7 мая 2018 г.
Объем российского рынка бытовой техники и электроники (БТиЭ) в 2017 г. вырос на 6% в рублях на 5% в штучном выражении по сравнению с предшествующим годом, подсчитала в своем исследовании компания GfK Rus. Причем в основном за счет онлайн-продаж, которые увеличились на 13% — в то время как оффлайн-продажи выросли только на 4%.
Россия — страна большая, и, естественно, в разных регионах динамика рынка различается. На презентации в ходе конференции «Технотренды 2018» отдельно анализировались данные по Москве, Санкт-Петербургу, городам-миллионникам (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) и остальным городам.
Прежде всего, обращает внимание снижение продаж БТиЭ в Москве — в онлайне на 3%, а в оффлайне даже на 6,6%.
Зато в остальных частях страны наблюдался рост. При этом в наибольшей степени выросли продажи в «остальных», т.е. небольших и средних городах, особенно в онлайне — сразу на четверть (25,5%), в оффлайне они увеличились на 7,5%. Продажи БТиЭ в Санкт-Петербурге увеличились на 8% в онлайне и на 4,5% в оффлайне.
В других городах-миллионниках соответствующие показатели составили +19,4 и +3,7%.
Рынок БТиЭ в Москве сократился не потому, что здесь вообще стали меньше покупать, поясняет Михаил Кулаков, руководитель направления Digital, Market Insights компании GfK Rus, а потому что спрос переключается с БТиЭ на потребности более высокого уровня — машины, квартиры, путешествия. В то же время в регионах положительно сказался отложенный спрос предшествующих кризисных лет.
Как же эти 6% прироста в 2017 г. раскладываются по тем сегментам рынка БТиЭ, мониторинг которых ведет GfK Rus?
Как и в предшествующие годы наибольший рост, более чем на 18% в рублях, отмечен в телеком-секторе, в основном благодаря смартфонам. Продажи традиционной потребительской электроники увеличились на 3%, малой бытовой техники — на 2,3%.
В то же время существенно снизились продажи в сегменте фото — на 8% в рублях. В основном потому, поясняет Михаил Кулаков, что рядовые потребители для фотографирования все чаще используют смартфоны, способные делать снимки все более высокого качества.
Практически на уровне 2016 г. (-0,1% в рублях) было продано крупной бытовой техники.
В сегменте ИТ/печатная техника снижение на 2,5% в рублях было обусловлено в основном уменьшением продаж лазерных принтеров и МФУ, а также планшетов. При этом уверенно росли продажи ряда других видов ИТ-оборудования, например настольных ПК, отмечает Кулаков.
Оценивая перспективы розничного рынка в текущем году, без учета случившихся в апреле внешнеполитических событий и их возможных последствий, GfK Rus прогнозирует рост продаж БТиЭ на 3% в штуках и на 5% в рублях.
Наибольший прирост в деньгах — на 9%, как и в прошлом году, дадут мобильные коммуникационные устройства. На 3 и 4% по стоимости увеличатся продажи потребительской электроники (здесь доминируют в основном телевизоры) и малой бытовой техники соответственно.
В сегменте ИТ/печатная техника GfK Rus ожидает незначительного снижения (0,4% в рублях).
А лидером «по негативу» и в этом году останется фототехника — снижение на 6% в рублях.
На протяжении последних нескольких лет на российском рынке БТиЭ растет доля устройств с экраном — смартфоны, телевизоры, компьютеры, планшеты, и сейчас, по оценке GfK Rus, на них приходится более половины (55%) объема этого рынка в деньгах.
Эта тенденция вполне объяснима, говорит Кулаков, поскольку экран (дисплей) — самое удобное средство общения человека с машиной.
Всех этих устройств в продаже предостаточно, на любой вкус, по разной цене, с разным дизайном, «примочками» и т.д., при том что каких-либо революционных технологий в последнее время вендоры не предлагают, поэтому в целом на мировом рынке, по данным GfK, уже наблюдаются признаки насыщения.
В этих условиях у большинства покупателей меняются критерии выбора покупок: фокус все больше смещается с собственно предмета покупки и его технических характеристик на процесс продажи — способ совершения покупки, удобство, общее впечатление. Тенденция эта не новая — она наблюдалась и в предшествующие годы.
Понятно, что в этих меняющихся условиях явное преимущество у крупных сетей по продаже БТиЭ — у них гораздо больше возможностей и привлечь покупателей, и «украсить» процесс продажи, чем у более мелких продавцов.
На рынке БТиЭ продолжается процесс консолидации — это общий тренд, свойственный и Европе, и России. Например, сообщает GfK, в 2017 г. в Германии оставалось шесть крупных сетей по продаже БТиЭ, делающих основную долю оборота (вместо 28 в 2000 г.). В Великобритании — пять (вместо 22 в 1985 г.). Столько же крупных игроков осталось и в России, плюс 15 средних по размеру сетей.
В 2017 г. в России доля крупных сетей в общем объеме продаж БТиЭ (в деньгах) увеличилась до 47% (с 44% годом ранее), в то время как доля средних сетей снизилась до 21% (с 23% годом ранее), а доля остальных сетей снизилась до 32% (с 33% годом ранее).
Источник: Редакционный материал