5 июня 2017 г.

О снижении продаж смартфонов в столичном регионе пишет газета «Ведомости» со ссылками на представителей крупнейших ритейлеров. По итогам первых четырех месяцев этого года продажи, по разным данным, сократились более чем на десять процентов — опрошенные отмечали сокращение на 12-14% в натуральном выражении, и на 12-13% — в денежном. При этом в остальной стране продажи смартфонов продолжали уверенно расти, например, по данным «Связного» прирост не-московских продаж составил 6% в натуральном и 9% в денежном выражении. Разумеется, в таких условиях участникам рынка нужно предпринимать какие-либо действия для активизации продаж в столичном регионе уже сегодня и готовиться к аналогичным мероприятиям за его пределами в тактическом будущем.

Первым отреагировал на ситуацию Samsung, причем оба примера его активности направлены на продвижение топовой модели компании — Galaxy S8. Напомним, что старт продаж этого топового смартфона, несмотря на отсутствие в нем каких-либо принципиально новых инновационных «фишек», оказался для компании очень успешным, как на мировом, так и на локальном российском рынках. По официальному заявлению Аркадия Графа, который на тот момент являлся главой Samsung Mobile в России, продажи S8/S8+ за первые выходные вдвое превысили результаты, достигнутые после запуска S7/S7 edge. Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobile Research Group, оценивал количество проданных за это время телефонов в пятнадцать тысяч, что, по его оценкам, примерно соответствовало двойному превышению достижения прошлой модели, а также отмечал, что за это время пользователи приобрели порядка восемнадцати тысяч предоплаченных новой модели, что делает успехи «восьмерки» особенно выразительными.

Заметим, что двойной прирост стартовых продаж топовой новинки у Samsung не является для российского рынка уникальным — в сентябре прошлого года при старте официальных продаж iPhone 7 многие ритейлеры также отмечали резкое — по оценкам большинства комментаторов , тоже двукратное — превышение продаж по сравнению с предыдущей новинкой, которой являлся iPhone 6S. Однако, если Apple на российском рынке традиционное не очень активен, считая, что его телефоны настолько хороши, что «сами себя продадут», то Samsung для продвижения своих смартфонов делает многое. В этом сезоне корейская корпорация явно не намерена «снижать градус» активности в продвижении своих устройств — прежде всего, упомянутых Galaxy S8/S8+.

Корейская компания объявила о запуске trade-in-программы. По заявлению представителей компании, приобрести топовые новинки могут владельцы предыдущих моделей старших смартфонов производства Samsung (приему подлежат S6, S6 edge, S6 edge+, S7, S7 edge), а также владельцы Apple iPhone последних моделей (а именно 6, 6plus, 6S и 6S plus). Выгода составит от 14 тыс. до 32 тыс. руб. в зависимости от сдаваемой модели смартфона. Важно, что приемке в рамках этой программы подлежат только «белые» аппараты, то есть имеющие сертификаты РСТ. Интересно, что получить скидку можно будет не только на Galaxy S8/S8+, но и на S7/S7 edge, которые существенно подешевели, но тоже присутствуют в ассортименте фирменных магазинов.

Обмен по программе Trade-In можно производить в фирменных магазинах Samsung по всей России — в 139 торговых точках, расположенных в 45 городах. Заметим, что в мае был открыт еще один фирменный магазин Samsung в московском торговом центре «Метрополис», но эта торговая точка отличается от всех остальных.

Магазин Samsung в «Метрополисе» (на фото), который назван «интерактивное пространство Galaxy Studio», согласно концепции, полностью посвящен топовой модели Galaxy S8/S8+ и устройствам, составляющем экосистему флагмана — шлему виртуальной реальности Gear VR, сферической камере Gear 360, «умным часам» Gear S3 и док-станции DeX и другим фирменным опциям. Здесь представлен полный спектр устройств, присутствуют прошедшие профильную подготовку консультанты и, главное, можно попробовать решения в действии. Например, есть ванна, в которую можно погружать телефоны, чтобы убедиться в их водостойкости, зона с кинотеатром виртуальной реальности, где можно оценить возможности VR-шлема, площадка для виртуального тенниса, где можно познакомиться с неочевидными «фишками» smart-часов компании и т.д. Интересно, что в новой Studio есть отдельная зона, где познакомят с возможностями и преимуществами Samsung Pay, которая не является особенностью, присущей только S8/S8+, впрочем, как и взаимодействие со smart-часами.

Подобный интерактивный формат был впервые реализован именно компанией Samsung Electronics — подчеркнул Сейф Эль Хаким, руководитель маркетинга Samsung Mobile в России. Сейчас Galaxy Studio работают в крупнейших городах мира — Нью-Йорке, Лондоне, Токио и т.д. — и традиционно пользуются большой популярностью у пользователей. Важно, что в интерактивных зонах консультанты помогут с настройкой устройств Samsung, а также запланированы многочисленные мастер-классы, на которых владельцы топовых смартфонов могут научиться хитростям использования возможностей, предоставляемых новинками.

Очевидно, что эти активности Samsung будут активно стимулировать потенциальных покупателей на приобретение топовых моделей и опций для них. Но есть проблема — активности будут притягивать покупателей в 139 фирменных магазинов компании, при этом оттягивая их у многочисленных партнеров вендора. Данная ситуация, по понятным причинам, не очень хороша для ритейла в целом. Однако, ритейлу из произошедшего можно сделать целый ряд позитивных выводов.

Вендоры готовы вкладывать ресурсы в развитие и продвижение своего товара на российском рынке, емкость которого остается очень большой. Размеры рынка не позволяют вендорам составить сильную конкуренцию локальным ритейлерам — это касается как сети фирменных магазинов Samsung, так и, например, фирменного интернет-магазина Huawei, который вендор активно продвигает. Поэтому вендоры продолжат взаимодействие с локальным ритейлом, последнему нужно обязательно этим воспользоваться, учитывая, что ресурсы для продвижения для локального рынка у производителей, как показывает практика, есть, причем немалые. Форматы взаимодействия, по большей части, классические и хорошо известные каналу — рибейты, участие в совместных маркетинговых программах, price protection, товарные кредиты и т.д.

Однако, ритейлерам надо изобретать и реализовывать собственные проекты, направленные на активизацию продаж. Если посмотреть, то тут тоже есть простор для «классики» — тренировка консультантов, выделенные «корнеры», предложение в рамках экосистем, интерактивные зоны и т.д. Получится у ритейлера привлечь для этого ресурсы вендора — замечательно, нет — придется справляться своими силами, но действовать надо. Рынок продолжает изменяться, причем не в лучшую сторону, первыми начинают чувствовать это столичные ритейлеры, но скоро аналогичные тенденции начнут наблюдать и продавцы в городах-«милионниках» — увеличение жизненного цикла цифрового оборудования, джентрификация, обострение конкуренции (причем даже там, где раньше ее не было вообще) и прочие печальные для розницы тренды не имеют «московской прописки», они актуальны для всего рынка.

Заметим, что количество активностей вендоров велико, выбранные нами для рассмотрения выше, во-первых, направлены на самый интересный сектор самого массового сегмента электронных устройств, во-вторых, произведены очевидным лидером. Можно привести и другие примеры — комплектация топового смартфона LG G6 в начале продаж выразительным бонусом («умными часами» производства компании), Honor 8 pro с упаковкой, которую можно превратить в простейшие VR-очки и т.д. — но ограниченный объем статьи не позволяет поговорить обо всех активностях весны. Но и приведенных выше примеров достаточно для практических выводов.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE