличить.

Как видно, сейчас настало исключительено хорошее время для продвижения внешних дисков и систем бэкапирования, и ритейлу нужно этим воспользоваться. Разумеется, в первую очередь такое предложение заинтересует энтузиастов фотографии и видео, а также, других активных пользователей, исходя из этого ритейлу и придется выстраивать маркетинговую политику по продвижению данных товаров.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE