21 августа 2017 г.
Виртуализация, бесспорно, стала универсальным решением во всех отраслях. В любой современной компании применяются те или иные элементы виртуальной инфраструктуры. Эти технологии давно уже понятны пользователям и администраторам, а их полезность очевидна для бизнеса. Казалось бы, отрасль полностью привыкла к этой технологии, но на горизонте появился новый термин «гиперконвергенция». Еще несколько лет назад о нём никто и ничего не слышал, но сегодня везде очень много говорят о гиперконвергенции, потому что созданная аналитиками концепция, под которую подошли различные продукты, означает серьезную экономию денег.
Основными компонентами гиперконвергентного решения являются программно-определяемое хранилище и система виртуализации серверных мощностей. Они реализуются на серверах стандартной архитектуры и не привязывают вас к определенному поставщику оборудования. Кроме этого важной особенностью гиперконвергенции является линейное масштабирование, когда добавление новых элементов приводит к соответствующему росту производительности и емкости.
Выглядит интересно! Так почему же мы не видим повсеместного внедрения конвергентных сред до сих пор? Дело в том, что новые технологии всегда испытывают целый ряд препятствий, прежде чем попасть в корпоративную среду. Ведь действительно, в мире высоких технологий мы всегда преувеличиваем эффект новых технологий, представляя их, как используемые сегодня. Один из способов отрезвить ожидания от новинок придумали аналитики Gartner, предусмотрев для них циклы развития (Hype Cycle), которые помогают понять, чего ждать от технологии сегодня, и на что она будет способна, скажем, через 3 года.
Но вернемся к гиперконвергенции или HCI (Hyper converged infrastructure). Решения, присутствующие на рынке уже сегодня позволяют создавать более эффективные и выгодные ЦОД. А ведь именно дата-центры становятся сегодня одним из основных векторов роста затрат для растущего онлайн-бизнеса по всему миру. Для крупнейших компаний и для тех, кто испытывает потребность в наращивании вычислительных мощностей, но не имеет для этого физических возможностей, гиперконвергенция открывает возможность для новых прорывов.
Однако нельзя говорить о преимуществах новых технологий, игнорируя очевидные барьеры — ведь почему-то гиперконвергентные решения еще не используются во всех корпорациях по всему миру. На мой взгляд, можно выделить 5 ключевых препятствий к переходу на HCI. И сегодня хочется поговорить о возможностях их преодоления.
1. Кривая обучения — приобретение и внедрение
Многим сторонникам HCI неудобно это признавать, но в действительности управление, поддержка, да и приобретение новых решений значительно отличается от традиционных средств виртуализации и систем хранения. Таким образом, для их появления в компании внутри ИТ-отдела должны произойти серьезные изменения.
Первым делом нужно преодолеть стереотип разделения хранилищ данных и компьютерных мощностей. Во многих компаниях бюджеты на информационные технологии четко разделяли серверную часть и хранилища данных — под них выделяются отдельные статьи. И многим очень сложно отказаться от этой привычки. Значительное число ответственных за принятие решений людей знают (или думают, что знают), что они приобретают, заказывая очередную систему SAN. И поэтому специалистам по закупкам пока сложно ощутить все преимущества гиперконвергентных систем, объединяющих в себе и хранилище данных, и вычислительные мощности, когда годами в компании эти активы закупались отдельно.
В дополнение к этому в большинстве крупных организаций за прошлые годы были потрачены огромные суммы на физическое оборудование. Компании закупали традиционные дисковые массивы. И переход на объединенное решение из категории программно-определяемых систем вносит значительные сложности для внутренней коммуникации между CIO и CFO. Как объяснить эти изменения, если раньше на хранилища данных тратились огромные суммы, а теперь...такой позиции почти нет?
Выйти из этой ситуации можно найти, осознав те финансовые преимущества, которые открываются перед компаниями. Несмотря на существующие организационные сложности, переход на гиперконвергентные решения позволяет экономить средства и создает в компании новый уровень операционной гибкости. Поэтому для внедрения новых решений оказывается недостаточно только посчитать затраты и выгоды в рублях — нужно почувствовать и понять новшества, увидеть их потенциальные возможности для будущего.
