24 июля 2018 г.

Первые шесть месяцев 2018 года российский кадровый рынок провёл в режиме ожидания: по сравнению c концом 2017-го рост ощутимо замедлился. Как отмечают в кадровой компании ЮНИТИ, так экономика отреагировала на выборы президента — бизнес ждал не только итогов, но и определения новых векторов развития государства. Эксперты ЮНИТИ выделили пять тенденций, сформировавшихся за этот период.

1. Дефицит кадров. Эта тенденция прошлых двух лет в 2018 году продолжает постепенно расти — однако не так быстро, как этого ожидали многие эксперты кадрового рынка. Как отмечает Рустам Барноходжаев, руководитель департамента по работе с ключевыми клиентами компании ЮНИТИ, нехватка кадров усилилась соразмерно уровню развития экономики, то есть в среднем на полтора процента.

«Сохраняется дефицит по тем же позициям, что и в прошлом году, — как правило, в тех отраслях, где наблюдается просто физическая нехватка специалистов, — объясняет Владислав Лобанов, генеральный директор компании ЮНИТИ. — Самый яркий пример — сфера ИТ: там по-прежнему перегрев рынка, очень много вакансий и очень мало кандидатов, соответствующих запросам работодателей. Позиции закрываются тяжело: потребность у компаний есть, но нет лишних денег, как в тучные годы, когда нужным кадрам просто переплачивали на 30–50 %. Никто не бегает с места на место из-за 20–30 тысяч рублей. На первый план выходят нематериальная мотивация и условия труда: для IT-специалистов важно, чтобы не было дресс-кода и жёсткого графика. Поэтому сегодня работодатели заботятся именно об этом: могут даже поставить кровати в офис или повесить баскетбольные кольца».

2. Корпоративное онлайн-обучение. Эксперты ЮНИТИ отмечают, что тренд на подготовку кадров «под себя» в 2018 году трансформировался: теперь компании предпочитают повышать квалификацию уже имеющихся сотрудников с помощью корпоративных онлайн-курсов. Активно развиваются и соответствующие сервисы, например «Академия» от HeadHunter, которая позволяет как пройти обучение у топовых преподавателей, так и создать собственные курсы.

«Есть два варианта развития бизнеса: первый — зарабатывать больше, а тратить меньше, второй — зарабатывать столько же, сколько и раньше, но сокращать издержки и проводить оптимизацию. Сейчас увеличивать прибыль не получается, поэтому есть тенденция к сокращению непрофильных расходов, под которое, как правило, попадает и обучение. Реальные инвестиции в это направление не растут, компании не готовы нанимать ведущих бизнес-тренеров. Зато очень сильно развивается более дешёвая тема интернет-обучения, как внутреннего, так и в целом», — считает Владислав Лобанов.

Сокращение инвестиций в образовательные программы объясняется и тем, что рост дефицита кадров был незначительным. «На рынке хватало готовых специалистов, чтобы не тратить деньги на обучение», — добавляет Рустам Барноходжаев.

3. Автоматизация. Спрос на специалистов по автоматизации производства и бизнес-процессов эксперты ЮНИТИ предрекали ещё в конце 2017 года — уже тогда многие клиенты компании ЮНИТИ задумывались о найме таких экспертов, называя процесс естественным: сначала нужно было запустить производство, затем создать качественную продукцию, а теперь пришло время улучшать систему и сокращать издержки.

«Сегодня именно автоматизация и реконструкция предприятий позволяют бизнесу выходить на новый виток развития. Пока нельзя назвать потребность в таких специалистах существенной, но тенденция очевидна», — говорит Рустам Барноходжаев.

4. Рост консервативных отраслей экономики, в первую очередь производства, металлургии и энергетики. В первом полугодии 2018-го эти сферы, как отмечают в ЮНИТИ, развивались осторожно, без резких скачков, — это сопоставимо с изменениями экономики в целом.

«Это вызвано всеобщим ожиданием результатов выборов президента и его первых решений. Наставления главы государства в итоге были связаны с развитием именно реальных отраслей экономики, и сегодня мы уже замечаем более активное движение работодателей в эту сторону. Массового спроса пока нет, но он предстоит», — уверен Рустам Барноходжаев.

5. Усложнение поиска рабочей силы, которая обычно высвобождалась в летний период (студенты и выпускники). «Речь идёт о прытких и быстродумающих молодых людях, которых часто использовали в маркетинговых службах, в службах продаж и так далее. Ввиду чемпионата мира по футболу подбор таких кадров стал очень сложным — в крупных городах значительная масса активных и подвижных работников задействована в реализации данного проекта. Это событие внесло большие корректировки в процессы, связанные с рабочей силой», — отмечает Феликс Кугел, управляющий директор ЮНИТИ.

В то же время замедлился общий рост кадрового рынка: если в 2017 году (по сравнению с 2016-м), по оценкам ЮНИТИ, он вырос в среднем на 15–20 %, то в этом году такие темпы маловероятны. Впрочем, эксперты отмечают, что нет и спада, а это уже хороший показатель.

Источник: Пресс-служба компании ЮНИТИ