13 ноября 2017 г.
Конец осени оказался богат на различные ИТ-новости, имеющие отношение к финансовым инструментам. Компании делают все возможное, чтобы массовый пользователь мог расставаться с деньгами по возможности проще. Заметим, что при этом обычно уменьшается время обслуживания и, как следствие, снижается удельная стоимость обслуживания клиента, что крайне важно для любого бизнеса.
На глобальном рынке самая важная новость — запуск Apple системы Pay Cash, обеспечивающей перевод денег с одного iPhone на другой средствами штатной программы iMessage. При этом банком Apple не стал — во всяком случае, пока — а в переводах использует банковские карты, привязанные к Apple Pay. Пользоваться системой легко и просто: в интерфейсе iMessage появилась кнопка Apple Pay, которая позволяет инициировать платеж или запросить денег у собеседника. Денежный перевод с дебетовой карты при помощи Apple Pay Cash не облагается комиссией. Pay Cash доступна для всех пользователей с iOS 11.2 beta 2, но в настоящее время работает только на территории США. Когда и в какой форме она будет реализована для других рынков и чем ответят другие глобальные решения — прежде всего, Samsung Pay и Android Pay — пока непонятно. Но возможность отправить/запросить деньги, не выходя из стандартного коммуникационного приложения, по понятным причинам, очень удобна для пользователя, равно как и для бизнесов.
Но и на российском рынке появляются интересные решения, причем направленные как на В2С, так и на В2В сегменты.
Для В2С
Бизнесы создают все новые и новые специализированные приложения, которые решают различные задачи. Например, запущен сервис «Яндекс.Заправки», которые создали совместно MasterCard, «Яндекс.Деньги» и компанией «Ликард», дочерней структуры «Лукойла», которая занимается реализацией нефтепродуктов. Иван Глазачев (на фото), генеральный директор «Яндекс.Деньги», подчеркнул, что «Заправки» расширяют экосистему приложений «Яндекса», созданных для водителей, которыми, по его словам, каждый месяц пользуются 14,5 млн автомобилистов.
Приложение позволяет оплачивать топливо на АЗС, принадлежащих «Лукойлу», не покидая салона автомобиля: со шлангом разберется работник заправки, а оплатить можно со смартфона. Процесс оплаты занимает несколько миллисекунд, причем, как отметил Г-н Глазачев, защита приложения полностью соответствует требованиям Центробанка Российской федерации. Пользоваться приложением просто: находясь на АЗС, пользователь выбирает колонку, литраж или сумму, на которую он хочет залить в бак топливо. Платеж производится из кошелька «Яндекс.Деньги» или с карт Mastercard либо Maestro, привязанных к сервису. «Яндекс.Заправки» умеют запоминать данные карты, поэтому каждый раз указывать их заново не придется. «С современными платежными технологиями намного проще решать самые разные повседневные задачи, а простые и безопасные способы оплаты — именно то, что нужно и покупателям, и торговым предприятиям, — подчеркнул Иван Исаенко, директор Mastercard по развитию рынка в России.
При оплате комиссия отсутствует, но действуют все скидки и спецпредложения, доступные держателю Mastercard/Maestro, а если добавить в приложение данные карты лояльности «Лукойла», то можно автоматически накапливать и соответствующие баллы. В приложение также встроены некоторые сервисы ГИС, в частности, оно может показать водителю ближайшую заправочную станцию «Лукойла» и выдать данные о доступных там типах топлива. Денис Рюпин, генеральный директор «Ликард», обещает, что до конца этого года к «Заправкам» будут подключены все «лукойловские» АЗС, которых по стране насчитывается более двух тысяч (на данный момент — 2250), а пользуются которыми 46,2% российских автомобилистов, по данным аналитического агентства «Автостат». Это сделает сервис «Яндекса» актуальным для массового пользователя. По заявлению г-на Глазачева, «Яндекс.Заправки» будут развивать, в следующем году будет создано API, которое позволит другим сетям АЗС подключать свои ИТ-системы к этому приложению, и т.д.
«Сбербанк» запускает маркетплейс Best of Business Partners, специализированный «сайт знакомств» для участников внешнеэкономической деятельности. Строго говоря, он является универсальным проектом, его могут использовать как частные лица, так и компании, причем в разных сочетаниях, то есть его можно рассматривать как В2С, В2В, С2С и даже С2В. Любой желающий может разместить на ресурсе информацию о своих товарах или предоставляемых им сервисах, а также дополнительные информационные материалы (линки, тэги и т.д.), что позволит легче искать заказчиков и партнеров из любой точки мира. Сервис полностью бесплатен и открыт для всех, а не только для клиентов «Сбербанка».
Зарегистрированный пользователь получает личный кабинет, возможности поиска клиентов и т.д. Важно, что по итогам бизнес-коммуникаций обе стороны могут выставлять рейтинги друг другу, что поможет в дальнейшем поможет другим пользователям устанавливать доверительные отношения с уже зарекомендовавшими себя компаниями и персонами, представленными на данном ресурсе. Как видно, основные принципы аналогичны известным по другим маркетплейсам — от Uber до Alibaba — важной особенностью Best of Business Partners является ориентация именно на участников ВЭД. В настоящее время интерфейс ресурса поддерживает три языка — русский, английский и китайский — в перспективе подключение других языков, прежде всего, европейских.