2. Отличия в обслуживании распределенной системы хранения
Впрочем, менять отношение приходится не только к приобретению и внедрению систем. Чтобы начать работать с HCI, компаниям придется принять значительные изменения в подходе к обслуживанию по сравнению с традиционными системами хранения. Ничто так не способствует обновлению инфраструктурного, как потребности бизнес-приложений. Как только происходит простой критического сервиса или обнаруживается уязвимость системы безопасности из-за несвоевременного обновления ПО, обычно начинается максимально быстрая установка патчей. Но в этом случае обновления HCI происходят несколько иначе, чем для традиционного оборудования. И просто отключить хранилище, чтобы загрузить на него повое ПО оказывается невозможно.
3. Инерция, созданная традиционными системами виртуализации
Большинство крупных компаний уже создали масштабную ИТ-инфраструктуру, которая базируется на определенных технологиях виртуализации и средствах хранения данных. Часто это годы пота и крови, потраченные на то, чтобы добиться стабильной синхронизации процессов фронт-офиса и бэк-офиса. Отказаться от этих активов или начать менять «то, что и так работает» бывает очень непросто.
Опасения, связанные с новыми технологиями, вполне понятны — можно легко «сесть в лужу», приняв преждевременные решения. Вместо этого компаниям стоит подумать о более компактных внедрениях, например, в одном департаменте. Осознав плюсы и минусы, а также ближе познакомившись с особенностями работы новых технологий, можно будет проводить предметные сравнения. Для пробных инсталляций можно даже использовать проекты HCI с открытым исходным кодом, чтобы изучить процесс перехода на новую инфраструктуру, прежде чем доверять масштабное внедрение системному интегратору или внедрять готовые промышленные решения от проверенного вендора.
4. Увеличенная нагрузка на сеть
Для любой крупной компании уже сегодня характерны высокие нагрузки на компьютерные сети. И когда ИТ-персонал такой организации начинает рассматривать примеры использования HCI, реализованные в средних или малых компаниях, где нет такой загруженности, проблема пропускной способности коммуникаций становится очевидной. Возникает вопрос — не приведет ли переход на гиперконвергентные системы к еще большей перегрузке сетей и снижению производительности вместо обещанных преимуществ?
Однако практика показывает, что правильная реализация распределенной системы хранения с учетом имеющихся каналов связи, потребностей пользователей, позволяет полностью решить эту проблему. Одним из вариантов, например, является создание дополнительных сетей, используемых только для работы хранилища. Такой подход позволяет качественно увеличить безопасность и в значительной степени решить проблемы производительности инфраструктуры.
5. Отсутствие стратегического ИТ-планирования
Наконец, многие ответственные лица, лишь поверхностно ознакомившись с новой технологией, заявляют, что время для нее еще не пришло. Сам термин HCI ассоциируется с микросервисами и контейнерными приложениями, а уровень их жизненного цикла точно также еще не достиг зрелости. Однако если заглянуть в практически любой отдел разработки, там мы уже сегодня найдем DevOps процессы, работающие с Docker или LXE, либо эксперименты по контейнеризации создания ПО.
Все это создает предпосылки для того, чтобы развитие приложений также происходило в формате микросевисов, запущенных в контейнерах. Следует учитывать, что традиционная инфраструктура не готова к поддержке этого важнейшего ИТ-тренда. Таким образом, компании могут либо уже сегодня создать инфраструктуру для поддержки технологий будущего, либо оказаться в позиции «догоняющего», когда контейнеризация станет стандартом де-факто. А учитывая, что изменение архитектуры корпоративной инфраструктуры — это дело не одного месяца, внедрением гиперконвергенции нужно начинать заниматься уже сегодня.
Плюсы и минусы
Как отмечают аналитики Gartner, на пути к своей зрелости гиперконвергентные решения достигают того состояния, когда позволяют снижать как CAPEX (за счет отсутствия необходимости приобретения специфического оборудования), так и OPEX (благодаря унификации процессов поддержки и обслуживания). И поскольку для любого бизнеса эффективность и экономия средств являются ключевыми факторами для запуска изменений, можно не сомневаться, что использование гиперконвергентного подхода станет приоритетным направлением, и ИТ-лидерам рано или поздно придется искать способы преодоления стереотипов и инертности мышления. И чем раньше будет запущен этот процесс, тем меньше будет потерь на пути перехода к решениям класса HCI.
Источник: Алексей Кобец, cтарший вице-президент по разработке ПО в Virtuozzo