27 августа 2018 г.
Вендорские Интернет-магазины — давно не новость для канала, но в последнее время фирменные торговые точки всё активнее открываются и офлайн. В ТЦ «Черёмушки» с
Компания Haier со 108 заводами, десятком НИОКР-центров по всему миру и более чем 73 тыс. сотрудников официально открыла представительство в России в 2007 г. К настоящему времени она располагает 196 сервисными центрами более чем в 120 городах нашей страны и собственным производством на её территории. Главное направление деятельности компании — разработка и выпуск крупной бытовой техники как для розницы, так и для коммерческих заказчиков. Есть в её ассортименте и электроника — прежде всего, телевизоры и смартфоны.
Завод Haier в Камском индустриальном парке «Мастер» в Набережных Челнах, официально открытый в 2016 г., интересен, в частности, тем, что стал первым российско-китайским совместным несырьевым проектом. Завод, инвестиции в строительство которого превысили 55 млн долл., выпускает холодильники, — до 250 тыс. единиц в год, а на втором этапе развития его производственные мощности планируют довести до полумиллиона единиц.
Haier в Набережных Челнах недавно приступила к строительству целого крупного индустриального парка, коммерческий запуск которого намечен на июль
Глобальные позиции Haier весьма прочны. Аналитики Euromonitor International называют её брендом № 1 в мире среди производителей крупногабаритной бытовой техники с долей 14,2% (при этом доля выпускаемых ею стиральных машин в мире достигает 16,5%, холодильников — 21,2%). Компания возглавляет рейтинги Euromonitor International по таким продуктовым категориям, как холодильное оборудование, бытовые приборы для стирки белья и морозильные установки.
Помимо собственной марки, группе компаний Haier принадлежат другие известные в мире бренды: AQUA, Casarte, Fisher&Paykel, General Electric (последний — в применении к бытовым электроприборам с 2016 г.). Как подчеркнул на открытии фирменного магазина в Москве Сун Чженьхуа, генеральный директор Haier в России и СНГ, с 2009 г. выручка группы компаний практически удвоились с 18,5 до 37,2 млрд. долл. В России Haier ставит перед собой цель выйти к концу текущего года на оборот в 300 млн долл.
В прошлом году объём продаж компании в РФ в 2017 году составил 214 млн долл. По данным GfK, в I кв. 2018 г. продукция Haier заняла 6,1% российского рынка стиральных машин и 8,3% рынка холодильников в денежном выражении, — это соответственно на 4,2% и 1% больше аналогичного периода прошлого года. Охотнее всего российские покупатели берут холодильники под маркой Haier (33% от её продаж), а также телевизоры (20%) и стиральные машины (12%).
Haier продаёт в России технику, локализованную в соответствии со специфическими запросами наших потребителей. К примеру, китайцы предпочитают каждый день ходить на рынок за свежими овощами, в холодильнике их почти не хранят, — соответственно, нет запроса на обширную «зону свежести» с нулевой температурой. В России покупательские привычки иные, и в предназначенных для нашего рынка холодильниках Haier такие зоны довольно объёмисты.
Начиная работать в России, Haier полагалась на ведущие федеральные сети бытовой и цифровой техники. Её продукция широко представлена в ассортименте «М.Видео», «Эльдорадо», DNS и других гипермаркетов. Стратегия компании предусматривает планомерное развитие и завоевание всё большей доли рынка, в связи с чем в 2016 г. она запустила собственный Интернет-магазин.
Годом позже неподалёку от завода в Набережных Челнах была открыта экспериментальная розничная торговая точка компании (вот почему, собственно, формально первый её монобрендовый магазин в Москве можно считать фактически вторым). На окупаемость пилотный магазин Haier вышел, по словам Сергея Фомичёва, управляющего директора компании, уже через год и три месяца после начала эксперимента.
Очевидной тенденцией последних десятилетий, прошедших под знаком Интернета, был планомерный уход покупателя из традиционных розничных точек в онлайн. Однако в последние годы явственно заметен встречный тренд: чисто онлайновые бренды, включая знаменитый Amazon, открывают вполне реальные магазины. Причина — в стремлении диверсифицировать каналы поставок ради максимальной широты охвата покупательской аудитории.
В особенности это касается крупной бытовой техники. Делая серьёзную покупку, рассчитанную на длительный срок эксплуатации, очень и очень многим хочется предварительно пощупать её вживую, получить личный опыт взаимодействия с ней. Вот почему офлайновые магазины до самого недавнего времени активно «музеефицировались». Потребитель приходил туда, словно на выставку, смотрел и трогал, общался с консультантами — а затем делал заказ онлайн, что как правило обходилось ему заметно дешевле.
Фирменный офлайновый магазин в этом смысле можно рассматривать как «перехватывающую парковку» для потенциального покупателя. Изучив товар на сайте и определившись примерно с выбором, но так и не решившись нажать на кнопку «оформить заказ», он будет получать предложение посетить монобрендовую торговую точку. В которой и проконсультироваться у специалиста (действительно сведущего, а не как это часто бывает в гипермаркетах) сможет, и дополнительную выгоду вроде расширенной гарантии либо добавочных опций приобретёт.
Замечательные новости для покупателей, не слишком серьёзная угроза для крупных сетей — но, пожалуй, ещё один тревожный звоночек для классического независимого ритейла. Теперь, помимо федеральной сетевой розницы, ему придётся активнее конкурировать за покупателя ещё и непосредственно с вендорами.
Источник: Максим Белоус, crn.ru