12 декабря 2017 г.

В 2017 году РАЭК совместно с онлайн-кинотеатром Okkо провел исследование развития российского рынка онлайн-видеосервисов с 2010 по 2017 гг. «Экосистема онлайн-кинотеатров России 2017». Цели исследования — описать экосистему онлайн-видео в России, проследить динамику развития потребления онлайн-видео с 2010 по 2017 год, выявить ключевых игроков на рынке онлайн-кинотеатров и модели монетизации контента, изучить аудиторию и структуру потребления онлайн-видео в России, определить место российского рынка онлайн-видео в системе мирового видеопотребления и степень его влияния на экосистему цифровой экономики России.

Основные цифры и выводы по итогам исследования

Итак, согласно результатам проведенного исследования, 13,64 млрд. руб. составит объем российского рынка онлайн-сервисов в 2017 году. Кроме того, 70% или 7,83 млрд. руб. выручки в 2016 году приходится на долю онлайн-кинотеатров.

Крупнейшие игроки рынка по итогам 2016 года:

  • ivi — 33% рынка
  • Okko — 16%
  • Megogo — 13%
  • Амедиатека — 8%
  • TVzavr — 5%

Аудитория онлайн-видео в России cоставила 69,3 млн. человек или 47% населения на конец 2016 года. Эксперты также отмечают рост аудитории легальных онлайн-кинотеатров России. Сегодня она составляет 39,6 млн человек, а в 2013 году она составляла 21,7 млн человек.

Несмотря на то, что большинство крупных онлайн-кинотеатров, присутствующих на российском рынке, используют преимущественно модель монетизации посредством рекламы, большинство экспертов и представителей онлайн-кинотеатров отмечают рост числа платящих за контент пользователей.

По состоянию на первый квартал 2017 года число платящей аудитории составило 3 млн. человек, а количество платных транзакций за 2016 год составило 15-20 млн. В целом, в 2016 году общий размер пользовательских платежей в российских онлайн-кинотеатрах составил 2,34 млрд рублей.

Видеосервисы объясняют рост показателей пользовательского финансирования, в том числе своей адаптацией к работе в условиях пиратства, а также ростом популярности SmartTV.

Smart TV является одной из главных платформ по привлечению платящей аудитории . По оценкам экспертов на конец 2016 года парк Smart TV в России составлял 13,8 млн. устройств, из которых 69% были подключены к интернету. Лидером по доле аудитории Smart TV в среднемесячной аудитории является онлайн-кинотеатр Okko: при общем размере среднемесячной аудитории 1,5 млн. человек доля аудитории Smart TV у Okko составляет 76,8%.

При этом уровень нелегального потребления продолжает оставаться высоким. По данным Ernst&Young, 4,5 млн человек, или 80% суточной аудитории длинных и средних видео, смотрят фильмы и сериалы на нелегальных сайтах. В то же время, согласно опросу, проведенному РОЦИТ в 2017 году, 71% пользователей готовы платить за легальный контент, а 38% уже сегодня покупают или арендуют просмотр фильмов или сериалов.

83% зрителей онлайн—кинотеатров предпочитают бесплатную модель потребления контента с просмотром рекламы, только 3% пользователей покупает платную подписку. Средняя цена, которую большинство пользователей готовы заплатить за единицу контента — 50-100 руб.

За последние несколько лет существенно сократились цифровые окна — временные промежутки между премьерой фильма в кинотеатрах и в интернете, сегодня в среднем разрыв составляет 6 — 8 недель, в то время как 5 лет назад он составлял 16 недель.

В исследовании также сделан обзор регулирующей базы для онлайн-кинотеатров России.

По итогам исследования был сделан вывод, что рынок онлайн-видеосервисов, работающих в легальном сегменте, в ближайшие годы имеет значительный потенциал развития на российском рынке, а также определены драйверы и ограничивающие факторы развития онлайн-кинотеатров и роста потребления легального видео.

Драйверы:

  1. Рост проникновения интернета, развитие сетей 3G и LTE, которые позволяют потреблять онлайн-видеоконтент максимально комфортно на высокой скорости без прерываний
  2. Развитие платежных систем, которые позволяют приобретать платный контент удобным для пользователей способом
  3. Повышение уровня сервиса онлайн-кинотеатров, увеличение количества контента
  4. Низкое качество пиратских сервисов Развитие новых технологий: VR, 4К
  5. Развитие новых технологий: VR, 4К и др.
  6. Появление новых устройств, подходящих для просмотра онлайн-видео
  7. Рост популярности телевизоров Smart TV, которые уже начали стремительно вытеснять обычные телевизоры
  8. Рост вовлеченности пользователей к данному виду услуг благодаря возможности для пользователя самому выбирать контент по интересу, комментировать и обмениваться мнениями
  9. Расширение географии предоставления услуг российскими видеосервисами

Ограничивающие факторы:

  1. Недостаточный уровень цифровой грамотности пользователей
  2. Сохранение высокого уровня нелегального потребления
  3. Относительно высокая стоимость контента и сервисов
  4. Конкуренция со стороны других видов онлайн-развлечений и сервисов (игры, социальные сети и т.д.)
  5. Избыточное регулирование

Источник: Пресс-служба компании Okko