3 марта 2017 г.

Последний квартал 2016 года увенчал еще один успешный год для смартфонов вопреки опасениям общего замедления рынка. Согласно предварительным данным IDC, в 4 квартале вендоры поставили в общей сложности 428,5 млн. шт. смартфонов, на 6,9% больше, чем в том же квартале год назад (400,7 млн. шт.). За весь 2016 год мировые поставки смартфонов составили 1,47 млрд. шт. — рекордный объем за всю историю рынка, — хотя и выросли лишь на 2,3% по сравнению с прошлым годом (1,44 млрд. шт.). Крупные рынки — Китай, США и Бразилия — завершили год на сильной ноте, что способствовало сохранению мирового роста поставок.

«Нет никаких сомнений, что 2016 год был знаменательным для рынка смартфонов во многих отношениях, — пишет в пресс-релизе Райан Рит (Ryan Reith), вице-президент программы Worldwide Quarterly Mobile Device Trackers, IDC. — Это был год, который принес нам первое снижение продаж iPhone, и всё же Apple закрыла этот праздничный квартал, оттеснив Samsung с первого места на рынке смартфонов. Мы увидели также снижение продаж на формирующихся рынках Ближнего Востока и Латинской Америки, где ожидался высокий рост за год. Плюс ко всему этому, мы наблюдаем теперь гонку трех игроков на вершине рынка, так как Huawei впервые превысила отметку двузначной доли в мире».

Несмотря на перемены, которые принес на рынок минувший год, — в том числе, снижение годового роста с 10,4% в 2015 году до всего лишь 2,3% в 2016 году, — IDC ожидает определенные позитивные сдвиги в 2017 году. Во-первых, IDC прогнозирует возобновление роста продаж у Apple с приходом пока еще не объявленной юбилейной модели к десятой годовщине iPhone. Во-вторых, ожидается, что регионы Ближнего Востока и Африки (MEA) и Латинской Америки вернутся к росту в 2017 году. И, как результат вышесказанного, а также ряда других движущих факторов, рост рынка в 2017 году должен чуть улучшиться по сравнению с 2016 годом.

«Пока два ведущих игрока продолжают сражаться за первое место, несколько китайских вендоров упрочили свои позиции в качестве сильных претендентов, — пишет Энтони Скарселла (Anthony Scarsella), менеджер исследования, Worldwide Quarterly Mobile Phone Tracker, IDC. — Топ-3 китайских вендора (Huawei, OPPO и vivo) постоянно оказывают давление на Samsung внутри Китая благодаря обширному портфелю доступных по цене, хорошо сделанных устройств. Это давление действует не только в нижнем сегменте — премиум-модели P9, Mate 8, R9s и XPlay6 показали себя востребованной альтернативой для потребителей, стремящихся к апгрейду или желающих сэкономить, не жертвуя при этом качеством. Однако стоит отметить, что несмотря на успех этих брендов внутри Китая, им нужно добиваться роста за пределами своего местного рынка, чтобы действительно оттеснить Samsung либо Apple с самой вершины».

Основные результаты по вендорам

Apple вновь вернула себе первое место, главным образом благодаря успеху новых iPhone 7 и 7 Plus. Несмотря на сильный 4 квартал минувший год в целом был впервые отмечен снижением поставок iPhone — на 7% по сравнению с прошлым годом. В 4 квартале Apple поставила рекордные 78,3 млн. шт., на 4,7% больше, чем в том же квартале год назад. Новый iPhone 7, хотя и не имеет кардинальных отличий в дизайне от предшествующей модели, привнес с собой еще один более быстрый процессор, улучшенную камеру, водонепроницаемость и новые опции цвета и отделки. Как и в случае Samsung, всё внимание будет направлено на следующий флагманский продукт Apple, и все признаки указывают на что-то совсем особенное, создаваемое компанией к десятилетнему юбилею этого культового продукта.

Samsung Electronics переместилась на второе место на мировом рынке смартфонов. Объем поставок в 4 квартале снизился на 5,2% по сравнению с прошлым годом и составил 77,5 млн. шт. против 81,7 млн. шт. год назад. За весь 2016 год компания поставила 311,4 млн. шт. смартфонов во всем мире, что на 3% ниже, чем 320,9 млн. шт. в 2015 году. Несмотря на фиаско с Note7 и растущий натиск китайских вендоров, компания сумела добиться успеха с моделью S7 и популярными устройствами серии J на многих рынках. Однако трудный праздничный квартал сократил ее долю на мировом рынке до менее чем 20% впервые за четыре года, и сейчас как никогда компании нужен успех ее следующего ожидаемого к выпуску флагманского продукта, Galaxy S8.

