27 декабря 2017 г.
На вопросы CRN/RE отвечает Андрей Филатов, генеральный директор IBM в России и странах СНГ.
CRN/RE: Сегодня на рынке происходят существенные изменения, которые требуют значительных преобразований в компании. На Ваш взгляд, в чем заключается цифровая трансформация предприятий? Появились ли новые драйверы, тенденции за последнее время?
Андрей Филатов: В уходящем году цифровая трансформация колоссально продвинулась вперёд. Теперь мы видим интерес к цифровой трансформации уже со стороны государств, включая регион России и стран СНГ, за который я отвечаю. Целый ряд технологий, которые раньше существовали в виде прототипов и каких-то лабораторных решений, готовы к коммерческому использованию, например, технологии блокчейна, интернета вещей, искусственного или дополненного интеллекта, системы машинного обучения. Они на сегодняшний день и являются главными драйверами трансформации.
При этом надо отметить, что цифровая трансформация — это не просто переход к цифровым средствам взаимодействия (например, по интернету или мобильной связи), но также изменение бизнес-процессов, что позволяет наиболее полно реализовывать возможности цифровой экономики. К примеру, если банк уже выпустил мобильное приложение для клиентов, не меняя стандартные бизнес-процессы, то он не стал от этого цифровым. Для того чтобы стать цифровым банком, нужно изменить бизнес-процессы. Тогда это мобильное приложение станет максимально эффективным.
CRN/RE: С какими трудностями и рисками могут столкнуться компании в процессе цифровой трансформации? Какие задачи требуют более пристального внимания?
А.Ф.: Здесь я бы хотел выделить две вещи. Во-первых, как и любая трансформация компании, цифровая трансформация подразумевает внедрение измененных бизнес-процессов и технологий в ходе обычной операционной деятельности. Ведь остановить предприятие невозможно, и при переходе к новым способам взаимодействия нужно избежать рисков, которые могут привести к репутационным и финансовым потерям. На сегодняшний день разработаны методологии, которые позволяют осуществить переход достаточно безопасно. Более того, преимущества работы в «цифре» — сокращение издержек и увеличение клиентской базы и прибыли — существенно перевешивают риски.
Как показывает практика, быстрый выбор и внедрение современных систем позволяет получать нужный эффект наиболее оперативно. Да, на первом этапе, возможно, он будет не максимальным, появятся какие-то накладки или будет реализована неполная функциональность. Однако преимущества всё равно перекроют эти недостатки. Такие техники, как Agile, как раз и подразумевают быстрый запуск и совершенствование на новых циклах, итерациях.
Во-вторых, следует обратить внимание на само понятие «цифры». Мы должны понимать, что речь идёт о цифровых данных. Сами эти данные особой ценности не представляют. Ценность представляют информация и знания, которые из этих данных можно извлечь. Такие сведения можно использовать для принятия более качественных решений. Соответственно, очень пристальное внимание нужно уделять исходным данным: какие данные имеются, каких нет, как эти данные формировать, как их хранить, как их обрабатывать. Этому посвящена целая наука о данных — Data Science.
CRN/RE: Какие преимущества получает бизнес в результате цифровой трансформации? Как убедиться, что трансформация идет в нужном направлении и соответствует стратегическим целям?
А.Ф.: Прежде всего, это существенное сокращение издержек: снижаются накладные расходы, повышается скорость работы, оборачиваемость средств. Практически все бизнес-параметры начинают работать лучше.
Например, внедрение технологий искусственного интеллекта в ходе цифровой трансформации систем техобслуживания и ремонта позволяет намного точнее предсказывать сбои и отказы. Этот же подход способствует улучшению качества технологических процессов. Например, в металлургии можно, отслеживая датчики, контролировать количество примесей в воздухе, влияющих на производство и отливку металлов, где чистота воздуха является одним из ключевых параметров качества продукции.
Как убедиться, что процесс работает в нужном направлении? Если бизнес работает более эффективно, а издержки снижаются, то всё хорошо. Если нет, то надо смотреть, анализировать. Возможно, проблема не в идее, а в ее воплощении. Цифровая трансформация как раз позволяет постепенно вносить необходимые корректировки и отказываться от малоэффективных решений.
Если же посмотреть на цифровую трансформацию в масштабах государства, то преимущества цифровой экономики позволят получать эффект не только на уровне отдельного бизнеса или отрасли, но и на уровне межотраслевых экосистем.
CRN/RE: Какие существуют отличия цифровой трансформации российских предприятий с западными?
А.Ф.: Я не вижу принципиальных особенностей цифровой трансформации российских компаний. Даже если говорить о географически удаленных или распределенных подразделениях таких предприятий и организаций. Я бы рекомендовал российским заказчикам не оглядываться на те решения, которые апробированы в других странах. Каждое предприятие уникально и обладает своими особенностями, которые могут сделать простое копирование чужих разработок неэффективным. Сейчас наступило время, когда надо не копировать лучшие практики, а создавать свои и становиться лидерами трансформации.
CRN/RE: Какова роль облачных технологий в процессе цифровой трансформации? Какие тенденции сейчас наблюдаются на рынке облачных решений?
А.Ф.: К тенденциям цифровой трансформации, безусловно, нужно отнести и развитие облачных технологий. Сейчас можно прогнозировать рост потребности в более специализированных облачных решениях, поскольку в процессе трансформации крупным предприятиям нужен индивидуальный подход. Этот подход, в частности, подразумевает мультиоблачность, когда используются решения разных поставщиков в зависимости от рода выполняемых задач. Кроме того, все более актуальными становятся платформенные облачные технологии, которые позволяют интегрировать управление данными, сервисами и системами, тем самым помогая ускорить процесс перехода на цифровые «рельсы».
CRN/RE: Как технологии ИИ позволяют повысить эффективность и уменьшить сложность бизнес-процессов? Какие перспективы развития рынка когнитивных решений вы видите в России?
А.Ф.: Технологии дополненного интеллекта — это, по сути, те элементы, из которых можно собрать электронного ассистента, способного анализировать огромные массивы данных и извлекать из них ценные сведения для помощи в принятии операционных, управленческих и бизнес-решений.
Простой пример использования таких систем при работе с неструктурированными данными из множества источников: когнитивный чат-бот помогает оператору колл-центра торговой сети бытовой техники по ходу его разговора с потребителем быстро подобрать нужную информацию по гарантийному или сервисному обслуживанию конкретного товара конкретной марки. Повышается и время обработки заявки, и лояльность потребителей. Бизнес-процессы при этом упрощаются.
В целом же по миру таких примеров уже тысячи, и они затрагивают все основные отрасли и сферы деятельности. Если говорить о России, опять же, местный рынок развивается вполне в рамках мировых трендов внедрения технологий дополненного интеллекта. Считаю, что реализация государственной программы цифровой экономики станет катализатором роста спроса на подобные технологии.
Источник: CRN/RE