22 августа 2018 г.
Эта группа товаров на рынке доступна давно, но в российском ритейле представлена явно недостаточно. Однако ситуация может заметно измениться. Два механизма, которые ранее обеспечивали рост популярности, сохраняются. Продолжается плавный рост install base подобных устройств, и как следствие, увеличивается охват «сарафанного радио», которое работает на продвижение этих полезных штучек. Ритейл, традиционно озадаченный предложением новых устройств на насыщенном рынке, также заинтересован в продвижении роботов-пылесосов, и эта заинтересованность плавно растет пропорционально усилению конкуренции за каждый рубль потенциальных покупателей. Но появляется еще один фактор: выход в этом сегменте на локальный рынок новых агрессивных игроков.
Что предлагает Xiaomi и почему это важно?
Mi Robot Vacuum (на фото) — классический робот-пылесос, который имеет «на борту» дюжину датчиков (в том числе лазерные), может самостоятельно строить карты помещения для оптимизации процесса уборки и, что важно, поддерживает сопряжение со смартфоном. Последнее позволяет владельцу корректировать карты, активировать различные режимы работы пылесоса, а также задавать желаемые параметры уборки (например, в приложении можно задать график уборки, указывая день и время ее начала). По сути, этот робот можно рассматривать как периферийное устройство для смартфона. Рекомендованная розничная цена — 19990 руб., что делает устройство доступным для массового пользователя.
Данный робот-пылесос был анонсирован для российского рынка на юбилейном мероприятии Xiaomi, одновременно с флагманом Mi 8 и «бюджетником» Redmi 6А, о которых CRN/RE писал. Томми Лиу, генеральный менеджер Xiaomi по России и СНГ, отметил, что Mi Robot Vacuum разрабатывали в течение двух лет. За это время Xiaomi успела продать более 1 млн роботов-пылесосов предыдущих версий.
Заметим, что компания iRobot, которая выпускает роботы-пылесосы уже 16 лет, реализовала за это время более 14 млн. девайсов., то есть годовые объемы продаж устройств от неофита-Xiaomi сравнима с продажами признанного гранда в этой области.
Роботы-пылесосы на российском рынке представлены довольно давно, это и устройства упомянутой выше компании iRobot, и модели от Philips, Polaris, BBK, LG и другие. Однако, для российского «цифрового ритейла» появление пылесоса Xiaomi может стать «триггером», вполне способным привлечь внимание массового пользователя к устройствам данного типа — компания «на слуху», активная, известная своими необычными smart-решениями и, главное, присутствующая в канале.
iLife: на пути к каналу
На российский рынок с роботами-пылесосами выходят и другие компании, в том числе, специализирующиеся на данном оборудовании. Например, iLife, которая начинает активно осваивать локальный российский рынок. Если Xiaomi предлагает единственную модель, то iLife представляет спектр роботов-пылесосов, от простейших моделей до продвинутых.
Продвижение роботов-пылесосов iLife началось с позапрошлого года, тогда вендор работал через AliExpress, однако создал в России фирменную сервисную службу для гарантийной и постгарантийной поддержки. С конца весны этого года вендор активно работает над развитием продаж в канале.
«На примере уже существующих в США, Германии и других странах мира систем распространения роботов-пылесосов на мировом рынке мы также стремимся к созданию полноценного канала продаж и обслуживания в России», — сказано в пресс-материалах компании.
В настоящее время компания поставляет на российский рынок 8 моделей роботов-пылесосов с рекомендованными розничными ценами во вполне демократичном диапазоне от 8990 до 17590 руб.
«Модели серии „А“ оснащены спиральными щетками, которые подходят для глубокой чистки ковров; модели серии „V“ оснащены мощными насосами, которые эффективно удаляют волосы и шерсть; кроме того, в ближайшие полгода будет представлена новая серия „W“, которая сможет эффективно удалять застарелые трудноочищаемые пятна на полу», — подчеркнуто в пресс-релизе.
Есть простейшие модели, все «программирование» которых ограничивается заданием с пульта времени начала уборки, но доступны и полноценные smart-девайсы. Первой такой моделью, которая может быть управляема с мобильного приложения на смартфоне, станет iLife А7, поставки которой обещают в августе. По словам представителей компании, осенью будут представлены и другие модели, обладающие возможностью сопряжения со смартфонами.
Кому нужен робот-пылесос?
