24 мая 2017 г.
Android Pay, стартовавший в России, редкий пример решения, которое удобно всем: абонентам, банкам, торговым заведениям и, что важно для нас, цифровому ритейлу. Android Pay широко используют с 2015 года, прошел «обкатку» в десяти крупных странах и показал как востребованность рынком, так и высокую надежность — серьезных инцидентов, связанных с уязвимостью данного платежного инструмента, пока зафиксировано не было. Россия вошла в очередной пул стран, где этот сервис открыт для пользователей устройств на платформе Google, вместе с Канадой, Тайванем, Бразилией и другими крупными развитыми регионами
Что такое Android Pay
Android Pay — фирменное решение для смартфонов на платформе Google, которое способно превратить в бесконтактный платежный инструмент любой гаджет, работающий под управлением версии KitKat (4.4) или выше, а также обладающий поддержкой NFC. Решение также работает на «умных часах», работающих на платформе Android Wear версии 2.0, наличие NFC в данном случае также является обязательным требованием.
Разумеется, деньги для платежей через систему Android Pay хранятся не в смартфоне и не на сервисах Google, а в обычном банке, где у абонента открыт счет. Для упрощения доступа к деньгам на счете к последнему банк «привязывает» пластиковую карту, к карте можно «привязать» смартфон, который «пластик» в ряде случаев заменяет. Платить смартфоном удобнее и быстрее, чем картой — его не нужно «прокатывать» и никуда вставлять, а достаточно просто поднести к кассовому терминалу. Если сумма вашего платежа до тысячи рублей, то никаких дополнительных действий не потребуется, если больше — придется выполнить дополнительное подтверждение: расписаться на чеке или ввести PIN-код.
Android Pay — третья «смартфоноцентричная» система для бесконтактной оплаты, ставшая доступной в России. Первые две — Apple Pay и Samsung Pay — были запущены прошлой осенью, и обе, заметим, очень приглянулись российским абонентам, компании рапортовали и рекордном интересе локальных пользователей на старте систем. Правда, ранее запущенные системы доступны владельцам очень ограниченного количества моделей смартфонов: десяти моделям Apple и четырнадцати моделям Samsung. Новая система Android Pay будет доступен на сотнях моделей смартфонов и «умных часов» от разных производителей, что делает ее особенно интересной для всего рынка.
Среди преимуществ решения отметим три. Во-первых, к одному смартфону можно «привязать» карты нескольких разных банков, то есть гаджет становится агрегатором платежных систем. Во-вторых, софт для Android Pay также поддерживает «привязку» скидочных карт и карт лояльности. В-третьих, система работает и для онлайн-платежей, правда, количество торговых онлайн-площадок, принимающих Android Pay, пока невелико, но к ним уже относятся такие гиганты Рунета как, например, Ozon.ru, Uber, «Яндекс.Такси» и WIldberries.
В чем удобство Android Pay для ритейла
Основное удобство торговых сетей от и его аналогов состоит в увеличении скорости обслуживания отдельного покупателя. Экономия десятков секунд, достигаемая от применения бесконтактных платежей, в масштабе крупных торговых сетей приведет к сотням тысяч сэкономленных человеко-часов работы персонала и, соответственно, к очевидной экономии. Поэтому будьте уверены, что продавцы для приема Android Pay и терминалы настроят, и продавцов с кассирами соответствующим действиям научат, только эти процессы по понятным причинам займут какое-то время. Приятно, что в результате хоть немного, но сократятся очереди в кассы — внедрение новой системы позволит экономить и время покупателей.
Android Pay удобен и для вендинговых автоматов, широкое применение которых может радикально сократить «человеческий фактор» при покупке и особенно выгодно при организации розничных продаж массовых товаров с фиксированными и известными свойствами — билетов, шоколадок, карт памяти, напитков в баночках, чипсов и т.д. Расширение соответствующих возможностей при сокращении расходов на обслуживающий персонал, разумеется, актуально для ритейла.
Внедрение Android Pay будет, конечно же, поддержано банками. Они получают новый инструмент, позволяющий клиентам проще и изящней расставаться с деньгами. Известный факт: человек неохотно расстается с наличными деньгами, банковской карточкой ему платить проще, и он начинает тратить больше денег, но расплачиваться смартфоном — еще проще! Банки же, по понятной причине, заинтересованы, чтобы люди покупали проще, расплачивались быстрее, тратили больше. Поэтому банки будут активно способствовать распространению всех платежных систем, использующих смартфоны, и Android Pay, как потенциально самой распространенной.
Что это значит для цифрового ритейла?
Для цифрового ритейла запуск и последующая популяризация Android Pay представляет собой неплохой шанс активизировать продажи смартфонов. Сегодня, когда жизненный цикл смартфона сильно вырос, мотивировать среднестатистического пользователя на приобретение нового устройства взамен исправно работающего старого весьма непросто. Но у ритейлеров появляется хороший вариант: предлагать новые аппараты, обладающие поддержкой NFC, акцентируя внимание абонента на их возможность работать с Android Pay!
Заметим, что до настоящего времени NFC была не очень востребована массовым пользователем, так как находила применение для ограниченного числа задач. Конечно, NFC-метки удобны для инициации смены профилей настроек и автоматического выполнения других заранее описанных действий, возможности Near Field Communication можно было применить при «спаривании» девайсов и быстром обмене контактами, но, согласитесь, эти возможности были востребованы по большей части гиками. NFC-устройства могли служить ключами к дверным замкам, турникетам и к компьютерам, могли быть использованы в локальных системах платежей — например, для оплаты проезда в московском метро, а также в автобусах, троллейбусах, трамваях Мосгортранса и в некоторых маршрутках... но много ли вы видели пользующихся NFC-девайсами даже для последней задачи?
Сейчас NFC-девайс в качестве платежного средства должен получить широкое распространение, во всяком случае, как мы уже отмечали, в этом заинтересован и «большой ритейл», и банки. Цифровому ритейлу нужно лишь поддержать тренд и активно продвигать смартфоны с поддержкой NFC. Заметим, что в данном случае традиционный ритейл получает преимущество перед операторскими сетями, активно продвигающими ультра-дешевые смартфоны, в которых при производстве экономят на всем и поэтому от установки NFC по понятным причинам отказываются.
Вопрос безопасности платежей в Android Pay, по понятным причинам, весьма волнует абонентов, чем цифровому ритейлу опять-таки хорошо бы воспользоваться. Теоретически появление нового канала платежей несет с собой и новые риски, но практически в современных условиях наиболее опасными из платежных средств остаются наличные. Кроме того, как мы уже отмечали, серьезных инцидентов с Android Pay за два года его использования в десятке крупных стран пока так и не случилось. Однако, ритейлерам вполне можно предлагать «экспресс-услугу» по настройке защиты смартфона для пользователей Android Pay. Пусть она будет включать установку на смартфоне режима идентификации (про PIN-коду, графическому ключу, сканеру отпечатков или распознаванию лица — кому как удобно) и инсталляцию антивируса («Касперский» для Android уже существует, в данном случае защитная система бесплатна, как и многие его конкуренты) — даже этот немудренный сервис можно продать, раз уж покупают даже сервис по наклеиванию защитной пленочки.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE