30 июня 2017 г.
C 1 июля 2017 г. интернет-магазины должны работать по новым правилам. Впрочем, не все. А лишь те, которые используют основную (ОСН) или упрощенную (УСН) систему налогообложения. Интернет-магазины, использующие другие режимы налогообложения, новые правила игры будут обязаны принять несколько позже. Так например, индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения (ПСН), а также плательщики ЕНВД, при осуществлении своей предпринимательской деятельности могут осуществлять наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (ККТ) при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу или услугу) до 1 июля 2018 года.
Все дело в том, что в отечественной торговле ускоренными темпами совершается широкомасштабная цифровая революция, коренным образом меняющая взаимоотношения граждан, бизнеса и государства, и открывающая перед ними новые (поистине колоссальные) возможности и, естественно, несущая им определенные проблемы. В том числе, в области информационной безопасности.
Однако, ближе к делу. Cогласно федеральному закону №
Кроме того, они должны заключить договор с оператором фискальных данных (ОФД), через которого все данные с онлайн-касс в режиме реального времени будут поступать в ФНС и там определенным образом обрабатываться и передаваться куда следует (см. рис. 1). Понятное дело, что все новые (или модернизированные старые) кассовые аппараты должны быть постоянно подключены к Сети посредством проводных или беспроводных технологий.
В июне во время деловой программы «Недели российского ритейла» проходившей московском «Центре международной торговли» (ЦМТ) неоднократно отмечалось, что на конец апреля 2017 г из 1,2 млн. единиц ККТ, используемых сейчас в нашей стране, данные в ФНС (через ОФД) оперативно стекались лишь с 300 тыс. кассовых аппаратов. На начало июня фискальным накопителем (пока на рынке есть лишь одна его модель (ФН-1, габариты 30×30×9 мм), внешний вид которой изображен на рис. 2, было оснащено лишь около половины используемых в нашей стране кассовых аппаратов.
Уже в начале лета было понятно, что к 1 июля 2017 г. все торговые организации и индивидуальные предприниматели России, работающие по основной или упрощенной системе налогообложения (в том числе, интернет-магазины) перейти на онлайн-кассы, удовлетворяющие требованиям текущей редакции
Потребителю важно знать вот что: согласно ст. 4.7 действующей редакции
- наименование документа;
- порядковый номер за смену;
- дата, время и место (адрес) осуществления расчета (при расчете в зданиях и помещениях — адрес здания и помещения с почтовым индексом, при расчете в транспортных средствах — наименование и номер транспортного средства, адрес организации либо адрес регистрации индивидуального предпринимателя, при расчете в сети «Интернет» — адрес сайта пользователя);
- наименование организации-пользователя или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя — пользователя;
- идентификационный номер налогоплательщика пользователя;
- применяемая при расчете система налогообложения;
- признак расчета (получение средств от покупателя (клиента) — приход, возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него, — возврат прихода, выдача средств покупателю (клиенту) — расход, получение средств от покупателя (клиента), выданных ему, — возврат расхода).
Добросовестность продавца и правильность выданного ему кассового чека любой потребитель может с помощью специального приложения для смартфона, сканирующего QR-код и проверяющего, что сведения, указанные в данном чеке, дошли (через ОФД) до ФНС.
То, по каким критериям ритейлеру следует выбирать оператора фискальных данных, также тема отдельного разговора. Пока же попробуем разобраться, все ли интернет-магазины готовы стать совершенно прозрачными (или, как говорят в народе, «белыми и пушистыми»)? Данную ситуацию проясняет «Исследование российских интернет-магазинов на предмет соблюдения норм законодательства», предпринятое «Ассоциацией компаний интернет-торговли» (АКИТ), ведущей свою историю c 2012 г. и объединяющей крупнейшие российские интернет-магазины.