Huawei сохранила свое третье место, увеличив при этом долю на мировом рынке в 4 квартале. Это был первый квартал, когда компания переступила порог двузначной доли рынка — она составила 10,6% всех мировых поставок. Huawei поставила 45,4 млн. шт. смартфонов за квартал, на 38,6% больше, чем в том же квартале 2015 года (32,7 млн. шт.). За весь 2016 год компания поставила 139,3 млн. шт., на 30,2% больше, чем в 2015 году (107 млн. шт.). Ее серия P и суб-бренд Honor принесли существенные объемы в Китае, а также в других странах Азии и мира. Имея прочный успех в Китае и во многих европейских странах, Huawei нацелена теперь на США. Станет ли американский рынок серьезным полем деятельности для Huawei, пока неизвестно, но недавний выпуск Mate 9 в США определенно не прошел без внимания Apple и Samsung в верхнем сегменте, тогда как бренд Honor будет и дальше успешно продаваться в среднем сегменте.

OPPO продолжала свое продвижение к ведущим вендорам рынка, демонстрируя, уже четвертый квартал подряд, рост поставок свыше 100% по сравнению с прошлым годом. В 4 квартале OPPO поставила 31,2 млн. шт. смартфонов — на 117% больше, чем год назад (14,4 млн. шт.). В минувшем году компания была нацелена на расширение за пределы Китая, и пока что ей сопутствовал успех. Помимо Китая ее главными рынками прицела в 2016 году были Юго-Восточная Азия и Индия, где OPPO проводила крупные маркетинговые кампании и запуск новых продуктов. OPPO начала также наращивать присутствие на Ближнем Востоке, и, если успех будет расти, то ее может ждать сильный 2017 год.

Компания vivo оставалась на пятом месте с объемом поставок 24,7 млн. шт. за квартал — вдвое больше, чем 12,1 млн. шт. в том же квартале год назад. За весь 2016 год vivo поставила 77,3 млн. шт. смартфонов, на 103% больше, чем в прошлом году (38 млн. шт.). Основной объем поставок по-прежнему приходится на Китай, но, как и OPPO, vivo весьма агрессивна в своем маркетинге в ряде стран Азии, стремясь расширять свой глобальный охват.

Табл. 1. Топ-5 вендоров смартфонов: мировой объем поставок, доля рынка и рост за год в 4 кв. 2016 г. (предварительная оценка, млн. шт.)

Vendor

4Q16 Shipment Volume

4Q16 Market Share

4Q15 Shipment Volume

4Q15 Market Share

Year-Over-Year Change

1. Apple

78.3

18.3%

74.8

18.7%

4.7%

2. Samsung

77.5

18.1%

81.7

20.4%

-5.2%

3. Huawei

45.4

10.6%

32.7

8.2%

38.6%

4. OPPO

31.2

7.3%

14.4

3.6%

116.6%

5. vivo

24.7

5.8%

12.1

3.0%

104.7%

Others

171.4

40.0%

185.0

46.2%

-7.3%

Total

428.5

100.0%

400.7

100.0%

6.9%

Source: IDC Worldwide Quarterly Mobile Phone Tracker, Feb 1, 2017


Табл. 2. Топ-5 вендоров смартфонов: мировой объем поставок, доля рынка и годовой рост в 2016 г. (предварительная оценка, млн. шт.)

Vendor

2016 Shipment Volume

2016 Market Share

2015 Shipment Volume

2015 Market Share

Year-Over-Year Change

1. Samsung

311.4

21.2%

320.9

22.3%

-3.0%

2. Apple

215.4

14.6%

231.5

16.1%

-7.0%

3. Huawei

139.3

9.5%

107.0

7.4%

30.2%

4. OPPO

99.4

6.8%

42.7

3.0%

132.9%

5. vivo

77.3

5.3%

38.0

2.6%

103.2%

Others

627.8

42.7%

697.1

48.5%

-9.9%

Total

1470.6

100.0%

1437.2

100.0%

2.3%

Source: IDC Worldwide Quarterly Mobile Phone Tracker, Feb 1, 2017

Источник: IDC