25 июля 2018 г.
Обсуждение в соцсетях ситуации с проверками магазина Pleer.ru заставила нас вновь вернуться к вопросу о том, в какое количество оттенков «серого» все еще выкрашен российский ИТ-рынок.
Так, рассуждая о сложившейся ситуации на своей странице в ФБ, Дмитрий Алексеев, руководитель компании ДНС, отмечает: «То, что я не так давно писал пост про Pleer в контексте ухода ДНС с Яндекс.Маркета, это простое совпадение... Но если вы разбираетесь в трендах и понимаете, что происходит, то угадать несложно. В России идет последовательная работа по обелению рынков. Можете считать, что это из благих побуждений, можете считать, что просто государству нужны деньги. Как хотите, но факт остается фактом. Сначала Центробанк занялся серым банковским бизнесом (обналом и конвертом), потом налоговая ввела систему АСК НДС2 (контроль цепочек НДС), потом — Онлайн кассы (оперативное отслеживание торговой выручки). Конечно, каждый раз были разговоры про перехваты потоков различными „силовиками“, передел „крыш“, „заказов конкурентов“ и т.д. Но факт в том, что если вы просмотрели тренд, пытаетесь жить по старинке, то, увы, скорее рано, чем поздно, придется говорить какие-то глупости о „заказе“ или „давлении на бизнес“».
Любопытно читать комментарии под постом на тему «никто же толком не объяснил, как надо обеляться». Напомним, что вот уже почти четыре года все крупные дистрибьюторы и крупные ритейлеры, которым государство в очень доходчивой форме «объяснило», почему ИТ-рынок наконец-то должен «выйти из тени», не только перестроили свои бизнес-схемы, но и призывали всех , к кому еще пока не пришли с личными объяснениями, т.е. более мелких участников канала продаж, начать обеляться с упреждением.
Уже тогда Марина Никитина, координатор комиссии АПКИТ по импорту и дистрибуции, объясняла: «Российский ИТ-рынок сегодня достиг той степени зрелости, когда на первый план выходят не только технологии, сложность решений, объемы бизнеса, широта и разнообразие каналов сбыта, но и такие вещи, как прозрачность бизнеса, стоимость и надежность ИТ-компаний. В силу разных причин на начальном этапе становления рынка о прозрачности бизнеса и легальности импорта многие компании не думали — важнее было любой ценой завоевать прочные позиции на нашем всегда конкурентном рынке. Времена „успешных контрабандистов“ канули в Лету. ... Назрела необходимость в саморегулировании. Ведущие компании предложили всем игрокам рынка определиться — в какой зоне они предпочитают работать: белой или серой (черной/теневой/коррупционной). ... К Хартии уже присоединились все ведущие дистрибьюторы и импортеры ИКТ-оборудования, тем самым публично декларировав приверженность цивилизованному и социально ответственному ведению бизнеса. Документ подписали и некоторые вендоры, торговые сети и другие компании, не только члены АПКИТ. Сегодня подписантов более 60».
Но, видимо, подобные предупреждения от коллег по ИТ-рынку не всем ИТ-компаниям кажутся достаточно убедительными, чтобы начать обеляться. Это и понятно: у нас принято «не торопиться выполнять приказы, так как их обязательно отменят» и надеяться, что тебя не заметят, так как ты маленький (мол, «Динозавры почему вымерли? Потому что большие были и высовывались. А клоп маленький, незаметный — до сих пор живет»),
Но есть ощущение, что сейчас и приказ не отменят, и, если еще не заметили, то чуть позже обязательно обратят внимание. О том, как именно проводится обеление, какими темпами и какими методами, наше издание подробно рассказывало в 2016 г. Уже тогда по тону выступлений участников круглого стола, прошедшего в редакции и посвященного этой теме, было понятно, что само по себе желание «обелить рынок» у государства не рассосется. Как замечали представители дистрибьюторских компаний, за почти два года подавляющее большинство дистрибьюторов перешли на «белые» схемы поставки товара.
Так, Дмитрий Иванников, в тот момент — генеральный директор компании Treolan, отмечал: «Честные импортеры, которые в настоящее время (т.е. в 2016 г.) на ИТ-рынке составляют абсолютное большинство (в том числе и благодаря усилиям ИТ-сообщества по обелению этого сегмента экономики), разумеется, действуют в соответствии с правилами игры и выплачивают НДС уже в соответствии со скорректированной таможенной стоимостью». Более конкретные данные приводил Алексей Калинин, президент компании OCS Distribution: «И государство, и ИТ-сообщество потратили много времени и сил для того, чтобы обелить рынок высокотехнологичного оборудования в России. И сейчас уже все признают, что он стал таковым более чем на 90%. Иными словами, более 90% ИТ-товаров приходят в Россию без занижения или завышения стоимости. Но между „черным“ и „белым“ всегда есть колеблющиеся, которые пока не решили, на чью сторону встать».
Тогда же, т.е. ДВА ГОДА назад дистрибьюторы предупреждали партнеров, что «обеление» на крупных компаниях не остановится, а будет проникать вглубь канала.
И вот, судя по всему, «процесс пошел». «Для всех предпринимателей хотел бы еще раз обратить внимание, как важно понимать, какие происходят изменения. Нужно меняться до того, как „к вам пришли“. Посмотрите, а будет ли ваш бизнес прибыльным, если вы будете полностью в легальном поле, без всяких „хитростей“. Если вы осознаете рискованность тех или иных операций, то создавайте резервы под эти риски. Помните, что если „к вам придут“, вы не просто лишитесь доходов от „схемы“ и у вас появятся издержки от этого „прихода“, так еще вы в полной мере получите проблемы от недоверия к вашей надежности от клиентов, поставщиков и банков. Все сразу», — комментирует Дмитрий Алексеев.
Так, может, стоит наконец прислушаться к словам тех, кому уже объяснили правила обеления? Или хотя бы вспомнить, что незнание закона не освобождает от его ответственности.
Источник: Светлана Белова, crn.ru