19 июня 2017 г.
Сегмент Digital Signage в последние несколько лет развивается настолько активно, что уже начал теснить традиционные статичные информационно-рекламные вывески. Достаточно пройтись по улицам крупных городов и магазинам торговых центров, чтобы убедиться в этом. Производители цифровых панелей уверяют: будущее именно за цифровыми носителями рекламы. Согласно исследованиям, объем рынка Digital Signage к 2022 году может составить 27,34 млрд. долларов*. Однако полиграфический рынок не собирается сдавать позиции. По данным аналитического агентства Smithers Pira, в ближайшие несколько лет будет наблюдаться стабильный ежегодный прирост объема полиграфического рынка в 2%, и к 2020 этот показатель составит $877 млрд. Конечно, полиграфическая промышленность претерпевает существенные изменения. В первую очередь к таким изменениям относится повсеместное проникновение цифровых технологий. Переход к цифре будет усиливаться, и к 2020 году цифровые технологии составят 17,4% в стоимостном показателе и 3,4% в объеме производства.
Косвенным подтверждением возрождения полиграфического рынка стал успех крупнейшей выставки специальных видов печати FESPA 2017. FESPA, организованная в 1962 году для демонстрации возможностей специальных (нишевых) видов печати, получила практически второе рождение. С 2006 г. FESPA «аналоговая» проводилась «в очередь» с FESPA Digital. В этом году руководство выставки приняло решение избавиться от этого подразделения, ставшего по сути искусственным, так как цифровые технологии уже давно являются в отрасли основными. Теперь FESPA будет единой и ежегодной.
FESPA 2017 проходила в Гамбурге с 8 по 12 мая. Лозунгом этой выставки стал слоган «Давайте печатать по-разному» (Dare to Print Different). На площади в 68 000 м2 в 10 павильонах свои экспозиции представили 700 компаний. Организаторы ожидали, что выставку посетят
Для сравнения FESPA Digital 2016, признанная на тот момент самой крупной за всю историю выставки благодаря расположению на площади в 42 000 м², свою продукцию на выставке представляли около 450 компаний. За четыре дня FESPA Digital 2016 посетили 23 240 человек (более 16 309 уникальных посетителей).
Дивизионный директор FESPA Рос Гарнори так прокомментировал итоги выставки: «Судя по энергичному настроению участников и посетителей FESPA удалось приободрить и стимулировать сообщество. Выставка представила рекомендации по новым технологиям и решениям, позволяющим построить прибыльный бизнес, и создала все условия для успешного экспонирования брендов».
Организаторы позиционировали FESPA 2017 как «ведущую европейскую выставку для текстильной печати». Машины для печати по разного рода тканям, для различных целей — «мягких» вывесок, одежды и мебели, декора и даже рекламы — были представлены практически во всех павильонах. Эксперты подчеркивают: именно «текстильная печать» сегодня является одним из самых главных трендов в полиграфии. При этом широкоформатная цифровая печать также продолжает набирать вес. В первую очередь речь идет об оборудовании, позволяющем печатать интерьерное оформление, а также разнообразную «наружку», в том числе и нестандартных размеров.
Компания Canon специально к европейской FESPA приурочила премьеру технологической новинки**. Речь идет о
Посетители стенда Canon на FESPA помимо демонстрации работы самой машины могли «пощупать» широкий спектр продукции, производимой на Océ Colorado 1640, такой как баннеры, настенные покрытия, плакаты и рекламные материалы с подсветкой. Презентации Océ Colorado 1640 проходили на стенде компании несколько раз в день на протяжении всей выставки и вызывали большой интерес со стороны посетителей. В течении FESPA компания получила несколько заказов на эту машину со стороны европейских партнеров.
В России запуск Océ Colorado 1640 в 2016 году не планируется. Представители Canon Russia предполагают, что возможно это произойдет в следующем году, в рамках одного из партнерских мероприятий вендора. При этом российская Canon привезла на FESPA своих ключевых партнеров, работающих на полиграфическом рынке, специально для того, чтобы показать им Océ Colorado 1640. Директор по маркетингу корпоративного направления Canon Russia Алексей Палиивец рассказал, что в Canon хотят «получить обратную связь», услышать мнение партнеров о том, как лучше позиционировать эту машину на российском рынке, каким сегментам отрасли она может быть интересна в первую очередь. Алексей Палиивец считает, что Océ Colorado 1640 будет интересна прежде всего типографиям, которые печатают баннерную рекламу. Особенно тем, кто специализируется на производстве наружной рекламы, для которой одним из ключевых факторов является срок жизни баннера. Прежде всего потому, что одним из главных конкурентных преимуществ Océ Colorado 1640, по словам разработчиков, является высокая износостойкость печати. Российские партнеры Canon проявили к новинке большой интерес, однако по их словам, главным фактором, способствующим завоеванию российского рынка, будет цена устройства.
В рамках FESPA были представлены и другие новинки вендора в линейках продуктов для широкоформатной печати, такие как Océ Arizona 6170 XTS, Océ Auto Pilot, Océ ColorWave 700, Canon imagePROGRAF PRO-Series, imagePRESS C750 и другие.
Canon Russia участвует в европейской FESPA уже несколько лет. Каждый год российский офис привозит на выставку своих партнеров, работающих на полиграфическом рынке. Главная задача руководства компании состоит в том, чтобы познакомить их с новинками Canon, предоставить конкретную информацию о продукции, ее стоимости и получить от них обратную связь. При этом Алексей Палиивец подчеркивает: все, что Canon представляет на FESPA, востребовано на российском рынке.
