13 октября 2017 г.
Десятки миллионов клиентов, тысячи транзакций в секунду, петабайты данных. Такими цифрами были охарактеризованы некоторые аспекты деятельности Сбербанка во время состоявшегося в воскресенье (8 октября) форума Sberbank In-Memory Computing Day. Речь на нем в основном шла о новых программно-аппаратных архитектурах, которые требуются для поддержки бизнес-процессов, возникающих в системах, ранее (да и сейчас иногда) называемых системами массового обслуживания.
Разумеется, не только финансово-кредитным учреждениям необходимы высокопроизводительные программно-аппаратные комплексы, позволяющие решать задачи, cвязанные с одновременным обслуживанием тысяч, а то и миллионов клиентов и необходимостью надежно и безопасно хранить данные, cвязанные с каждой транзакцией. Такого рода задачи также возникают у крупных дистрибьюторов, интернет-магазинов и различных детищ IV Промышленной революции, взявших на вооружение те или иные концепции Интернета вещей (IoT), связанные с обработкой так называемых больших данных (Big Data).
Во время упомянутого форума было отмечено, что во многих случаях эти задачи решается так: берутся и «смешиваются в необходимых пропорциях» СУБД Oracle, серверы IBM и флэш-CХД Dell EMC или другого известного производителя. Но есть и альтернативы. Так например, Mail.Ru Group для решения обозначенных выше задач предлагает использовать такие компоненты: любые серверы, любые дисковые СХД и предлагаемую этой группой платформу Tarantool. Последняя реализует технологию IMDG (In-Memory Data Grid), на которую многие возлагают большие надежды. Впрочем, только будущее покажет, оправдаются ли эти надежды. Как известно, в процессе продвижения по «Кривой хайпа» (Hype Сycle), любая технология после стадии «Пик завышенных ожиданий» попадает в стадию «Избавление от иллюзий». Выходов же из данной стадии два: либо в небытие (уход с рынка), либо — после «Преодоления недостатков» — на «Плато продуктивности».
По словам представителей Mail.Ru Group, с использованием платформы Tarantool уже реализуется около десятка проектов, связанных с поддержкой бизнес-процессов, возникающих в системах массового обслуживания физических и/или юридических лиц.
Как продвигается эта высокоинтеллектуальная платформа? Существует ли какой-либо уже сложившийся канал продаж? На эти вопросы представители Mail.Ru Group отвечают примерно так: «Многие боятся внедрять новые технологии. И ничего необычного в этом нет. Любой бизнес стремится минимизировать риски. Поэтому пока мы предпочитаем работать с конечными пользователями напрямую. Дабы продемонстрировать им качество предлагаемого нами продукта и обеспечить эффективное решение тех задач, которые стоят перед клиентом. Ведь для решения конкретной задачи в исходном продукте всегда желательно что-либо доработать. Более того — мы даже готовы сделать бесплатный пилот, чтобы продемонстрировать эффективность нашей технологии. Однако мы не против, если какой-либо интегратор придет к нам вместе с клиентом и предложит решить ту или иную задачу совместно».
А вот ещё один продукт, продемонстрированный многочисленным (несколько сотен) участникам воскресного форума Sberbank In-Memory Computing Day. Его вы видите на фотографии, где он заснят вместе с коробкой, предназначенной для розничных продаж. Миниатюрный девайс c USB-разъемом представляет собой нейрокомпьютер весьма внушительной вычислительной мощности (производительность — 100 Гигафлопс), но предлагаемый пользователям всего за 79 долл. Представители Intel утверждают, что нейросеть этого девайса, среди прочего, можно научить распознавать образы (к примеру, отличать мужчин от женщин и/или пионеров от пенсионеров) и решать другие интеллектуальные задачи. Что, к примеру, может быть использовано торговыми предприятиями для автоматизированного (а то и вообще автоматического) создания персональных предложений посетителям розничных салонов. В нашей стране Movidius Neural Compute Stick — миниатюрный ускоритель для решений, связанных с искусственным интеллектом (ИИ), нейронными сетями и машинным обучением — пока не продается. И как будут выглядеть каналы его продаж, ещё не решено. Ведь спектр применения автономных самообучаемых и работающих даже без интернета устройств огромен: это не только «умные витрины», оснащенные системами технического зрения, но также дроны, самоходные роботы и прочие интеллектуальные системы.
И ещё. Не следует думать, что технология IMDG (In-Memory Data Grid) — это нечто далекое и экзотическое. Она близкая и вполне осязаемая. Так например, она используется в ряде систем, разработанных АО «Национальная система платежных карт» (НСПК). Поэтому интеграторам и корпоративным реселлерам, находящимся в поиске новых направлений своей деятельности, следует присмотреться к этой технологии повнимательнее. Логика здесь такова: если какой-то бизнес не идет, то стоит ли за него цепляться и упорно «плыть против течения»? Не лучше ли поймать «мейнстрим» и, оседлав правильную о волну, подобно опытному виндсерфисту, быстро продвигаться вперед?
Источник: Владимир Митин, для crn.ru