28 июня 2017 г.
Motorola, заявившая о возвращении на российский рынок с полной линейкой смартфонов и аксессуаров, обнародовала амбициозный план. Как заявил Оливер Эбель, (на фото) вице-президент Motorola в регионе ЕМЕА, задача — стать вендором «номер три» в сегменте смартфонов. Заметим, что сроки исполнения данного плана названы не были. Это могло бы вызвать несколько скептическое отношение к данному заявлению, если бы не одно обстоятельство: на рынках Индии и Бразилии, сложных, крупных, конкурентных и чувствительных к ценам, продукция с брендом «Moto» уже заняла почетное третье место. Удастся ли компании повторить такой же успех в России? Вполне возможно.
Немного истории
Motorola первой выпустила сотовый телефон в его современном понимании, поэтому в девяностые рыночные позиции компании в соответствующем сегменте были прекрасными. Популярными аппараты Motorola были и на российском рынке, к которому вендор проявлял пристальное внимание. Напомним, что флагманский салон Motorola был в самом центре Москвы: на первом этаже в ГУМ, причем окна выходили на Спасскую башню. Однако, в силу ряда причин бизнес компании стал переживать не самые лучшие времена, вендор ушел с ряда региональных рынков — в том числе, и с российского — да и в североамериканском регионе ситуация складывалась тяжелая.
Компания Motorola предпочла продать свой бизнес по разработке мобильных абонентских устройство Google, которая в последствие перепродала его Lenovo. Заметим, что судьба смартфонов Motorola, несмотря на все вышеописанные приключения, сложилась заметно лучше, чем у популярных брендов сотовых телефонов прошлого миллениума. Siemens продал мобильное подразделение компании Benq, где оно безвозвратно погибло. Решения Ericsson поддержало на рынке объединение мобильных бизнесов с Sony, но совместная шведско-японская компания просуществовала недолго. Nokia после неудачного «брака по расчету» с Microsoft пытается вернуться на рынок, но пока непонятно, насколько это получится у новых владельцев бренда. Motorola же в современных условиях чувствует себя достаточно уверенно, а бренд по-прежнему известен на всех рынках, в том числе, и на российском.
Линейки и их пополнение
Смартфоны Motorola представлены в четырех линейках — Moto С, Moto Е, Moto G и Moto Z. Старшая Moto Z, конечно, очень интересная и инновационная — во многом благодаря опциональным крышкам-задникам, в которых могут быть акустика, проектор и даже камера с оптическим зумом — но массовыми по понятным причинам могут быть только бюджетные аппараты. Вчера интересные модели «бюджетников» были представлены.
Moto C и Moto C plus — девайсы нижнего ценового диапазона. Самая младшая модификация Moto C с FWVGA-дисплеем (854×480 пикс.) стоит менее 5000 руб., правда, она поддерживает только 3G, что в современных условиях достаточно странно. Moto C с поддержкой 4G оказывается почти на треть дороже — рекомендованная розничная цена 6490 руб. Moto C plus получил батарею побольше и, что приятно, HD-дисплей (720×1280 пикс.), цена у этой модели 8490 руб.
Moto Е и Moto Е plus — аппараты среднего ценового диапазона, по мнению вендора. Moto Е получил HD-дисплей, но камеры с качеством повыше, чем модели серии «С», при этом не намного дороже — 9990 руб. Moto Е plus с FullHD-дисплеем и поддержкой NFC, обеспечивающей возможность бесконтактных платежей в системе Android Pay (на этом представители вендора сделали особый акцент) стоит уже довольно серьезных денег — 13990 руб.
Конкуренты и возможные проблемы
В нижнем ценовом диапазоне конкурентов достаточно много. В этом сегменте активно расширяют свое присутствие как модели глобальных брендов, например, ZTE (хорошие позиции линейки Blade отмечают даже аналитики IDC, чем писал CRN/RE), так и изделия под российскими брендами (Highscreen, Senseit, Oyster, 4good и другие), а также совсем малоизвестные китайские бренды. Но всем этим моделям сложно конкурировать с операторскими смартфонами, которые продают по низким ценам, а маркетинг которых весьма агрессивен.
Разумеется, бренд Motorola на российском рынке известен гораздо лучше, чем все вышеперечисленные, да и массовый пользователь воспринимает гораздо лучше, но есть одна проблема. Будет ли для российского ритейла выгодно продавать экстремально дешевые аппараты, цены на которые будут ниже и заметно ниже «психологического порога» в 10 тыс. рублей?
Что это значит для ритейла
Сети операторских салонов с удовольствием начнут реализацию массовых устройств Moto — они успешно торгуют в данном ценовом диапазоне моделями, даже не обладающими настолько известным брендом. Кроме того, важно отметить, что новые модели Motorola — даже младшие! — будут, что хорошо для ритейла, доступны в корпусах веселеньких расцветок: «золотистая», «вишневый металлик» и «искристый черный». Заметим, что операторские салоны настолько распространены в стране, что массовые продажи способны обеспечить и без участия других форм розницы. Однако, амбициозные планы компании хороши и для российского ритейла в целом.
Любые амбициозные планы вендора на локальном рынке невозможны без плотного взаимодействия с партнерами и без вложений в развитие канала. Какие именно мероприятия в этом направлении будет проводить Motorola, пока непонятно, равно как и их календарное распределение, однако, их не может не быть, что очень хорошо для канала. Напомним, что Motorola сегодня является подразделением Lenovo, у которой давние прекрасные отношения с партнерским каналом.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE