30 июня 2017 г.

Увеличить
Рис. 1. Схема взаимодействия ФНС с продавцами, покупателями и операторами фискальных данных в рамках текущей редакции 54-ФЗ. Источник: КОРУС Консалтинг СНГ, июнь 2017 г.
Увеличить
Рис. 2. Внешний вид фискального накопителя ФН-1. Источник: сайт online-kassa.pro, июнь 2017 г.
Увеличить
Рис. 3. Примерно так должны выглядеть кассовые чеки, удовлетворяющие требованиям текущей редакции 54-ФЗ

C 1 июля 2017 г. интернет-магазины должны работать по новым правилам. Впрочем, не все. А лишь те, которые используют основную (ОСН) или упрощенную (УСН) систему налогообложения. Интернет-магазины, использующие другие режимы налогообложения, новые правила игры будут обязаны принять несколько позже. Так например, индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения (ПСН), а также плательщики ЕНВД, при осуществлении своей предпринимательской деятельности могут осуществлять наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (ККТ) при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу или услугу) до 1 июля 2018 года.

Все дело в том, что в отечественной торговле ускоренными темпами совершается широкомасштабная цифровая революция, коренным образом меняющая взаимоотношения граждан, бизнеса и государства, и открывающая перед ними новые (поистине колоссальные) возможности и, естественно, несущая им определенные проблемы. В том числе, в области информационной безопасности.

Однако, ближе к делу. Cогласно федеральному закону № 54-ФЗ от 22.05.2003 (в редакции от 03.07.2016) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» до 1 июля 2017 г. все владельцы контрольно-кассовой техники (ККТ), т. е. организации и индивидуальные предприниматели, работающие по основной или упрощенной системе налогообложения должны прекратить использование имеющихся у них стационарных и мобильных кассовых терминалов с доброй старой ЭКЛЗ (электронной контрольной лентой защищённой и оснаститься ККТ с так называемым фискальным накопителем (о том, какие функции он реализует, подробно рассказывается в 54-ФЗ).

Кроме того, они должны заключить договор с оператором фискальных данных (ОФД), через которого все данные с онлайн-касс в режиме реального времени будут поступать в ФНС и там определенным образом обрабатываться и передаваться куда следует (см. рис. 1). Понятное дело, что все новые (или модернизированные старые) кассовые аппараты должны быть постоянно подключены к Сети посредством проводных или беспроводных технологий.

В июне во время деловой программы «Недели российского ритейла» проходившей московском «Центре международной торговли» (ЦМТ) неоднократно отмечалось, что на конец апреля 2017 г из 1,2 млн. единиц ККТ, используемых сейчас в нашей стране, данные в ФНС (через ОФД) оперативно стекались лишь с 300 тыс. кассовых аппаратов. На начало июня фискальным накопителем (пока на рынке есть лишь одна его модель (ФН-1, габариты 30×30×9 мм), внешний вид которой изображен на рис. 2, было оснащено лишь около половины используемых в нашей стране кассовых аппаратов.

Уже в начале лета было понятно, что к 1 июля 2017 г. все торговые организации и индивидуальные предприниматели России, работающие по основной или упрощенной системе налогообложения (в том числе, интернет-магазины) перейти на онлайн-кассы, удовлетворяющие требованиям текущей редакции 54-ФЗ, не смогут. Основных причин тут две: пофигизм торговых предприятий, работающих по ОСН или УСН и откладывающих переоснащение своего кассового хозяйства до последней минуты (в надежде на то, что предельные сроки этого переоснащения в один прекрасный день перенесут) и определенный дефицит оборудования. Есть и другие причины. Ну да это тема отдельного и очень длинного разговора.

Потребителю важно знать вот что: согласно ст. 4.7 действующей редакции 54-ФЗ («Требования к кассовому чеку и бланку строгой отчетности»), с 1 июля 2017 г. кассовый чек (бумажный или электронный), за исключением некоторых случаев, должен быть оснащен двумерным QR-кодом (размером не менее 20×20 мм) и содержать (см. рис. 3) следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа;
  • порядковый номер за смену;
  • дата, время и место (адрес) осуществления расчета (при расчете в зданиях и помещениях — адрес здания и помещения с почтовым индексом, при расчете в транспортных средствах — наименование и номер транспортного средства, адрес организации либо адрес регистрации индивидуального предпринимателя, при расчете в сети «Интернет» — адрес сайта пользователя);
  • наименование организации-пользователя или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя — пользователя;
  • идентификационный номер налогоплательщика пользователя;
  • применяемая при расчете система налогообложения;
  • признак расчета (получение средств от покупателя (клиента) — приход, возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него, — возврат прихода, выдача средств покупателю (клиенту) — расход, получение средств от покупателя (клиента), выданных ему, — возврат расхода).

Добросовестность продавца и правильность выданного ему кассового чека любой потребитель может с помощью специального приложения для смартфона, сканирующего QR-код и проверяющего, что сведения, указанные в данном чеке, дошли (через ОФД) до ФНС.

