28 декабря 2017 г.

Осень ознаменовалась выходом на локальный российский рынок двух крупных азиатских производителей смартфонов — Oppo и Vivo. Правда, в обоих случаях выход выглядит немного странно. Каждая из компаний выходит на огромный локальный рынок с одной моделью смартфона. При этом модели оказываются очень похожи: они находятся в среднем ценовом диапазоне, имеют хорошее соотношение «цена/производительность» и одинаковую основную «фишку» — они оптимальны для любительниц селфи.

У новинок фронтальные камеры гораздо мощнее основных, а также присутствуют развитые средства для «бьютификации» — распознавания портретов и из ретуши «на лету». Как бы мы не относились к селфи-буму, необходимо признать, что автопортреты очень популярны, поэтому наличие мощных фронтальных камер является очевидным «вау-фактором», а поэтому способно склонить абонента к выбору именно таких моделей.

Однако, новички не уникальны. В сегменте «селфифонов» существуют лобовые конкуренты, которые присутствуют в нем уже давно. Во второй половине года на рынок вышли новинки от Asus и Huawei, двух мощных вендоров, имеющих на российском рынке прекрасные позиции как по известности марок, так и по развитости канала.

Новички-претенденты

Появившиеся вендоры довольно любопытны — как своей историей, так и подходам к выбору смартфонов, которые они выпускают первыми на российский рынок. Модели неплохо сбалансированы, но чуть дороговаты для новичков, да еще от малоизвестных тут брендов.

Oppo — очень крупный вендор смартфонов, «номер четыре» в мировом рейтинге. Интересно, что компания уверенно наращивает свою долю — ей принадлежит четвертое место на рынке с долей 8,2% в натуральном выражении, по данным IDC за третий квартал 2017. Важно, что продажи компании растут быстрей рынка: по сравнению квартал-к-кварталу с прошлого года они подросли на 19,0% в натуральном выражении, а рынок вырос только на 2,7%. Однако, если в глобальном масштабе успехи компании были выразительны, но на рынке РФ — не очень. Осенний выход — уже третье «пришествие» компании на российский рынок. Первые два были разной степени масштабности, но, как легко догадаться, кончились полными провалами. С чем же компания решила покорить российский рынок на этот раз?

Модель, которую Oppo использует в качестве «тарана», получила шестидюймовый экран (разрешение хорошее — 2160×1080 пикселей) представлена в трех различных модификациях: F5 (на фото — вверху слева), F5 6GB и F5 Youth, которые получили рекомендованную розничную цену 24990, 29990 и 19 990 руб., соответственно. Все три модификации построены на платформе MediaTek, используют восьмиядерный процессор Helio P23 MT6763T и графический ускоритель Mali-G71. Различаются модели объемом памяти и фотокамерами. У «нативной» F5 установлено 4 и 32 Гб (оперативной и встроенной флэш-памяти, соответственно), у F5 6GB — 6/64 Гб, у F 5Youth — 3/32 Гб. Приятно, что все три смартфона поддерживают установку microSD-карт емкостью до 256 Гб, причем в отдельный слот (расширение памяти не помешает установить в смартфон две SIM-карты).

Селфи-камера у моделей с огромным сенсором: у F5 и F5 6GB она двадцати- а, у F5 Youth — шестнадцатимегапиксельная. Она явно превосходит тыловую, которая у двух старших модификаций с сенсором 16, а у младшей — 13 Мпикс. Вендор делает особый акцент на SelfieTune, уникальном «улучшайзере», который, по заявлению компании, нейросеть учила распознавать портреты, причем с учетом расы, пола и возраста, и с учетом этих данных оптимизировать изображения (убирать «мешки» под глазами, делать ярче радужку, чище губы и т.д.).

Vivo не попадает в «Тор 5» ведущих производителей — недавно была, но, согласно последним данным IDC, за третий квартал, ее потеснили. Компания ведет крайне активную политику на рынке. В частности, Vivo будет одним из спонсоров Чемпионата мира по футболу 2018, финальная часть которого пройдет в Российской федерации с 14 июня по 15 июля следующего года. Возможно, именно с этим связан тот факт, что российский рынок оказался в числе шести новых регионов, на которые компания начинает поставки — кроме РФ там присутствуют Тайвань, Сингапур, Гонконг, Марокко и Кения.

