18 июля 2018 г.
Аналитики уверяют: к 2030 году каждая компания станет цифровой организацией. В общем, все как в известном фильме: «Ничего не будет — ни кино, ни театра, ни книг, ни газет», одна сплошная цифра. Что это значит для компаний? Прежде всего то, что уже сегодня необходимо готовить кадры, подходящие к новой цифровой реальности, находить более эффективные способы управления, а также проводить цифровую трансформацию ИТ-инфраструктуры в своих компаниях и у клиентов. Партнерство «человек-машина» прямо на глазах выходит на новый уровень. Эксперты считают, что к безработице это не приведет, сотрудники компаний не будут заменены машинами, просто получат новые возможности. Люди, как остроумно заметил вице-президент и генеральный директор Dell EMC в России, Казахстане и Центральной Азии Борис Щербаков, превратятся в цифровых дирижеров. Однако готовы ли они к этому?
Выступая на первом форуме инноваций и информации «IT-ОСЬ 2018», Борис Щербаков отметил, что сегодня о цифровой трансформации говорят все, даже домохозяйки. При этом мало кто понимает, как эту самую трансформацию осуществлять. Жизнь меняется очень быстро, прорывные технологии рождаются прямо на глазах, практически каждый день выпускаются сотни новых приложений и предложений. И люди, и компании находятся под спудом технологического давления и порой не понимают, что самое трудное — выстроить стратегию развития. Все знают, что инвестировать в новые технологии надо на ранних стадиях. Но как определить именно ту технологию, которая станет прорывной, даст миллиардные обороты?
Недавно по заказу корпораций Dell EMC и Intel компания ESG провела исследование IT Transormation Maturity Study*, в котором приняли участие 4000 компаний со всего мира (среди респондентов были и российские компании) с целью выявить, насколько успешно предприятия во всем мире реализуют ИТ-трансформацию, и какие преимущества она несет.
В современном цифровом мире предприятия и отрасли сталкиваются с тем, что разрушаются привычные способы ведения бизнеса. Скоро работать «по-старому» будет нельзя, но понимают ли компании, как надо работать «по-новому»? Согласно опросу, 45% респондентов уверены: в течение
При этом 78% считают цифровые стартапы угрозой своему бизнесу, 62% уже стали свидетелями появления новых конкурентов в результате внедрения цифровых технологий. Ключевыми движущими силами трансформации являются конкуренты (46%), заказчики (56%), топ-менеджеры (41%), руководители подразделений, отличных от ИТ (39%).
Статистика говорит сама за себя. Одни верят, что надо быстро начинать что-то делать, другие — что надо подождать. Однако всем понятно, что без движений в сторону цифровой трансформации не обойтись. Такие компании через какое-то время просто остановятся в развитии. Борис Щербаков отметил, что заказчики и партнеры компании не просто проявляют интерес к решениям для цифровизации и отдельно — к отраслевым решениям, этот интерес переходит в практическую плоскость. Компании больше не задают вопрос «зачем», главным стал вопрос «как».
Каждая компания сама решает, каким будет первый шаг на пути к трансформации собственного бизнеса. Во многом он зависит от того, на какой стадии развития находится организация. Кому-то надо начинать с элементарного создания инфраструктуры. У кого-то информационный «зоопарк», и его надо привести в соответствие с сегодняшними требованиями. Кто-то уже может двигаться в сторону самых современных технологий, облачных решений и т.п.
Согласно исследованию, цифровой трансформации присущи 5 основных атрибутов: гибкость инноваций, прогнозируемые новые возможности, прозрачность и доверие, персонализированный опыт, возможность всегда быть на связи в реальном мире. И все эти показатели в компаниях растут с каждым годом.
Однако 73% респондентов признают, что цифровая трансформация могла бы получить в их организации более широкое распространение. Только треть опрошенных говорит о том, что эффективно внедрили важнейшие атрибуты цифрового бизнеса в масштабе компании. При этом лишь 7% реализовали все 5 атрибутов качественно и в масштабе компании.
Одним из важных сдерживающих факторов является нежелание компаний становиться первопроходцами. Внедрение новых систем связано с большими рисками. Многие хотят, чтобы на грабли сначала наступил кто-то другой, а они уже пошли по проторенному пути.
Таким образом, если оценивать рынок с точки зрения теории диффузии инновации Э. Роджерса, сегодня больше всего компаний находится в статусе «оценивающих» (34%) и «последователей» (32%), «отстающих» и «внедряющих» также примерно поровну — 15% и 14%. А лидеров, новаторов, тех кто уже перестаивает свой бизнес, всего 5%.
При этом технологии, которые к 2030 году должны изменить мир, уже не только у всех на слуху, но реально работают. Напомним, в состав этой «великолепной пятерки», определенной в ходе исследования Института будущего IFTF «Эра партнерства „человек — машина“», входят: искусственный интеллект (ИИ) и машинное обучение, робототехника, визуальная и дополненная реальность, облачные вычисления, интернет вещей.
Мало того, некоторые из этих технологий, такие как ИИ, существуют уже довольно давно. Однако именно сейчас они получили возможность выйти на новый уровень, на их основе стали возникать новые сервисы. И самое главное, на них появился спрос. Именно благодаря спросу решения на основе технологий становятся массовыми. Да, прорывные технологии получают новые возможности. Но, далеко не все. Скажем, умные холодильники существуют уже больше 20 лет, однако массовым товаром до сих пор не стали.
Сегодня, пожалуй, больше всего вопросов вызывает робототехника. Эволюция партнерства «человек-машина» многих пугает. Борис Щербаков напоминает: возможности технологий каждые 5 лет увеличиваются в 10 раз, так что наша зависимость от них будет только усиливаться. Однако бояться (по крайней мере в ближайшие лет пятнадцать) не стоит. Технологии создаются, прежде всего, чтобы освободить человека от рутинной работы. Главный вклад машины в сотрудничество — автоматизация и скорость. Освобожденный от рутины человеческий труд должен породить новое поколение работников умственного труда.
Уже сейчас процесс поиска работы начинает меняться. Во главу угла ставится быстрое обучение. Способность приобретать новые знания начинает цениться выше, чем знания, которые у нас уже есть. Темпы перемен так высоки, что возникла потребность в ускоренном обучении. Новая роль образования заключается в том, чтобы научить учиться в новом мире. Также одним из кардинальных изменений стало «открытие мира» для людей, которые раньше были оторваны от процессов образования и общения. Сегодня слабовидящие люди, люди с ограниченными возможностями получают возможность жить полноценно.
При этом Борис Щербаков уверен: образование будущего должно быть нацелено на человека как на носителя морали и нравственности. Именно эти критерии должны стать главенствующими и определяющие в сотрудничестве человека и машины.
При этом пытаться представить, как конкретно будет выглядеть мир в
Работа над новыми технологиями продолжается постоянно. Так, Dell Technologies инвестирует в НИОКР около 4,5 млрд долл. ежегодно. Инженеры компании разрабатывают технологии, которые придут на рынок через
Одно несомненно: всех нас уже в самом ближайшем будущем ждет цифровая трансформация: ИТ-трансформация, трансформация рабочих мест, трансформация систем безопасности. И новая роль — роль цифровых дирижеров.
*Исследование проведено компанией ESG по заказу компаний Dell EMC и Intel 19 сентября — 06 ноября 2017 г. В основе исследования — онлайн-опрос
CRN/RE — информационный партнер конференции «IT-ОСЬ 2018».
Источник: Наталья Басина, crn.ru