21 февраля 2017 г.

В 4 квартале 2016 года мировые продажи смартфонов конечным пользователям составили 432 млн. шт., увеличившись на 7% по сравнению с тем же кварталом в прошлом году, сообщает Gartner. Еще одна новость в том, что Apple обошла Samsung, вновь заняв первое место на глобальном рынке (см. табл. 1).

За весь 2016 год продажи смартфонов конечным пользователям составили почти 1,5 млрд. шт., что на 5% выше 2015 года (см. табл. 2).

«Это уже второй подряд квартал снижения продаж смартфонов у Samsung, — пишет Аншул Гупта (Anshul Gupta), директор исследования Gartner. — В 4 квартале они снизились на 8%, а доля рынка сократилась на 2,9 процентных пункта по сравнению с прошлым годом».

«Продажи смартфонов Samsung начали снижаться в 3 квартале 2016 года, и решение прекратить выпуск Galaxy Note7 замедлило продажи продуктов компании в 4 квартале, — пишет Гупта. — Снятый с производства Galaxy Note7 оставил пробел в ее линейке смартфонов с большим экраном». Компания испытывала также растущую конкуренцию в сегментах смартфонов среднего и начального уровня со стороны Huawei, Oppo, BBK и Gionee — все они наращивали свои продажи квартал за кварталом.

Samsung и Apple: рядом

Потребовалось восемь кварталов, чтобы Apple вновь заняла первое место на мировом рынке смартфонов, но позиции двух лидеров очень близки — разница составила лишь 256 тыс. шт. «В последний раз Apple занимала ведущее положение в 4 квартале 2014 года, когда продажи подталкивались ее первыми моделями с увеличенным экраном, iPhone 6 и 6 Plus, — пишет Гупта. — В этот раз она достигла этого благодаря сильным продажам своих флагманских смартфонов iPhone 7 и iPhone 7 Plus, выиграв также от ослабления спроса на смартфоны Samsung на зрелых рынках Северной Америки и Западной Европы, а также на некоторых зрелых рынках Азии, а именно в Австралии и Южной Корее».

Табл. 1. Мировые продажи смартфонов конечным пользователям по вендорам в 4 кв. 2016 г. (тыс. шт.)

Вендор

4Q16
штук

4Q16 Доля рынка (%)

4Q15
штук

4Q15 Доля рынка (%)

Apple

77,038.9

17.9

71,525.9

17.7

Samsung

76,782.6

17.8

83,437.7

20.7

Huawei

40,803.7

9.5

32,116.5

8.0

Oppo

26,704.7

6.2

12,961.5

3.2

BBK Communication Equipment

24,288.2

5.6

11,359.4

2.8

Другие

185,921.1

43.1

191,708.4

47.6

Всего

431,539.3

100.0

403,109.4

100.0

Источник: Gartner (Февраль 2017)

Китайские бренды наступают

На долю Huawei, Oppo и BBK приходилось 21,3% всех смартфонов, проданных конечным пользователям во всем мире в 4 квартале; это на 7,3 процентных пункта больше, чем год назад. «Huawei представила свой Mate 9 в этом квартале — спустя лишь месяц после того, как Samsung прекратила выпуск Galaxy Note7, — и это был удачный момент позиционировать его как альтернативу», — пишет Гупта.

Выпуск премиум-смартфона помог Huawei сократить отставание от Samsung — в 4 квартале разрыв составил 36 млн. шт. (В том же квартале год назад он был более 50 млн. шт.) «Huawei нацелена еще больше сократить это отставание от вендора смартфонов № 2 в мире, — пишет Гупта. — Поставки Mate 9 с [голосовым ассистентом] Alexa в США начнутся в 1 квартале 2017 года».

Фронтальные камеры высокого разрешения и быстрая зарядка помогли компании Oppo сохранить свое первое место в Китае в 4 квартале. Ее прочные позиции в Китае и продолжающийся рост продаж на рынках за пределами страны помогли ей занять четвертое место в мире.

BBK с ее прицелом на качество, дизайн и активное продвижение своего бренда имела сильные позиции в Китае и Индии. Компания по-прежнему оставалась на втором месте в Китае, чуть опережая Huawei в 4 квартале. Сильные продажи BBK в Индии — которые выросли на 278% в 4 квартале и более чем на 363% за весь 2016 год — выдвинули ее на пятое место в мире.

Главные китайские бренды — Oppo, BBK, Huawei, ZTE, Xiaomi и Lenovo — агрессивно выходят на рынки за пределами Китая и будут теснить ведущих мировых игроков в 2017 году. «Компании Samsung нужно успешно выпустить следующий флагманский Galaxy, чтобы поддержать успех, созданный моделью Galaxy S7, и вновь завоевать внимание заказчиков, выпустив новый смартфон с большим экраном и стилусом», — пишет Гупта.

Табл. 2. Мировые продажи смартфонов конечным пользователям по вендорам в 2016 году (тыс. шт.)

Вендор

2016
штук

2016 Доля рынка (%)

2015
штук

2015 Доля рынка (%)

Samsung

306,446.6

20.5

320,219.7

22.5

Apple

216,064.0

14.4

225,850.6

15.9

Huawei

132,824.9

8.9

104,094.7

7.3

Oppo

85,299.5

5.7

39,489.0

2.8

BBK Communication Equipment

72,408.6

4.8

35,291.3

2.5

Другие

682,314.3

45.6

698,955.1

49.1

Всего

1,495,358.0

100.0

1,423,900.4

100.0

Источник: Gartner (Февраль 2017)

Что касается операционных систем смартфонов, то Android укрепила свое лидерство, имея долю рынка 82% в 4 квартале (см. табл. 3). За весь 2016 год Android увеличила свою долю рынка на 3,2 процентных пункта, и она составила 84,8%. Это была единственная ОС, доля рынка которой увеличилась по сравнению с прошлым годом. «Выпуск модели Google Pixel сделал предложение премиум-смартфонов с Android более конкурентоспособным, а возвращение HMD (Nokia) в категории базовых смартфонов (среднего класса) еще больше усилит конкуренцию на формирующихся рынках», — пишет Гупта.

Табл. 3. Мировые продажи смартфонов конечным пользователям по операционным системам в 4 кв. 2016 г. (тыс. шт.)

Операционная

система

4Q16
штук

4Q16 Доля рынка (%)

4Q15
штук

4Q15 Доля рынка (%)

Android

352,669.9

81.7

325,394.4

80.7

iOS

77,038.9

17.9

71,525.9

17.7

Windows

1,092.2

0.3

4,395.0

1.1

BlackBerry

207.9

0.0

906.9

0.2

Другие OS

530.4

0.1

887.3

0.2

Всего

431,539.3

100.0

403,109.4

100.0

Источник: Gartner (Февраль 2017)

Источник: Gartner