20 апреля 2018 г.
Эпопея с блокировкой Telegram в Рунете идет уже пятый день, причем события развиваются по наиболее пугающему сценарию.
Почему Telegram?
Вопрос сложный и однозначного ответа нет. Это не единственный доступный россиянам сервис, использующий шифрование, и даже не самый популярный мессенджер с такой функцией в Рунете, но, тем не менее, «избирательное правосудие» применено именно к Telegram. Есть мнение, что этот ресурс случайно стал первым, а за ним последуют Viber, WhatsApp и другие, возможно, начали именно с Telegram из-за личности его основателя и его либертарианских взглядов, некоторые аналитики предполагают, что «силовики» начали вводить ограничения из-за планов Дурова по запуску собственной криптовалюты, действуя с опережением. Точного ответа на этот вопрос нет, но в контексте последующих событий он и не очень важен.
Блокировка миллионов
Начало было нерадостным, но предсказуемым и развивалось в определенной логике. Однако последующие события оказались еще более пугающими. Роскомнадзор, получив судебное решение, приступил к блокировке Telegram на территории Российской федерации. При этом выполнялась блокировка IP-адресов, которые использовал данный мессенджер, а также, возможно, даже те, которые Telegram мог использовать. В ответ Telegram подключал новые пулы IP-адресов, которые блокировало ведомство, после чего цикл повторялся.
«Блокировка по IP» вполне предсказуемо приводила к блокировке работы фрагментов Интернета, в которых кроме «преступного Телеграма» находились и ресурсы, вполне легальные на территории РФ, законных требований для ограничения доступа к которым не было. Когда счет заблокированных IP-адресов пошел на десятки миллионов, то количество «сопутствующих проблем» стало расти, как снежный ком. В процессе бескомпромиссной борьбы с Telegram были заблокированы IP-адреса, принадлежащие глобальным хостерам — Amazon, Google, Microsoft и другим — ресурсы которых прямо или косвенно использовали самые разные ресурсы. В результате россиянам оказывались недоступны ресурсы разных типов — от онлайн-касс до сайта самого Роскомнадзора — что привело к многочисленным техническим сбоям и, соответственно, проблемам в исполнении бизнес-процессов и к значительным убыткам компаний. Убытки пока никто не берется подсчитывать.
Продолжение следует?
Блокировки привели к ограничениям доступа и к сбоям в работе многих сервисов, но пока не достигли результата — доступ к Telegram у россиян по-прежнему есть. Это означает, что активность властей в этом направлении будет продолжена. Активность, которая, как мы видели, привела к многочисленным проблемам у законопослушных бизнесов, ресурсов и пользователей.
Подводить итоги «охоты на Телеграм» пока рано, но уже понятно, что многие интернет-сервисы в РФ находятся под угрозой нового форс-мажора. Это касается не только развлекательных ресурсов и медиа, но и коммуникаций, платежных систем, IoT и прочего. Внезапные ограничения, влияющие на работу промышленных систем «интернета вещей», вполне могут привести к весьма серьезным сбоям оборудования вплоть до аварий и масштабных техногенных катастроф.
Если вспомнить относительно недавние прецеденты законодательного регулирования в условиях РФ — например, российского игорного бизнеса, розничной торговли печатными изданиями в метрополитене, поставок second-hand-автомобилей, стрит-ритейла и стрит-фуда в столице — то становится очевидным, что весь сегмент бизнесов, связанных с Интернетом, в ближайшем будущем может оказаться под угрозами, в результате которых многие сервисы прекратят существование или уйдут «в тень», а легальные окажутся менее функциональными и станут более дорогими.
Ситуация может коснуться не только всех высокотехнологичных компаний, ведущих бизнес в РФ, но и повлиять на всю национальную экономику. Причем масштабные воздействия могут быть как заметными сразу (например, ограничения в работе медиаресурсов или платежных систем), так и иметь отдаленные негативные последствия (например, создание решений, обеспечивающих работоспособность IoT-систем в условиях разрыва связи «с мировым Интернетом», потребуют огромных вложений и создадут понятные риски, как финансовые, так и технологические).
Источник: crn.ru