Интересно, что Россия будет первой европейской страной, с которой Vivo начинает завоевание Старого света. Ранее компания тут официально представлена не была, а поэтому большинству российских абонентов неизвестна ее продукция. Однако, в портфолио у Vivo присутствуют интересные технологические разработки, например, именно ее модели несколько раз удерживали в разное время пальму первенства как самые тонкие смартфоны в мире, вендор первым внедрил оптическую стабилизацию во встроенной камере, первым — распознавание по радужке и первым же представил — правда, пока в виде прототипа — ультразвуковой сканер отпечатков пальцев, работающий через экран, и т.д. Как видно, компания вполне высокотехнологичная.

В качестве «ледокола» для российского выступает модель V7 (на фото — вверху справа), у которой есть модификация V7+. Основное отличие устройства — диагональ HD-экрана и объем флэш-памяти: у базовой модели она составляет 5,7 дюйма и 32 Гб, у «плюсовой» — 5,99 дюйма и 64 Гб, соответственно. Кроме того, у V7+ установлен более продвинутый аудиочип (Asahi Kasei AK4376A). Рекомендованная розничная цена новинок составляет 21990 руб. для V7 и 24990 руб. для V7+. Платформа у обоих — Qualcomm, процессор — восьмиядерный Snapdragon 450. У устройств «на борту» 4 Гб оперативной и 64 Гб встроенной. Предусмотрена возможность расширения microSD-карточками объемом до 256 Гб, причем для нее предусмотрен отдельный слот.

«Фишкой» является фронтальная камера с огромным сенсором 24 Мпикс, в то время как основной — 16. По последней моде смартфоны поддерживают фирменную разблокировку по распознаванию лица (FaceAccess) и проработанный «улучшайзер» для селфи (Face Beauty).

Кто их встречает

Российский рынок, как мы уже отмечали, очень насыщенный. За него ведут борьбу крупные вендоры, у которых прекрасное реноме среди российских абонентов, завоеванное годами присутствия. Из компаний, которые во второй половине года представили лобовых конкурентов для Oppo и Vivo отметим Asus и Huawei.

Asus как бренд на российском рынке имеет уникальную «фишку» — благодаря давнему присутствию компании в компьютерном сегменте, эта марка хорошо известна, в частности, «айтишникам», компьютерным энтузиастам и геймерам, которые часто выступают в качестве «opinion leaders», рекомендуя смартфоны этого вендора массовым абонентам. Правда, за счет традиционно прекрасного соотношения «цена/производительность» марка Zenfone хорошо набирает популярность сама, но дополнительный механизм-локомотив в данном случае только полезен.

В рассматриваемом нами сегменте смартфонов-«селфифонов» присутствую две новейших модели, которые добрались до российского рынка в конце лета, почти за два месяца до рассматриваемых претендентов: Zenfone 4 Selfie и Zenfone 4 Selfie Pro (на фото — слева внизу), которые получили двойные фронтальные камеры. В обоих случаях вторая фронтальная камера получила широкоугольный объектив, который актуален в разных ситуациях: при съемке больших компаний или, например, при получении автопортрета на фоне пейзажей. Разумеется, присутствуют фирменные «улучшайзеры», оптимизированные для работы с портретами.

ZenFone 4 Selfie получил основную фронтальную камеру с двадцатимегапиксельным сенсором, а дополнительную, со способным обеспечить охват в 120 градусов широкоугольным объективом — с восемьюмегапиксельным. Основная камера у аппарата — шестнадцатимегапиксельная. В остальном же, это «крепкий среднячок»: платформа — Qualcomm, процессор — восьмиядерный Snapdragon 430 с ускорителем Adreno 505, оперативная память — 4 Гб, флэш-память — 64 Гб, возможность расширения microSD-картами (емкостью до 2 Тб) тоже присутствует, причем отраден отказ вендора от комбо-слота, у карты памяти свой отсек, независимый от предназначенного для SIM-карт. Диагональ FullHD-экрана — 5,5 дюймов. Рекомендованная розничная цена — 17 990 руб., что заметно ниже, чем у рассмотренных нами ранее моделей от Vivo и Oppo.