То, по каким критериям ритейлеру следует выбирать оператора фискальных данных, также тема отдельного разговора. Пока же попробуем разобраться, все ли интернет-магазины готовы стать совершенно прозрачными (или, как говорят в народе, «белыми и пушистыми»)? Данную ситуацию проясняет «Исследование российских интернет-магазинов на предмет соблюдения норм законодательства», предпринятое «Ассоциацией компаний интернет-торговли» (АКИТ), ведущей свою историю c 2012 г. и объединяющей крупнейшие российские интернет-магазины.

Согласно оценкам АКИТ, в настоящее время в нашей стране насчитывается свыше 40 тысяч интернет-магазинов. При этом доля серых интернет магазинов, работающих с нарушением закона по-прежнему высока. С целью получения более точных данных о рынке и создания реестра недобросовестных интернет-магазинов АКИТ совместно с общественной организацией по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» провели анализ тысячи крупнейших с точки зрения трафика интернет-магазинов в Рунете на предмет соответствия наиболее простым требованиям российского законодательства по защите прав потребителей. Интернет-магазины были отобраны на основании данных SimilarWeb (с трафиком не менее 60 тыс. уникальных посетителей в месяц).

При этом в качестве основных контрольных параметров для оценки добросовестности интернет-магазина были выбраны следующие:

  1. наличие достоверных сведений о юридическом лице и юридическом адресе на сайте интернет-магазина (в соответствии с ЕГРЮЛ/ЕГРИП);
  2. цена товара при оплате безналично и за наличный расчет (первая не должна быть выше второй);
  3. наличие информации о фактическом адресе продающей организации.

Оценка интернет-магазинов проходила путем физического анализа содержимого сайта сотрудниками «Общественной потребительской инициативы». Далее на основании проведенного анализа и перепроверки информации была сформирована таблица с контрольными показателями для каждого интернет-магазина.

По результатам описанной выше проверки выяснилось, что у более чем 15% интернет-магазинов из первой тысячи наиболее крупных (по количеству уникальных посетителей в месяц) сведения о юридическом лице на сайте отсутствуют или являются недостоверными. Это является прямым нарушением ст. 8 закона «О защите прав потребителей», так как продавец должен в наглядной и доступной форме довести соответствующую информацию до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи.

Также выяснилось, что более 3% обследованных ресурсов ресурсов не принимают к оплате безналичные средства платежа или цена по оплате наличными ниже, что является прямым нарушением ст. 16.1 закона «О защите прав потребителей». Кроме того, свыше 5% ресурсов не указывают информацию о фактическом адресе интернет-магазина. Ситуация с более мелкими магазинами, скорее всего, еще тяжелее. В то же время в АКИТ нам заявили: «С уверенностью можем сказать, что все члены нашей ассоциации приветствуют онлайн-фискализацию и активно внедряют ее в работе».

На вопрос «Какая часть из 40+ тысяч российских интернет-магазинов уже регистрирует оплаты через cвои сайты посредством онлайн-касс, удовлетворяющих требованиям текущей редакции 54-ФЗ, а какая не регистрирует?» в АКИТ нам ответили так: «Предметно этот вопрос мы не исследовали, однако, на основе полученных данных о количестве добросовестных интернет-магазинов (эта цифра составила около 80%), можем предположить, что все добросовестные игроки данного рынка либо уже используют онлайн-кассы, либо будут делать это, начиная с 1 июля. Так, например, компании „М.Видео“, „220 вольт“, „Юлмарт“, „Детский мир“ несколько лет назад были первыми в эксперименте по внедрению онлайн-фискализации, прошедшем успешно. Сегодня компании „Ситилинк“, „Снежная королева“, „Адамас“, re:store также уже используют онлайн-кассы».

В последней декаде июня на сайте АКИТ появилось сообщение, о том, что члены этой ассоциации уже заменили 98% старых касс. В целом же по стране онлайн-кассы установили 80% всех российских интернет-магазинов, а у 10% магазинов заключены контракты на поставку соответствующего оборудования.

К слову. Интернет-магазины, принимающие оплату за товары через свои сайты, могут не обзаводиться собственной контрольно-кассовой техникой, а использовать ККТ, установленную в облачных дата-центрах, предоставляющих соответствующие услуги. В частности, такого рода услуги предоставляет компания АТОЛ, являющаяся производителем ККТ и одним из учредителей недавно созданной Ассоциация разработчиков и производителей электроники.

Будут ли сервисы типа «АТОЛ Онлайн» популярны среди интернет-магазинов или данные магазины в основном станут использовать собственные онлайн-кассы? В АКИТ отмечают: «Мы абсолютно уверены, что подобные сервисы будут широко использоваться интернет-магазинами и иметь большую популярность. В первую очередь, они позволят сократить собственные издержки и трудовые ресурсы, оптимизировав процессы. Аренда онлайн-касс избавит компании от лишней операционной работы, необходимости найма дополнительного персонала и технических проблем, переложив все процессы на сервисную компанию. Кроме того, такой формат не требует значительных финансовых вложений — достаточно купить фискальный накопитель и ежемесячно платить арендную плату. Для распределения нагрузки между разными кассами предусмотрен специальный софт-балансировщик. Таким образом, проблемы технического характера, связанные с переходом ритейлеров на новый формат, будут решаться просто и оперативно. Мы уверены, что за облачными решениями стоит будущее онлайн-касс, и по нашим данным большинство онлайн-ритейлеров хотели бы использовать такую возможность».


Источник: Владимир Митин, для crn.ru