20 июня 2017 г.
Общественная организация по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ) на основе рейтинга недобросовестности подготовила обзор самых распространенных нарушений операторов мобильной связи за 6 месяцев.
Главный итог регулярной публикации рейтинга — существенное снижение числа недобросовестных рекламных кампаний.
Если за предыдущий период лидер рейтинга — «МТС» — набрал 20 баллов, то за последние 6 месяцев количество недобросовестных сюжетов данного оператора снизилось вдвое, до 10. «МегаФон» набрал 9 баллов (за предыдущий период — 12). «Tele2» также показал положительную динамику и не набрал ни одного балла. «Билайн» и «Yota» набрали соответственно 7 баллов и 2 балла, что не превышает их показатели за предыдущий период. В целом, снижение числа недобросовестных сюжетов составило более 30%.
При этом практика обмана еще не изжила себя полностью. В основных категориях рекламы с нарушениями места распределились следующим образом.
Роуминг
(«МТС» — 2 нарушения, «МегаФон» — 2, «Билайн» — 1, «Yota» — 1)
Одними из самых популярных остаются уловки насчет стоимости услуг в роуминге. Приемы различны. Некоторые операторы необоснованно заявляют об отсутствии роуминга по стране («МегаФон», «Yota»), другие указывают в рекламе стоимость за одну единицу тарификации, например, мегабайт, при том что подключается сразу пакет по значительно более высокой цене («МТС», «Билайн»). В любом случае, для потребителей это грозит существенными непредвиденными расходами.
Стоимость устройств и скидки на связь
(«МегаФон» — 2 нарушения, «МТС» — 2, «Билайн» — 1)
«МегаФон» продолжает оставаться лидером по числу сюжетов, в которых скрывается реальная стоимость устройств. Оборудование предлагается в комплекте с услугами связи или без, но цена покупки в любом случае существенно превышает указанную в рекламе. Аналогичные сюжеты есть и у «Билайн». «МТС», в свою очередь, пытается привлечь потребителей в салоны, обещая возврат денег на счет при покупке смартфонов, но скрывая реальный размер выгоды и существенные ограничения по ее использованию.
Сокрытие реальной стоимости услуг
(«МТС» — 3 нарушения, «Билайн» — 2 нарушения,)
Популярным остается сокрытие реальной стоимости услуг с помощью мелкого шрифта или других уловок. В числе распространенных приемов — указание в рекламе неполной стоимости (например, реклама спутникового ТВ от «МТС» без раскрытия стоимости услуг по установке, абонентской платы за аренду оборудования и т.п.) или демонстрация размера абонентской платы только за первый месяц (серия роликов от «Билайн» с рекламой тарифов «ВСЁ!»).
Недостоверная информация о превосходстве над конкурентами
(«Мегафон» — 3 нарушения)
«МегаФон» по-прежнему единолично лидирует в данной категории, заявляя о самом быстром мобильном интернете в стране на основании исследования всего в нескольких городах. Отсутствие четких правил использования в рекламе различных исследований позволяет оператору вводить потребителей в заблуждение, вырывая данные из контекста и трактуя их в свою пользу.
Учитывая существенный положительный эффект, ОПИ продолжит ведение рейтинга и будет дальше помогать потребителям разбираться в уловках операторов, а самих операторов стимулировать к дальнейшему сокращению недобросовестной практики.
Источник: Пресс-служба ОПИ