«Сбербанк» намерен активно популяризовать и развивать новый сервис. По словам Натальи Голудиной, старшего управляющего директора корпоративного блока «Сбербанка», на будущий год стоит цель привлечь миллион зарегистрированных бизнес-пользователей на Best of Business Partners. При этом никаких действий по монетизации ресурса не предусмотрено, во всяком случае, в течение следующего года. «Факт знакомства — не предмет для монетизации!» — уверен Арсен Думикян, исполнительный директор Управления транзакционного бизнеса «Сбербанка». Однако, в планах на будущий год интеграция с Best of Business Partners системы микроплатежей, что позволит легко и просто пользователям сервиса оплачивать небольшие услуги других пользователей, например, визит в нужную компанию, контроль погрузки/разгрузки и т.д. Г-н Думикян отмечает, что ресурс должен предоставлять возможность выбрать или заказать практически любые услуги, не запрещенные международным законодательством, в том числе и направленные на частных исполнителей: от встречи в аэропорту и текстового перевода до перевозки партии товара из одной страны в другую и консалтинга.
Для В2В
В сегменте В2В крупные игроки создают новые сервисы, причем как самостоятельно, так и в коллаборации, а зачастую и приобретают компании, которые те сервисы разрабатывают и развивают. Сервисы в большинстве своем нишевые.
Например, «Модульбанк» и Яндекс.ОФД разработали технологию быстрой регистрации кассовых аппаратов в налоговой инспекции. Теперь для регистрации достаточно предоставить нужные документы при покупке кассы и обеспечить девайсу онлайн-доступ. Новые решения, реализованные в «МодульКассе», позволяют устройству обменять с ФНС через «Яндекс.ОФД» всеми необходимыми регистрационными данными — ИНН, адрес установки и т.д. — ведь их задают при покупке кассового аппарата. Кроме того, клиент сразу же получает квалифицированную цифровую подпись. Завершить регистрацию нужно в «личном кабинете», а после проверки данных в ФНС кассой можно пользоваться.
Новое решение существенно — примерно в четыре раза — ускоряет процесс регистрации и, что важно, снижает вероятность ошибок, как отмечает Максим Митусов, основатель «МодульКасса». Кроме того, процесс регистрации становится проще, причем настолько, что представители малого бизнеса без проблем могут справиться с ним самостоятельно, без привлечения услуг сторонних специалистов. Леонид Шныр, руководитель «Яндекс.ОФД» уверен, что при новой технологии с кассой работать не сложнее, чем с мобильным телефоном: «Распаковал, подключил — и можно работать». Интересно, что одновременно с появлением обновленных «МодульКасс» запущены новые сервисы «касса по подписке». Можно купить кассу по цене от 33 500 руб. (с полной оплатой стоимости устройства), а можно подписаться на сервис «касса по подписке» — и не платить за само устройство — при ежемесячных платежах не более 3 500 руб. в месяц.
TCS Group приобрел долю в компании Cloud Payments, которая специализируется на создании инструментов для платежей в Интернете, соцсетях и мобильных приложениях, а также на онлайн-кассах. «Это «американский тип сделки», — отметил Олег Тиньков, председатель Совета директоров «Тинькоф банка», и сделал особый акцент на том, что он в операционную деятельность новой структуры вмешиваться не намерен, но при этом «Тинькофф банк» предоставит ресурсы для дальнейшего развития CloudPayments. Сумма сделки не была раскрыта, но известно, что TCS Group выкупила 55% компании Cloud Payments. В настоящее время со-основатели и руководители Cloud Payments — Константин Ян и Дмитрий Спиридонов — сохранили за собой 45% компании, но по условиям соглашения в течение двух лет банк может выкупить оставшиеся доли.
Важной технической особенностью платформы CloudPayments является возможность встраивания ее инструментов в сайты и в приложения (в том числе, и в соцсети), который получают возможности для оплаты услуг, сервисов и товаров. Как видно, сервисы получат возможность сделать примерно то же, что реализовал Apple в системе Apple Pay, с поправками на бизнес-модели и с учетом локального законодательства. Константин Ян, один из со-основателей и руководителей Cloud Payments, подчеркнул, что при реализации сервиса особый упор сделан на обеспечение безопасности платежей и удобстве сервиса, причем как для бизнеса, так и для клиентов. При оформлении платежа с использованием платформы CloudPayments отсутствует необходимость выполнять редирект на сторонние ресурсы, все происходит на стороне сайта интернет-магазина, что упрощает процедуру оплаты и положительно влияет на скорость всего процесса.
Покупка «Тинькофф Банком» доли в компании Cloud Payments является первым шагом в смене парадигмы крупнейшего онлайн-банка. «Мы начинаем покупать», — говорит г-н Тиньков, отмечая, что и в дальнейшем намерен приобретать успешные компании для развития и совершенствования всего направления услуг для бизнеса.
Вместо заключения
Очевидно, что рельеф сегмента быстро усложняется. Появляются новые решения, которые будут как конкурировать, так и дополнять имеющиеся на рынке предложения веб-интеграторов, систем онлайн-платежей, традиционных интеграторов и других игроков, которые также проявляют высокую степень активности, пока сказать сложно. Но, однозначно, появление разнопрофильных услуг будет выгодно бизнес-клиентуры разного размера — от корпораций федерального масштаба до индивидуальных предпринимателей и частных лиц.
Источник: crn.ru