По словам директора по маркетингу корпоративного направления Canon Russia, российский рынок для производителя интересен не только с точки зрения его потенциала. По некоторым продуктовым линейкам Россия входит в тройку крупнейших стран Европы, например, по продажам оборудования САПР/ГИС, продавая немногим меньше Германии. Кстати, по продажам машин Océ Colorado наша страна может также уверенно войти в пятерку крупнейших стран Европы — продавцов данного оборудования.
Направление, связанное с цифровыми печатными машинами Canon, развивается в России довольно бурно. Алексей Палиивец рассказал, что в прошлом году рост по этому направлению составил более 20%. Этот рынок активно развивался вплоть до 2011 года и начиная с 2012г. пошел на спад из-за экономической ситуации в стране. Уверенность в В2В сегмент постепенно возвращается и 2016 год продемонстрировал позитивную динамику. Сегмент цветных ЦПМ показал двузначный рост, так как эти машины пользуются хорошим спросом у небольших типографий. Это направление в России набирает обороты, так как будущее, по мнению производителей печатных машин, именно за мини-типографиями. Причем государственный сектор не отстает от сектора коммерческого, организовывая или модернизируя небольшие типографии внутри своих структур. Алексей Палиивец рассказал, что активными потребителями мини-типографий являются различные научные и учебные учреждения: институты, школы, лицеи. А также «силовые ведомства». Потребность во внутренней печати в этих организациях очень высока. Кроме классической печатной продукции они также печатают, макеты, ростовые фигуры/POSM и т.п.
В полиграфическом сегменте Canon развивает и стимулирует профильные компании, авторизуя их для продвижения продуктов и решений на рынке. Алексей Палиивец подчеркивает: все партнеры Canon работают только через дистрибьюторов, компания использует классический двухуровневый канал продаж для продвижения оборудования любого класса. Несмотря на падение рынка пул партнеров компании в России остается стабильным и находится на прежнем уровне. Однако фокус партнерской политики Canon в последние несколько лет поменялся. Вендор стал больше внимания уделять развитию сегмента продукции «с высокой добавленной стоимостью». Партнеров второго уровня стимулируют работать с заказчиками более «точечно», предлагать именно то, что нужно каждому конкретному клиенту, удовлетворяя его потребности.
По оценкам Алексея Палиивца, начиная с конца 2015 года российский полиграфический рынок начал восстановление, рост пошел по всем направлениям цифровой печати. Одним из драйверов развития стала необходимость в обновлении парка установленного ранее оборудования. В России довольно много устаревшей техники, срок жизни которой уже истекает. Кроме того, полиграфия стала завоевывать новые сегменты рынка. Полиграфическое оборудование используют мебельные фабрики, дизайнеры интерьеров, производители декоративной плитки и т.п. Одним из активных потребителей полиграфической продукции стал рынок недвижимости. Девелоперы используют не только традиционные виды печати, такие как рекламные баннеры, но и печать на различных нетрадиционных носителях — плитке, дереве и т.п. Активно развивается полиграфия и в телекоме. Появление небольших площадок продаж операторов потребовало новых, нетрадиционных подходов к рекламе.
Наступление Digital Signage специалистов и экспертов полиграфического рынка не пугает. По их мнению, классическая баннерная реклама пока ни куда не уйдет — сегодня это самый дешевый способ коммуникации. Активно развивается и направление «оконной» рекламы — как на транспортных средствах, так и в розничных точках. Все более популярной становится и «напольная реклама» — печать на напольных покрытиях. Это направление сегодня активно осваивается российским ритейлом.
Партнеры Canon, игроки полиграфического рынка также полагают, что печатному полиграфическому рынку в России распространение цифровых экранов пока не угрожает. По их мнению «минимум десяток лет у нас еще есть». Прежде всего потому, что цифровые панели пока слишком дорогие. Установка таких устройств — это существенные инвестиции. Особенно когда речь идет о наружном применении, установки экранов на автобусных остановках, улицах и парках. В случае актов вандализма ущерб, причиненный цифровому носителю несопоставимо больше, чем «аналоговому». Да и стоимость владения цифровой рекламной поверхностью гораздо выше. Кроме того, полиграфический рынок начинает предлагать новые форматы работы, печать на различных носителях, на оригинальных непрямых поверхностях.
Одновременно развиваются и другие направления печати: рельефная печать и печать с «тактильными» ощущениями. Алексей Палиивец рассказал, что несмотря на экзотичность этого направления от российских партнеров уже пошли запросы на устройства, которые позволяют это делать, например, OCE Arizona. Среди потенциальных заказчиков — рекламные компании, предприятия, занимающиеся как внутренним декором помещений, так и декорированием различных устройств (например, чехлов мобильных телефонах). Эти виды печати начинают применять для нанесения рекламы на салфетках и упаковках. Конечно, таких заказчиков пока немного, но они есть. Алексей Палиивец уверен: как только на рынке появятся перспективные бизнес-модели использования подобных видов печати, он начнет очень активно развиваться.
В какую сторону пойдет развитие полиграфического рынка дальше? Производители своих тайн не открывают. Однако ясно одно — несмотря на повсеместное наступление «цифры» печать (какой бы она не была)никуда не уйдет. По крайней мере в обозримом будущем.
* Об этом говорится в отчете компании MarketsandMarkets за 2016 год
** Мировая премьера новинки состоялась на выставке ISA International Sign Expo в апреле 2017 в Лас-Вегасе, США.
Источник: Наталья Басина, CRN/RE