ZenFone 4 Selfie Pro — модель заметно интересней. У него основная фронтальная камера получила прекрасный двенадцатимегапиксельный сенсор Sony IMX362, поддерживающего технологию DualPixel. Помимо основной у него также есть дополнительная фронтальная камера, также восьмимегапиксельная с широкоугольным объективом, способным обеспечить охват в те же 120 градусов, что и у младшей модели. Процессор тут более мощный — Qualcomm Snapdragon 625 с ускорителем Adreno 506, оперативная память — 4 Гб, флэш-память — 64 Гб, возможность расширения microSD-картами, разумеется, тоже присутствует (и емкость тоже может достигать 2 Тб). Диагональ FullHD-экрана — все те же 5,5 дюймов. Из отличий стоит упомянуть специализированный процессор SuperPixel Engine, обеспечивающий, в частности, возможность снимать видео в формате UltraHD, а также продвинутое аудиорешение, аналогичное используемому в флагманских моделях Zenfone 4 и Zenfone 4 Pro, способное, в том числе, воспроизводить Hi-Res Audio. Рекомендованная розничная цена — 27 990 руб. Как видно, эта модель чуть дороже конкурентов, но она построена на более мощным процессоре и сенсор у ее фронтальной камеры реально крут.

Huawei предсказуемо представил «селфифон» в линейке Nova, которую вендор ориентирует на молодежную аудиторию. Рекомендованная розничная цена Nova 2i (на фото — справа внизу) составляет 18990 руб., что очень хорошо для данного сегмента. Напомним, что ранее на рынок была выпущена модель Nova 2, то есть вендор тоже весьма активно разрабатывал направление «селфифонов» в течение довольно продолжительного времени.

Nova 2i интересна наличием «на борту» четырех камер! В двойной фронтальной основная камера получила сенсор 16 Мпикс, а вспомогательная — всего два, но этого достаточно, ведь вторая предназначена для определения глубины резкости. Дуэт в модуле основных фотокамер построен по тому же принципу: основная с сенсором 13 Мпикс и служебная с сенсором 2 Мпикс.

Модель построена на восьмиядерном HiSilicon Kirin 659 — это собственная разработка Huawei, чем вендор очень гордится — с графическим ускорителем Mali-T830 МР2, установлена оперативная память 4 Гб, флэш-память — 64 Гб (с возможность расширения картами до 128 Гб, однако, слот в данном случае — увы! — комбо, то есть microSD можно установить только вместо второй SIM-карты), дисплей — 5,93 дюйма с разрешением 2160×1080 точек. Модель интересна наличием выделенного аудиочипа — как и в случае с рассмотренным Vivo V7+, тут установлен Asahi Kasei AKM4376A.

На подходе, заметим, модель Nova 2s, которая получила процессор HiSilicon Kirin 960, оперативную память 4 или 6 Гб (в зависимости от модификации), флэш-память в 128 Гб (вне зависимости от модификации), фронтальные камеры (20 и 2 Мпикс) и основные (20 и 16 Мпикс, они уже способны выдавать комбинированное изображение с увеличенной проработкой светов и теней), шестидюймовый экран с разрешением 2160×1080 пикселей и очень красивый стеклянный корпус. На момент написания этого материала сроки поставки модели на российский рынок и рекомендованная розничная цена не были объявлены официально.

Что это значит для ритейла

Как видно, вендорам-новичкам будет весьма проблематично достичь высоких продаж даже в выбранной ими нише «селфифонов» — слишком велика конкуренция в нише, причем конкуренты прекрасно знакомы локальным абонентам и успели выпустить не одно поколение устройств. Кроме того, ценовую политику Vivo и Oppo не назовешь «щадящей». Несколько странно выглядит выход на новый рынок с одной моделью, пусть даже в разных вариантах. Однако, маркетинг, особенности линек продукции, объемы продаж и контролируемая доля рынка пусть заботит работников новых представительств.

Для нас важно, что рынок от появления новых игроков — причем довольно амбициозны — только выигрывает. Увеличивается «видовое разнообразие» моделей в нише, активность вендоров-неофитов привлекает внимание покупателей к «селфифонам», как к классу устройств, и т.д. Кроме того, стоит помнить про вложение в канал, которые в разных формах будут производить все присутствующие тут вендоры, что пойдет на пользу всем локальным игрокам. Ритейл же получает модели, обладающие явным отличием от других аппаратов в линейках, причем отличием настолько значимым для значительной части абонентов, что вполне способно мотивировать их на замену аппарата.

Источник: Редакционный материал