Согласно оценкам АКИТ, в настоящее время в нашей стране насчитывается свыше 40 тысяч интернет-магазинов. При этом доля серых интернет магазинов, работающих с нарушением закона по-прежнему высока. С целью получения более точных данных о рынке и создания реестра недобросовестных интернет-магазинов АКИТ совместно с общественной организацией по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» провели анализ тысячи крупнейших с точки зрения трафика интернет-магазинов в Рунете на предмет соответствия наиболее простым требованиям российского законодательства по защите прав потребителей. Интернет-магазины были отобраны на основании данных SimilarWeb (с трафиком не менее 60 тыс. уникальных посетителей в месяц).
При этом в качестве основных контрольных параметров для оценки добросовестности интернет-магазина были выбраны следующие:
- наличие достоверных сведений о юридическом лице и юридическом адресе на сайте интернет-магазина (в соответствии с ЕГРЮЛ/ЕГРИП);
- цена товара при оплате безналично и за наличный расчет (первая не должна быть выше второй);
- наличие информации о фактическом адресе продающей организации.
Оценка интернет-магазинов проходила путем физического анализа содержимого сайта сотрудниками «Общественной потребительской инициативы». Далее на основании проведенного анализа и перепроверки информации была сформирована таблица с контрольными показателями для каждого интернет-магазина.
По результатам описанной выше проверки выяснилось, что у более чем 15% интернет-магазинов из первой тысячи наиболее крупных (по количеству уникальных посетителей в месяц) сведения о юридическом лице на сайте отсутствуют или являются недостоверными. Это является прямым нарушением ст. 8 закона «О защите прав потребителей», так как продавец должен в наглядной и доступной форме довести соответствующую информацию до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи.
Также выяснилось, что более 3% обследованных ресурсов ресурсов не принимают к оплате безналичные средства платежа или цена по оплате наличными ниже, что является прямым нарушением ст. 16.1 закона «О защите прав потребителей». Кроме того, свыше 5% ресурсов не указывают информацию о фактическом адресе интернет-магазина. Ситуация с более мелкими магазинами, скорее всего, еще тяжелее. В то же время в АКИТ нам заявили: «С уверенностью можем сказать, что все члены нашей ассоциации приветствуют онлайн-фискализацию и активно внедряют ее в работе».
На вопрос «Какая часть из 40+ тысяч российских интернет-магазинов уже регистрирует оплаты через cвои сайты посредством онлайн-касс, удовлетворяющих требованиям текущей редакции
В последней декаде июня на сайте АКИТ появилось сообщение, о том, что члены этой ассоциации уже заменили 98% старых касс. В целом же по стране онлайн-кассы установили 80% всех российских интернет-магазинов, а у 10% магазинов заключены контракты на поставку соответствующего оборудования.
К слову. Интернет-магазины, принимающие оплату за товары через свои сайты, могут не обзаводиться собственной контрольно-кассовой техникой, а использовать ККТ, установленную в облачных дата-центрах, предоставляющих соответствующие услуги. В частности, такого рода услуги предоставляет компания АТОЛ, являющаяся производителем ККТ и одним из учредителей недавно созданной Ассоциация разработчиков и производителей электроники.
Будут ли сервисы типа «АТОЛ Онлайн» популярны среди интернет-магазинов или данные магазины в основном станут использовать собственные онлайн-кассы? В АКИТ отмечают: «Мы абсолютно уверены, что подобные сервисы будут широко использоваться интернет-магазинами и иметь большую популярность. В первую очередь, они позволят сократить собственные издержки и трудовые ресурсы, оптимизировав процессы. Аренда онлайн-касс избавит компании от лишней операционной работы, необходимости найма дополнительного персонала и технических проблем, переложив все процессы на сервисную компанию. Кроме того, такой формат не требует значительных финансовых вложений — достаточно купить фискальный накопитель и ежемесячно платить арендную плату. Для распределения нагрузки между разными кассами предусмотрен специальный софт-балансировщик. Таким образом, проблемы технического характера, связанные с переходом ритейлеров на новый формат, будут решаться просто и оперативно. Мы уверены, что за облачными решениями стоит будущее онлайн-касс, и по нашим данным большинство онлайн-ритейлеров хотели бы использовать такую возможность».
Источник: Владимир Митин, для crn.ru