21 февраля 2017 г.
В 4 квартале 2016 года мировые продажи смартфонов конечным пользователям составили 432 млн. шт., увеличившись на 7% по сравнению с тем же кварталом в прошлом году, сообщает Gartner. Еще одна новость в том, что Apple обошла Samsung, вновь заняв первое место на глобальном рынке (см. табл. 1).
За весь 2016 год продажи смартфонов конечным пользователям составили почти 1,5 млрд. шт., что на 5% выше 2015 года (см. табл. 2).
«Это уже второй подряд квартал снижения продаж смартфонов у Samsung, — пишет Аншул Гупта (Anshul Gupta), директор исследования Gartner. — В 4 квартале они снизились на 8%, а доля рынка сократилась на 2,9 процентных пункта по сравнению с прошлым годом».
«Продажи смартфонов Samsung начали снижаться в 3 квартале 2016 года, и решение прекратить выпуск Galaxy Note7 замедлило продажи продуктов компании в 4 квартале, — пишет Гупта. — Снятый с производства Galaxy Note7 оставил пробел в ее линейке смартфонов с большим экраном». Компания испытывала также растущую конкуренцию в сегментах смартфонов среднего и начального уровня со стороны Huawei, Oppo, BBK и Gionee — все они наращивали свои продажи квартал за кварталом.
Samsung и Apple: рядом
Потребовалось восемь кварталов, чтобы Apple вновь заняла первое место на мировом рынке смартфонов, но позиции двух лидеров очень близки — разница составила лишь 256 тыс. шт. «В последний раз Apple занимала ведущее положение в 4 квартале 2014 года, когда продажи подталкивались ее первыми моделями с увеличенным экраном, iPhone 6 и 6 Plus, — пишет Гупта. — В этот раз она достигла этого благодаря сильным продажам своих флагманских смартфонов iPhone 7 и iPhone 7 Plus, выиграв также от ослабления спроса на смартфоны Samsung на зрелых рынках Северной Америки и Западной Европы, а также на некоторых зрелых рынках Азии, а именно в Австралии и Южной Корее».
Табл. 1. Мировые продажи смартфонов конечным пользователям по вендорам в 4 кв. 2016 г. (тыс. шт.)
Вендор |
4Q16 |
4Q16 Доля рынка (%) |
4Q15 |
4Q15 Доля рынка (%) |
Apple |
77,038.9 |
17.9 |
71,525.9 |
17.7 |
Samsung |
76,782.6 |
17.8 |
83,437.7 |
20.7 |
Huawei |
40,803.7 |
9.5 |
32,116.5 |
8.0 |
Oppo |
26,704.7 |
6.2 |
12,961.5 |
3.2 |
BBK Communication Equipment |
24,288.2 |
5.6 |
11,359.4 |
2.8 |
Другие |
185,921.1 |
43.1 |
191,708.4 |
47.6 |
Всего |
431,539.3 |
100.0 |
403,109.4 |
100.0 |
Источник: Gartner (Февраль 2017)
Китайские бренды наступают
На долю Huawei, Oppo и BBK приходилось 21,3% всех смартфонов, проданных конечным пользователям во всем мире в 4 квартале; это на 7,3 процентных пункта больше, чем год назад. «Huawei представила свой Mate 9 в этом квартале — спустя лишь месяц после того, как Samsung прекратила выпуск Galaxy Note7, — и это был удачный момент позиционировать его как альтернативу», — пишет Гупта.
Выпуск премиум-смартфона помог Huawei сократить отставание от Samsung — в 4 квартале разрыв составил 36 млн. шт. (В том же квартале год назад он был более 50 млн. шт.) «Huawei нацелена еще больше сократить это отставание от вендора смартфонов № 2 в мире, — пишет Гупта. — Поставки Mate 9 с [голосовым ассистентом] Alexa в США начнутся в 1 квартале 2017 года».
Фронтальные камеры высокого разрешения и быстрая зарядка помогли компании Oppo сохранить свое первое место в Китае в 4 квартале. Ее прочные позиции в Китае и продолжающийся рост продаж на рынках за пределами страны помогли ей занять четвертое место в мире.
BBK с ее прицелом на качество, дизайн и активное продвижение своего бренда имела сильные позиции в Китае и Индии. Компания по-прежнему оставалась на втором месте в Китае, чуть опережая Huawei в 4 квартале. Сильные продажи BBK в Индии — которые выросли на 278% в 4 квартале и более чем на 363% за весь 2016 год — выдвинули ее на пятое место в мире.
Главные китайские бренды — Oppo, BBK, Huawei, ZTE, Xiaomi и Lenovo — агрессивно выходят на рынки за пределами Китая и будут теснить ведущих мировых игроков в 2017 году. «Компании Samsung нужно успешно выпустить следующий флагманский Galaxy, чтобы поддержать успех, созданный моделью Galaxy S7, и вновь завоевать внимание заказчиков, выпустив новый смартфон с большим экраном и стилусом», — пишет Гупта.
Табл. 2. Мировые продажи смартфонов конечным пользователям по вендорам в 2016 году (тыс. шт.)
Вендор |
2016 |
2016 Доля рынка (%) |
2015 |
2015 Доля рынка (%) |
Samsung |
306,446.6 |
20.5 |
320,219.7 |
22.5 |
Apple |
216,064.0 |
14.4 |
225,850.6 |
15.9 |
Huawei |
132,824.9 |
8.9 |
104,094.7 |
7.3 |
Oppo |
85,299.5 |
5.7 |
39,489.0 |
2.8 |
BBK Communication Equipment |
72,408.6 |
4.8 |
35,291.3 |
2.5 |
Другие |
682,314.3 |
45.6 |
698,955.1 |
49.1 |
Всего |
1,495,358.0 |
100.0 |
1,423,900.4 |
100.0 |
Источник: Gartner (Февраль 2017)
Что касается операционных систем смартфонов, то Android укрепила свое лидерство, имея долю рынка 82% в 4 квартале (см. табл. 3). За весь 2016 год Android увеличила свою долю рынка на 3,2 процентных пункта, и она составила 84,8%. Это была единственная ОС, доля рынка которой увеличилась по сравнению с прошлым годом. «Выпуск модели Google Pixel сделал предложение премиум-смартфонов с Android более конкурентоспособным, а возвращение HMD (Nokia) в категории базовых смартфонов (среднего класса) еще больше усилит конкуренцию на формирующихся рынках», — пишет Гупта.
Табл. 3. Мировые продажи смартфонов конечным пользователям по операционным системам в 4 кв. 2016 г. (тыс. шт.)
Операционная система |
4Q16 |
4Q16 Доля рынка (%) |
4Q15 |
4Q15 Доля рынка (%) |
Android |
352,669.9 |
81.7 |
325,394.4 |
80.7 |
iOS |
77,038.9 |
17.9 |
71,525.9 |
17.7 |
Windows |
1,092.2 |
0.3 |
4,395.0 |
1.1 |
BlackBerry |
207.9 |
0.0 |
906.9 |
0.2 |
Другие OS |
530.4 |
0.1 |
887.3 |
0.2 |
Всего |
431,539.3 |
100.0 |
403,109.4 |
100.0 |
Источник: Gartner (Февраль 2017)
Источник: Gartner