15 декабря 2017 г.

Роман Харыбин

ИТ-рынок стремительно меняется — аксиома. Успех компаний сегодня зависит от способности оперативно реагировать на глобальные процессы трансформации и соответствующим образом адаптировать собственную ИТ-инфраструктуру. В 2017 мы в CTI ощутили это в полной мере: год стал рекордным по числу запросов клиентов, заинтересованных в оптимизации бизнеса с помощью инновационных технологий. ИТ-решения постоянно совершенствуются, устанавливая новые правила на рынке, а потому можно с уверенностью сказать, что цифровая трансформация — тренд не только уходящего года, но и нескольких ближайших лет.

Единого толкования ИТ-трансформации у бизнеса пока нет. Кардинальные изменения на базе комплекса технологий заказчики нередко путают с цифровыми преобразованиями, лишь частично меняющими ИТ-инфраструктуру и бизнес-процессы. Так или иначе, необходимость нововведений обсуждается участниками рынка уже несколько лет. Но почему цифровая трансформация стала трендом именно сейчас? Это обусловлено рядом событий.

Первое — переход к Индустрии 4.0. По данным McKinsey (MGI), в ближайшие 20 лет до 50% рабочих операций в мире будут автоматизированы. Цифровая экономика на наших глазах меняет структуру рынка труда и сам расклад сил в бизнесе. Прогнозируется, что к 2025 году ежегодный эффект от технологий Индустрии 4.0 в России составит 1,3-4,1 трлн руб. Пример ряда российских и зарубежных компаний показывает: цифровые преобразования помогают не просто снизить расходы в обозримой перспективе, но и повысить эффективность бизнес-модели. Так, модернизация ЦОД, которую нам доверил международный сервис такси, позволила оптимизировать внутренние коммуникации, сделав возможным доступ к внутренней сети компании с мобильных устройств, а также сократить издержки, связанные с управлением сервером, на 50%. Преимущества цифровых изменений видит не только бизнес, но и промышленные структуры. На IoT World Summit Russia мы общались с представителями крупнейшей угольной компании. Они внедряли систему умного энергосбережения на протяжении двух-трех лет, что позволило сократить расходы на электроэнергию на 20%.

Вторая причина вытекает из первой. Появляется все больше наглядных примеров, историй успеха компаний, решивших при помощи новейших технологий изменить структуру своей работы. Это примеры как стран ЕС, являющихся лидерами цифровых преобразований, так и российских организаций или наших ближайших соседей. Есть наглядная история успеха Гамбургского порта. Долгосрочный проект по модернизации (реализовывался четыре года) объединил усилия крупнейших вендоров, Microsoft, HP, Telefonica, бизнеса и правительства. Результатом стало сокращение операционных затрат порта на 75%. Интересен опыт Казахстана, где цифровые преобразования во многом сосредоточены вокруг топливно-энергетической сферы. Речь идет именно о поэтапных преобразованиях, небольших и быстро окупаемых проектах, а не глобальной трансформации. Подобный подход позволяет стандартизировать работу нефтегазовых компаний, не вкладывая значительных одновременных инвестиций в ИТ-инфраструктуру.

Что необходимо предприятию для начала успешных ИТ-преобразований? Прежде всего, максимально гибкая технологическая инфраструктура, позволяющая эффективно вносить требуемые изменения. Важную роль в этом играет абстрагирование от физических компонентов (серверы, сеть, рабочее место пользователя и т. п.) и упрощение инфраструктуры. В высококонкурентных сферах классические модели оборудования уже не работают: они слишком неповоротливы и требуют избыточных трудозатрат по внедрению и сопровождению. Затруднения могут быть связаны с эффективным применением систем управления, мониторинга, а также решением задач быстрого развертывания новых сервисов, масштабирования инфраструктуры и обеспечения отказоустойчивости. Минимизируют проблемы совместимости конвергентные системы, объединяющие администрирование вычислительных, сетевых ресурсов, ПО и систем хранения в единый пакет. Это показывает опыт оператора МТС, который для усиления на рынке В2В внедрил услугу CTI «Виртуальная АТС». Конвергенция фиксированной и мобильной связи позволила связать в единую корпоративную сеть сотрудников из разных уголков России. В пример технологической основы для конвергентной инфраструктуры можно привести решение компаний Cisco и NetApp — FlexPod, где серверная и сетевая часть выполнена на оборудовании Ciscо (Nexus и UCS), а хранение данных реализуется на NetApp (серия FAS).

Развитием конвергенции стала гиперконвергенция, представленная интегрированными компонентами. Наш опыт показывает, что гиперконвергентные инфраструктуры становятся наиболее частым и популярным решением для компаний, планирующих внедрение VDI. Данный подход интегрирует управление инфраструктурой, уменьшает её сложность и количество используемого оборудования, обеспечивая тем самым великолепную скорость развертывания виртуальных машин и приложений. Примерами гиперконвергентных решений являются Dell EMC VxRail, Cisco Hyperflex, Nutanix, HPE SimpliVity и HPE Hyper Converged. Преимущества подобной системы наглядно иллюстрирует пример японского банка, внедрившего гиперконвергентное решение на базе технологий VMware. Представители компании Fukuoka остановили выбор на решении VMware EVO:RAIL, которое позволило снизить совокупную стоимость владения на 40%.

Таким образом, в 2017 году цифровая трансформация стала ближе бизнесу, её риски и преимущества стали более понятны и наглядны. Тем не менее, кардинальные преобразования ИТ-среды остаются стратегической задачей в силу большого объема инвестиций и необходимой первичной подготовки инфраструктуры.

Источник: Роман Харыбин, директор департамента ИТ-инфраструктуры и ЦОД компании CTI