18 июня 2018 г.
В современном мире цифровизация способна дать важные конкурентные преимущества как конечным заказчикам, так и поставщикам ИТ-решений. Она позволяет сделать экономику более прозрачной и эффективной, создавая благоприятные условия для развития высоких технологий и снижения сырьевой зависимости.
Вот лишь несколько примеров того, что может дать развитие цифровизации:
- Быстрое принятие оптимальных решений. Цифровые инструменты помогают получать детализированные данные, проводить их всесторонний анализ и на его основе принимать наиболее эффективные решения в сжатые сроки.
- Оперативное внедрение инициатив и гибкое управление их реализацией.
- Высвобождение времени сотрудников. Если автоматизировать привычные рабочие процессы и переводить их в электронные форматы, сотрудники могут освободиться от множества рутинных операций и уделять больше времени выполнению более важных и интересных задач.
В России цифровая трансформация экономики уже идёт, однако пока не достигла широкого масштаба. Так, по данным РАЭК, цифровая экономика формирует всего 2,42% ВВП нашей страны. Ещё 3,8% составляет мобильная экономика. В рейтинге развития информационно-коммуникационных технологий (ICT Development Index) Россия занимает 45 место среди стран мира.
Как стимулировать развитие цифровизации
В основе цифровизации лежат три фактора: люди, технологии и снова люди. Важную роль играют и специалисты, которые развивают цифровую среду, и те люди, которые её используют для поиска, анализа данных, выработке и реализации управленческих решений.
Соответственно, инвестиции должны быть направлены в первую очередь на людей и их знания. Причем речь не только о подготовке квалифицированных ИТ-специалистов, но и в целом о повышении цифровой грамотности людей. Сегодня компании нуждаются в сотрудниках, которые способны использовать и поддерживать внедрённые в бизнес информационные технологии.
Второй приоритет — развитие технологий, которые формируют инфраструктуру, необходимую для цифровой трансформации рынков. Она включает в себя:
- коммуникационные инструменты, которые обеспечивают быструю и качественную передачу защищённой информации;
- технологическое обеспечение основных бизнес-процессов предприятий, включая инфраструктуру доступа и хранения данных;
- программные и аппаратные решения для перевода документов из бумажной в цифровую форму и обратно.
Роль ИТ-компаний в процессах цифровизации
В эпоху становления цифровой экономики поставщикам ИТ-решений уже недостаточно просто продавать коробки, как продолжают делать многие компании. Чтобы стать проводником передовых технологий, надо использовать новые подходы к работе. Главная цель прогрессивных ИТ-компаний — формирование у заказчиков новых бизнес-процессов, которые были бы невозможны без цифровизации. Чтобы их создать, производители и поставщики должны:
- выступать с позиции консультанта,
- тщательно изучать особенности работы заказчика,
- рассчитывать оптимальные точки интеграции решений, которые принесут его бизнесу максимальную выгоду.
Выполнить эти задачи поможет развитие новых компетенций в области документирования и аналитики процессов. Полезным инструментом может стать и цифровой маркетинг, который помогает получить повышенную отдачу от взаимодействия с клиентами.
Развитие в этом направлении сулит ИТ-компаниям большую выгоду, ведь цифровая экономика стирает географические и многие другие ограничения. Такая глобализация упрощает как доступ к услугам, так и их предоставление, открывая широчайшие возможности развития бизнеса в сфере высоких технологий.
Роль регулятора в становлении цифровой экономики
Государство должно обеспечивать благоприятную среду в правовом, социальном и экономическом поле. В послании Федеральному собранию Президент РФ отметил особо важные направления в реализации стратегии развития информационного общества (рассчитана на реализацию до 2030 года). Среди них:
- создание отечественных цифровых платформ;
- внедрение сетей передачи данных пятого поколения;
- разработка законодательной базы, регулирующей применение новых технологий.
Обсуждение цифровой экономики на государственном уровне — это уже позитивная тенденция. Чтобы цифровизация проходила более слаженно, регулятор в первую очередь должен установить чёткие, прозрачные и предсказуемые нормы, по которым будет развиваться цифровая экономика. Важный шаг в сторону создания единой системы регулирования был сделан в июле прошлого года, когда Дмитрий Медведев утвердил программу «Цифровая экономика Российской Федерации» на период до 2024 года.
Программа предусматривает, что государство будет способствовать внедрению цифровых технологий в экономике, предпринимательстве, госуправлении, социальной сфере и городском хозяйстве. Если ничего не помешает реализации проекта, к 2024 году в России должны работать не менее десяти компаний, успешно конкурирующих на мировом рынке высоких технологий, и десяти индустриальных цифровых платформ. В числе последних — цифровые медицинские учреждения и «умные города».
При этом, хотя цифровая среда устраняет географические ограничения, для финансового благополучия страны важно, чтобы субъекты цифровой экономики реализовывали полученный доход в поле российского налогообложения. Иначе у страны будет всё меньше ресурсов на поддержание собственной конкурентоспособности.
Востребованность цифровизации: отрасли и проблемные зоны
Отрасли находятся в разной степени готовности к цифровой трансформации. Цифровизация особенно востребована в тех сферах, которые нуждаются в оптимизации документооборота и транзакционного взаимодействия.
Наиболее активно электронные процессы внедряются в интернет-банкинге с безналичными расчётами между юридическими и физическими лицами. Ещё одна зона интенсивной цифровизации — предприятия, которые рассылают биллинговые отправления в электронных форматах. Важной точкой роста является и цифровой маркетинг, который занимает всё более уверенные позиции там, где раньше использовались лишь традиционные рекламные инструменты.
Проблемные зоны с точки зрения цифровой трансформации — это регионы с недостаточным распространением информационных технологий. В некоторых районах сложные ИТ-решения просто не используются из-за специфики локальной экономики или неблагоприятных географических/климатических условий.
Однако сложно представить зоны, где цифровизация не нужна. Даже если сейчас кажется, что в какой-либо области цифровая среда мешает, возможно, мы просто не видим способа её правильно использовать. Ведь цифровизация — это не просто миграция аналоговой информации в цифровую, а создание новых бизнес- и социальных процессов, где всегда есть место для инноваций.
Подводим итоги
В России можно ожидать уверенного развития цифровой экономики, поскольку переход на неё выгоден и для компаний, и для государства. С помощью цифровой трансформации страна может достичь большего успеха в экономической, технологической и социальной сферах. В то же время поставщики ИТ-решений могут участвовать в формировании новых бизнес-процессов, получая тем самым больше возможностей развития на рынке и повышения прибыли.
Чтобы стимулировать процессы цифровизации, работа должна вестись по трём направлениям:
- развитие людей, включающее как воспитание квалифицированных ИТ специалистов, так и повышение информационной грамотности населения;
- развитие информационных технологий и инфраструктуры;
- формирование прозрачных и предсказуемых норм регулирования.
Источник: Борис Дубов, директор департамента партнёрских операций компании Xerox Россия