Устройства этого типа интересны, как принято считать, гикам. Конечно, роботы-пылесосы — must-have-устройства для гиковской аудитории, но не только для них, а в более широком смысле, для аудитории холостяцкой. Также к аудиториям, которым крайне актуальны такие устройства, следует отнести семьи с детьми, владельцев домашних животных, аллергиков и многих других. Как видно, гики — хотя и очевидная, но вовсе не единственная и далеко не самая многочисленная ЦА для роботов-пылесосов!
И хотя роботы-пылесосы уже интересны не только гикам, пока это еще не устройства, которые-сами-себя-продают, до массовой аудитории надо еще дотянуться, причем как вендорам, так и ритейлерам. Поэтому нужна разноплановая маркетинговая активность, начиная от PoS-локаций и заканчивая различными формами рекламы, участием в выставках и т.д. А также, разумеется, предложением широкого спектра девайсов на разный вкус и кошелек,
Роботы-пылесосы должны быть разными!
Комплектуя модельный ряд данного оборудования, ритейлеры должны помнить, что роботы-пылесосы следует рассматривать в обеих их ипостасях — и как пылесосы, и как smart-устройства. При выборе устройств у пользователей из разных групп акцент в мотивации может быть на разных составляющих.
Есть как простейшие модели, способные просто собирать мусор с пола (но и они могут существенно отличаться друг от друга, например, количеством уровней в системе очистки и т.д.), так и более продвинутые решения, например, девайсы с отсеком для воды, выполняющие вариации влажной уборки. Разумеется, пылесосы различаются мощностью всасывания, емкостью бортовых аккумуляторов — и, соответственно, площадью квартиры, которую могут обработать на одной зарядке — конструктивными особенностями щеток и т.д.
В плане smart-функций различий еще больше, например, наличие/отсутствие оптических датчиков, мягких бамперов, решений, построенных по принципу радаров, возможностей использовать бесконтактные ограничители и т.д. Причем эти хай-тех-элементы есть даже в «самодостаточных» моделях, которые не поддерживают связи со смартфонами и самостоятельно ориентируются в пределах квартиры, выполняя уборку, а все управление сводится к нажатию одной кнопки, или, как говорили выше, установки времени запуска.
Что это значит для ритейла
Конечно, сегмент роботов-пылесосов пока небольшой. «Рынок пока рынок очень нишевый с очень медленной оборачиваемостью», — подчеркивает Глеб Мишин, генеральный директор Candy Hoover Group Россия, чем объясняет отсутствие в данном сегменте марок компании, которая славится своим агрессивным подходом к инновациям. В LG отказались комментировать российские перспективы данного сегмента, что косвенно указывает на невысокий интерес к данной продукции даже со стороны компании, давно продвигающей здесь роботы-пылесосы.
Но выход на локальный рынок двух агрессивных игроков с довольно известными марками (Xiaomi, iLife) приводит как к привлечению внимания к данной продукции, так и к снижению цен на нее. Напомним, что расценки на популярные роботы-пылесосы LG, например, составляют около двадцати пяти тысяч рублей, в то время как теперь цены на продукцию рассмотренных выше компаний заметно ниже, причем минимальная цена «входного билета» теперь оказывается менее десяти тысяч. Разумеется, складывающаяся ситуация делает рынок роботов-пылесосов крайне актуальным для российского цифрового ритейла.
Мы имеем огромный рынок для роботов-пылесосов, который не еще не освоен — процент проникновения устройств крайне мал в российских условиях. Большинство потенциальных покупателей впервые приобретают робот-пылесос, что определяет очевидные особенности в продвижении этого вида продукции, и этим данный сегмент сильно отличается от рынка смартфонов или, например, компьютеров.
Заметим, что массовым пользователям, которые заинтересовались роботами-пылесосами, можно также предложить очистители воздуха — по сути, «пылесосы для воздуха». Эти девайсы устанавливают стационарно и в процессе работы они постепенно пропускают через свои фильтры воздух в помещении, удаляя из него частички загрязнения (от традиционной пыли и шерстинок домашних животных до частичек табачного дыма и пыльцы растений), а некоторые также могут ионизировать и/или увлажнять атмосферу в помещении. Очистители, в общем случае, не являются цифровыми устройствами, а относятся к классической белой технике", что также придется учитывать ритейлу. Однако, такое оборудования выпускают многие известные — Panasonic, Dyson, Redmond, Polaris, LG и другие — которые давно и уверенно присутствуют в локальном канале, поэтому проблем с поставками таких моделей у российского цифрового ритейла не будет.
Источник: crn.ru